ООД - экспериментирование
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Волшебные превращения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_volshebnye_prevrashcheniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 21 Золотая рыбка»

Занятие-экспериментирование

 «Волшебные превращения»

(Средняя группа)

Подготовила и провела

воспитатель средней группы

                                                             Новикова Н.А

Занятие

по экспериментальной деятельности в средней группе

«Волшебные превращения»

Программные задачи:

  1. Выявить свойства воды: текучесть (льется, течет, можно переливать), цвет (прозрачная, но может менять свою окраску),  температурное состояние (может быть теплой и холодной). Уточнить значение её для всего живого.
  2. Познакомить детей со взаимодействием воды и снега: чем выше температура воды, тем быстрее в ней тает  снег.
  3. Развивать внимание, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, тёплая, холодная, льется, течёт, тает.
  5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

  1. Сюрпризный момент: появление Весны, подарки для детей – маленькие солнышки.
  2. Игровой: проведение физкультминутки, игры «Солнышко и тучка»;
  3. Практический (проведение опытов)
  4. Словесный: прослушивание весенней сказки, использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.

Предварительная работа:

  1. Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера.  
  2. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», «Для чего нам нужна вода?»
  3. Разучивание физкультминутки, подвижной игры «Солнышко и тучка»
  4. Проведение дидактических игр «Времена года», «Когда это бывает?»

Материал и оборудование:

  1. Магнитофон, аудиозапись шума весеннего леса,
  2. Костюм весны.
  3. Инвентарь для опытов: стаканы с холодной и теплой водой, пустые стаканы, ложечки, салфетки (по количеству детей в подгруппе), тазики со снегом (по одному на стол), гуашевые краски зелёного и красного цветов.
  4. Макеты солнышка и тучки для проведения подвижной игры.
  5. подарки для детей – маленькие солнышки (по количеству детей в подгруппе).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма «Звуки весеннего леса»

Весна: Здравствуйте, ребята

            Я Весна-красна

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речек лёд

Птичий хор дружней поёт.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Кто же я такая, вы меня узнали?

Весна: Я хочу рассказать вам сегодня  весеннюю сказку, хотите её послушать?

Весна: Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте.

Как-то раз дети стали лепить снеговиков. Первого они назвали Снежок, второго - Пушок. Когда снеговики остались одни, к ним прилетела ворона и рассказала, что скоро придёт весна, солнышко будет светить ярче и от его тёплых лучей снеговики растают и превратятся в лужи. Снежок и Пушок решили идти в лес, найти солнышко и попросить его не светить и не греть так сильно. По дороге они встретили похудевшего за зиму ежика, озябшего зайчика, грустную березку. Все они ждали весну, когда солнце растопит в лесу снег. И снеговики задумались - им стало жалко лесных жителей. Наконец они дошли до высокого холма, за которым пряталось солнце, но теперь они уже не знали, о чём его просить. И всё-таки что-то нужно было делать. Второй снеговик, тот, что оказался посмелее спросил: «Милое солнышко, скажи нам, пожалуйста, правда, что мы скоро растаем?» Солнце ответило: «Да, друзья мои, это так, но почему вы об этом так грустно говорите, словно собираетесь исчезнуть навсегда?»

 - А разве это не так, разве мы не погибнем? - удивились снеговики.

- Конечно же нет, - пообещало им  Солнышко, - вы также будете видеть, слышать, дышать, чувствовать, мечтать, потому что вы станете хрустальным ручейком и сможете напоить своей ключевой водой  людей, зверей, птиц, землю и всё что на ней растёт.

Вопросы к детям:

- Ребята, понравилась вам весенняя сказка?

- Кого слепили ребята?

- О чём рассказала ворона снеговикам?

-  Что пообещало солнышко снеговикам?

Вывод: Правильно ребята, они превратятся в хрустальный ручеёк и смогут напоить своей ключевой водой  людей, зверей, птиц, землю и всё что на ней растёт. Вот какое мудрое солнышко!

Физкультминутка.

Давай, дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок!

Он превратится в толстый ком         

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла:

Два глаза, шляпа, нос, метла,

Но солнце припечёт слегка

Увы, и нет снеговика!

- Что же станет со Снеговиками, когда придёт Весна?

Вывод: Правильно ребята, весной солнце светит ярче, теплее и от его тёплых лучей снег тает, превращается в воду.

Весна: Ребята, а вы знаете, что  такое вода?

Вывод: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, попробовать?

II. Практические действия детей

Перед вами на столе два стакана: один наполнен водой, а другой пустой. Перелейте воду из одного стакана в другой.

Действия детей.

Весна: Посмотрите, ребята, вода течёт, её можно переливать из одного стакана в другой. А теперь опустите в стаканчик с водой ложечку, загляните в стакан.

            - Вы видите какого цвета ложечка? Почему её хорошо видно? Какая вода по цвету?

           Вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

На столе у воспитателя 3 стакана с водой, зелёная и синяя гуашевые краски.

Весна:  Я сейчас в воду добавлю красную краску и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

            А теперь я добавлю в воду синюю краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Какого цвета стала вода?

Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Выставляет на столы стаканчики с тёплой водой (по количеству детей в подгруппе).

Весна: Потрогайте стаканчики с водой. Чем они отличаются?

             В одном стаканчике холодная вода, а в другой стаканчик я налила тёплую воду. Ребята, а я могу удержать в руках и не  пролить воду. Вот посмотрите.

Весна берёт в руки комок снега.

Весна: Снег – это тоже вода. Хотите проверить? Тогда давайте положим снег в наши стаканчики и определим, где он быстрее растает.

Действия детей.

Весна: В каком стаканчике снег растаял быстрее?

             - А почему?

            -  В тёплой воде снег тает быстрее.

            - А теперь посмотрим в стаканчик с холодной водой. Почему здесь снег тает медленнее?

            - Что происходит со снегом в стакане без воды?

Вывод: В стакане появились капельки воды, это снег превращается в воду, потому что в помещении тепло.

III. Подведение итогов занятия.

Вопросы к детям:  

- Что такое вода?

- Какая вода по цвету?

- В какие цвета мы красили воду?

- А  что такое снег?

- В какой воде снег тает быстрее?

 - А что произошло со снегом в стакане без воды?

А теперь я предлагаю вам превратиться в ручейки и поиграть в игру «Солнышко и тучка».  Когда я вам покажу «солнышко» - станет тепло, побегут ручейки, вы можете бегать по группе.  Когда я вам покажу «тучку» - на улице станет холодно, ручейки замерзают, превращаются в лёд, вы должны остановиться и присесть.  Игра проводится 2-3раза.

Весна: Ребята, а как вы думаете, мы можем прожить без воды?

           -  Зачем нам нужна вода?

Весна: Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 - А ещё кому нужна вода?

Вывод: Вода нужна всем, и людям, и животным, и растениям. Без воды жизнь на Земле невозможна, поэтому мы должны беречь воду: не оставлять без надобности открытым кран с водой, не загрязнять мусором речки и озёра.

Весна: А мне пора уходить, у меня много дел: нужно снег растопить, пробудить ото сна животных,  встретить из тёплых краёв птиц. Все ждут весну, все хотят тепла. И вам я хочу подарить немножко весеннего тепла (раздает детям «солнышки»). Мои маленькие солнышки согреют вас, когда вам станет холодно, а когда вам будет грустно - подарят своё солнечное настроение. До свидания, ребята!      



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...