НОД "Я-хлеб! Я-живой!" с презентацией к годовщине снятия блокады Ленинграда
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
В материале представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы. На котором с помощью презентации дети продолжают знакомиться с событиями ВОВ, в частности блокадой Ленинграда. Во время деятельности решаются задачи - уточнения и систематизации знаний детей о хлебе, процессе его изготовления, пользе. Проводя аналогию с "блокадным хлебом" у детей формируется осознанная позиция в бережном обращении с хлебом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_hleb_ya_zhivoy.pdf | 2.31 МБ |
konspekt_nod_ya_hleb_-_ya_zhivoy.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с использованием презентации «Я – хлеб! Я – живой!» (в рамках 75 -летия победы в ВОВ, приуроченное к годовщине снятия блокады Ленинграда) для среднего дошкольного возраста
Подготовила Хохлова Марина Васильевна
Цель: продолжать знакомить детей с основными событиями Великой Отечественной Войны.
Задачи:
- дать элементарные сведения о хлебе, его ценности, этапах производства;
- формировать представление о блокаде Ленинграда, о трудностях блокадного города;
- способствовать развитию чувства сострадания, сопереживания к людям, попавшим в беду, уважение и благодарность к защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, профессии которых связаны с производством хлеба.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе; чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»; чтение рассказов: «Кто в поле главный», А. Кольцова «Песня пахаря», А. Владимирова «Земля на зёрнышке стоит»; сюжетно-ролевые игры: «Магазин – булочная», «Пекарня», «Семья»; Д/и «Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Что лишнее?», «Подбери пару», «Узнай и назови».
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, магнитофон, музыка военной тематики, ржаной и пшеничный хлеб, оборудование для рисования.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, нравственно-патриотическое, художественно-эстетическое.
Ход НОД:
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Мы пожмём друг другу руку,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «доброго утра»
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы мне назовите отгадку.
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый…(Хлеб.)
Воспитатель обращает внимание детей на монитор и предлагает удобно расположиться для просмотра презентации.
Слайд 2: с давних времен выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Производство хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых содержался в строжайшем секрете.
Слайд 3: Хлеб сравнивается с божественной пищей, он символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ божества.
Слайд 4: Хлеб в старину называли «жито», от слова «жить».
Слайд 5: Хлеб приравнивается к золоту, потому что это неотъемлемая часть питания человека, хлеб не может надоесть, ни один прием пищи не обходится без кусочка свежего, хрустящего и ароматного кусочка. Но если золото находят в недрах земли, то хлеб сам не родится.
Слайд 6: чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в поля выходят тракторы, которые тянут за собой плуги, которые пашут землю. Еще землю боронят, чтобы не было комочков.
Слайд 7: затем в поле выходят сеялки, а за сеялкой тянутся по земле бороны. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.
Слайд 8: на каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны.
Слайд 9: после этого зерно везут на элеватор. Элеватор – это место для хранения зерна. По транспортной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
Слайд 10: путь от зерна до буханки хлеба: семя попадает в землю, из него вырастает росток, из которого созревает колосок. Зерно из колоска перемалывают в муку, замешивают тесто, из которого выпекают вкусный и полезный хлеб.
Слайд 11: Кто трудится, чтобы к нам на стол хлеб пришел? Тракторист пашет землю и сеет зерно; агроном следит за ростом пшеницы и ржи, определяет зрелось зерна и сроки сборы урожая; комбайнер обмолачивает колосья и собирает спелое зерно; водитель отвозит готовое зерно в мельницу, где мельник превращает зерно в муку; пекарь и булочник замешивают из полученной муки тесто и пекут хлеб и булки.
Слайд 12: Однажды враг нашей страны напал на Советский Союз (так раньше называлась Россия), один из городов оказался окружен противником. Враг взял в блокаду Ленинград, город на реке Ниве, близ Ладожского озера.
Слайд 13, 14: Блокада – это, когда враги окружают город со всех сторон, т.е. город попадает в кольцо, и ни в город, ни из города нельзя, ни въехать, ни выехать. Враги не только лишили Ленинградцев пропитания, но ещё обстреливали и бомбили город. Не было воды, отопления, электричества.
Слайд 15: Рано наступили морозы, ленинградцы спасались от холода как могли. За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод.
Слайд 16: Больших запасов продовольствия в городе не было, а ещё фашистам удалось разбомбить продовольственные связи. Еды не хватало. Были введены продовольственные карточки.
Слайд 17: Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. Жители получали 125 грамм хлеба на весь день. Этого небольшого кусочка было мало для голодающих людей. Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его выпекали с примесями ячменной, овсяной муки, добавляли траву лебеду и даже бумагу и опилки.
Слайд 18, 19, 20: Во время блокады вся страна сочувствовала Ленинградцам. Но помочь им не было возможности. Фашисты не давали приблизиться к городу. Единственная лазейка была у наших воинов – Ладожское озеро. Враги не сумели полностью захватить его – осталась узкая полоска воды. Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. По ней на санях, запряженных лошадьми, грузовиках привозили в город хоть какие-то запасы продовольствия. Это трасса называлась «Дорога жизни».
Слайд 21: Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дома. Измученные голодом дети продолжали учиться в разрушенных от бомбежек школах, а взрослые работать, чтобы выжить.
Слайд 22: Крошечный кусочек хлеба, выдаваемый на целый день – это был маленький, но шанс жить.
Слайд 23: Только через два с половиной года (900 дней) Ленинград был освобождён от вражеской блокады. Очень много Ленинградцев погибли в блокадном городе от голода, холода и вражеских обстрелов. Но Ленинградцы не сдались врагу, выстояли, не смотря на все трудности и опасности. И этот подвиг мы никогда не забудем.
Слайд 24: в память о событиях тех дней, наш долг с заботой и уважением относиться к хлебу. Совсем несложно соблюдать некоторые правила обращения с этим драгоценным продуктом питания: берегите хлеб, он дорого достается; не оставляйте не доеденных кусков – берите столько, сколько сможете съесть; никогда не бросайте хлеб; продлите жизнь черствому хлебу – из него можно приготовить множество других блюд; поднимите брошенный кусок – отдайте птицам или животным.
Слайд 25: Берегите хлеб! Это самое простое, но самое главное правило, которое под силу любому человеку.
Воспитатель:
Хлеб, не объёмное слово
Но по смыслу важнее нет.
Во главе он стоит живого
Без него не проходит обед.
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю поиграть. Игра: «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, пшеничный он или ржаной.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали то, что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков. Дети садятся рисовать под музыку военной тематики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чтобы помнили", 73 годовщине Снятия блокады Ленинграда
«Никто не забыт и ничто не забыто»Горящая надпись на глыбе гранита.Поблекшими листьями ветер играетИ снегом холодным венки засыпает.Но, словно огонь,у подножья – гвоздика.Никто не забыт и ничто не заб...
плакат посвящённый 75 годовщине снятия блокады Ленинграда
плакат сделанный детьми средней группы, посвящённый 75 годовщине снятия блокады Ленинграда...
Музыкально-литературная композиция в честь 75- годовщины снятия блокады Ленинграда для старших групп.
Данный сценарий был написан в 2019 году. Необходимо сделать презентацию со слайдами и закачать видео к исполняемым песням....
Сценарий мероприятия, посвященного Годовщине снятия Блокады Ленинграда.
Сценарий мероприятия, посвященного Годовщине снятия Блокады Ленинграда. ...
Годовщина снятия блокады Ленинграда
laquo;… лет со дня Полного Освобождения Ленинграда от Блокады» - конспект мероприятия для старшей и подготовительной групп. Подготовила Сенина Наталья Александровна, музыкальный рук...
Отчет о проведенных мероприятиях приуроченных к годовщине снятия блокады Ленинграда в подготовительной к школе группы.МБОУ"НШ-ДС№11" г.Зима Иркутской об
В подготовительной к школе группе № 6 "Капитошка" были проведены мероприятия, приуроченные к этой важной дате.1.С детьми провели беседы о жизни жителей осажденного города...
Презентация к годовщине снятия блокады Ленинграда
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой город Санкт-Петербург-Ленинград"...