М.В.Ломоносов.Детство великого русского ученого.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хачатрян Арпине Гарниковна

Краткое описание: комплексное занятие в подготовительной к школе группе с приложением фотоматериалов (создание детьми моделей кораблей (аппликация, составление портрета М. В. Ломоносова (пазлы, народная подвижная игра, дидактическая игра «Разложи посуду», изучение карты путешествия М. В. Ломоносова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_detstvo_mihaylo_lomonosova.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание: комплексное занятие в подготовительной к школе группе с приложением фотоматериалов (создание детьми моделей кораблей (аппликация, составление портрета М. В. Ломоносова (пазлы, народная подвижная игра, дидактическая игра «Разложи посуду», изучение карты путешествия М. В. Ломоносова).

Задачи:

1. Образовательная - Продолжать знакомить детей с детством М. В. Ломоносова.

2. Развивающая - Расширять и уточнять знания детей о быте поморской семьи.

3. Физическое развитие - Знакомить с народными подвижными играми.

4. Совершенствование художественных навыков в сюжетной работе - аппликации: соблюдение взаимосвязи между объектами построения, композиции и др.

5. Воспитательная - Воспитывать положительные качества личности: внимание к окружающим, заботу о ближнем, желание помочь, интерес к изучению культуры Севера.

6. Способствовать воспитанию любви и гордости за свой народ.

Материал:

- картины с изображением памятных мест посвящённых М. В. Ломоносову

- портрет М. В. Ломоносова разрезанный на пазлы

- готовые детали для аппликации кораблей

-портреты родителей М. В. Ломоносова

-детский портрет Миши

-карта

-посуда старины и современная.

-фото поморской избы

Предварительная работа:

-чтение художественных произведений о жизни поморской семьи

- разучивание с детьми подвижных игр русского народа

-рассматривание иллюстраций с изображением памятных мест о М. В. Ломоносове.

- экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова

-рассматривание посуды, составление описательных рассказов.

-экскурсии в краеведческие музеи г. Северодвинска.

-разучивание русских народных хороводов, песенок, потешек, поговорок.

Ход занятия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, посмотрите какие красивые пазлы лежат у меня на столе, они все разные по форме.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте соберём и посмотрим, что получится.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, Вы отлично справились с заданием.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, какой красивый портрет у нас получился. Вы догадались, чей это портрет? (Портрет М. В. Ломоносова).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Михаил Васильевич Ломоносов собирал мозаику из цветных стёклышек (смальты, а мы собрали его портрет из пазлов.

Стук в дверь. Входит Мудрец.

МУДРЕЦ: Здравствуйте, ребята! Я мудрец! А Вы знаете кто такой Мудрец? (ответ детей)

- Молодцы.

МУДРЕЦ: Я прожил на белом свете много - много лет. Много книг прочитал, много интересного знаю. Хочу Вам рассказать о великом человеке, который родился на северной окраине России, неподалёку от города Холмогоры, в деревне Мишанинской, (показ на карте)

Родился он в семье крестьянина почти 300 лет назад.

Отца звали – Василий Дорофеевич, (показ фото); маму- Елена Ивановна (показ фото).

В семье он был единственным ребёнком и его очень любили родители.

Мальчиком он рос здоровым и сильным, трудолюбивым. Когда ему исполнилось девять лет, отец стал брать его с собой в море.

МУДРЕЦ: Вы догадались, о ком я вам начал рассказывать? (М. В. Ломоносов) (показ портрета)

МУДРЕЦ: Дети, а каким вы себе представляете мальчика –Мишу Ломоносова?

ДЕТИ: сильным, добрым, смелым.

МУДРЕЦ: А как ласково называли мама и папа Михаила Васильевича Ломоносова?

ДЕТИ: Михайлушка

МУДРЕЦ: А как вас ласково называют мама и папа?

МУДРЕЦ: Люди в старину много работали, но умели и отдыхать, устраивать красивые праздники с песнями да хороводами. А вы знаете, в какие игры играли дети в те далёкие времена?

(«Лапти», «Прорыв цепи», «Рыбаки и рыбки» и т. д.)

МУДРЕЦ: А сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Золотые ворота»(объясняет правила)

Повторяйте за мной слова:

Золотые ворота

Проходите господа.

Первый раз – прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим Вас!

Хорошо поиграли и ни чуть не устали.

МУДРЕЦ: Слушайте дальше:

- Суров русский Север. Тёплые дни стоят всего-то месяца три, а остальное время – зимушка-

зима. И люди на Севере природе под стать – крепкие душой, надёжные в дружбе.

«Словесная игра»

МУДРЕЦ: Скажите пожалуйста, как называют людей которые живут в Москве? (Москвичи)

-Почему их так называют?

ДЕТИ: потому что живут в Москве.

МУДРЕЦ: В Архангельске? (Архангелогородцы)

МУДРЕЦ: А в Северодвинске? (Северодвинцы)

МУДРЕЦ: А на Севере? (Северяне).

МУДРЕЦ: Людей, которые живут на севере, ещё называют – поморами.

А сейчас мы перенесёмся в те давние времена и заглянем в избу поморскую (картина)

В деревенской семье была русская печь, старинная посуда, деревянная мебель.

Домашними делами и воспитанием детей занимались женщины.

МУДРЕЦ: Дети, попробуйте разложить посуду на два времени: Прошлое и настоящее. Какой посудой пользовались в те далёкие годы, а какая посуда есть у нас сейчас.

Игра «Разложи посуду»

МУДРЕЦ: Хорошо, а кто может рассказать как называлась посуда и из чего была она сделана?

ДЕТИ: крынка – из глины, для приготовления каши,

чугунок - из железа, для приготовления горячих блюд;

туесок - из бересты, для хранения круп

деревянные ложки - для еды и т. д.

МУДРЕЦ: А сейчас посуда из каких материалов изготавливается?

ДЕТИ: перечисляют.

МУДРЕЦ: Поморы зимой жизнь ведут в деревнях и сёлах, а чуток потеплеет – выходят в море. Рыбу ловят, на тюленей охотятся, грузы перевозят. И так до осени ищут они в море свою удачу. От моря - то вся жизнь их зависит.

МУДРЕЦ: Как называлось судно, на котором Ломоносов с отцом выходили в море?

ДЕТИ: «Чайка»

МУДРЕЦ: Почему судну дали такое название?

ДЕТИ: За быстрый и лёгкий ход.

МУДРЕЦ: Давайте рассмотрим из каких частей состоит судно: корпус, мачта, паруса, флаг.

Предлагаю вам стать строителями и построить свой корабль. Вот готовые детали, из которых вы можете себе выстроить любое судно.

Вы молодцы, настоящие строители. Посмотрите какие красивые корабли получились у нас.

МУДРЕЦ: Миша Ломоносов всегда помогал своему отцу в рыбацком деле, но когда выходила свободная минутка он читал книги. Молодой Михаил Ломоносов перечитал все книги, которые были в их деревенской библиотеке, стал знать больше своих учителей. Один учитель даже упал перед ним на колени и сказал, что больше ни чему его научить не может. И тогда молодой Ломоносов отправился за знаниями.

-А куда пошёл Михаил Ломоносов за знаниями? (В Москву)

-Он шёл очень долго по дорогам, по лесам. Шёл в Москву.

Там он учился разным наукам.

МУДРЕЦ: Друзья, вам понравилось наше путешествие? Вы бы хотели узнать, о Михаиле Васильевиче Ломоносове дальше? Как он жил? Вот вам карта жизненного пути. Она и послужит вам пригласительным билетом в следующее путешествие.

1. На реке Двине был остров,

Всяк Великим звал его.

Жил рыбак там, Ломоносов,

Растил сына своего.

2. В десять лет Михаила плавал

В девятнадцать — шёл в Москву

Школяром там стал Михайло,

Хоть и ростом был с версту

3. В Петербурге он учился.

И в Германии бывал,

Но на родину стремился,

По России он скучал.

4. А в России неспокойно:

В Академии наук

Иноземцам лишь привольно,

Им все козни сходят с рук

5. Ломоносов обещает,

Что отдаст науке жизнь,

И Россию прославляет

Славным гением своим.

6. Он и химик, он и физик,

И геолог, и пиит.

И бессонными ночами

Он над опытом сидит.

7. Ломоносов открывает

Первый Университет.

Здесь науки процветают,

Здесь ученья яркий свет.

8. Обещание он сдержал,

Он науке жизнь отдал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие из цикла "Русские ученые": М.В.Ломоносов

После знакомства с материалом о русском учёном М.В.Ломоносове  дети закрепляют некоторые полученные знания на занятиях по физической культуре...

Виртуальная экскурсия ученого Кота : «Великий русский поэт А.С. Пушкин» .Звуковая презентация для дошкольников 5-7 лет с ТНР с игровыми заданиями

Задачи: Расширять и систематизировать знания детей о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Прививать детям любовь к поэзии, понимать образность поэтического языка. Воспитывать у детей радос...

Виртуальная экскурсия Кота-ученого: «Великий русский поэт - А.С. Пушкин»

Виртуальная экскурсия Кота-ученого: «Великий русский поэт - А.С. Пушкин»...