Методическая разработка по теме: «Лэпбук – современное средство развития дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
“Чудо – папку открываю,
Много нового узнаю”
Пояснительная записка
Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности нахожусь и я. Однажды меня заинтересовало новое слово «лэпбук». Это стало темой моего самообразования. Изучив особенности данного многофункционального пособия, я пришла к выводу, что именно оно отвечает всем современным требованиям и внесет в дошкольное образование много положительных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.56 КБ |
konspekt_ood.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад
Задонского муниципального района Липецкой области
Методическая разработка по теме:
«Лэпбук – современное средство развития дошкольников»
Воспитатель: Власова Наталия Анатольевна
2019 г
Содержание.
- Введение.
- Теоретические основы.
- Описание системы работы по использованию лэпбуков в образовательной деятельности.
- Заключение.
- Приложение.
- Литература.
“Чудо – папку открываю,
Много нового узнаю”
- Пояснительная записка
Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности нахожусь и я. Однажды меня заинтересовало новое слово «лэпбук». Это стало темой моего самообразования. Изучив особенности данного многофункционального пособия, я пришла к выводу, что именно оно отвечает всем современным требованиям и внесет в дошкольное образование много положительных моментов.
- Теоретическая часть.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь лэпбук умещается и на коленях ребенка.
Аналогичного мнения придерживается Татьяна Пироженко, адаптировавшая лэпбуки под наш менталитет. С ее педагогическими находками я познакомилась в интернете и многое применяю на практике.
Татьяна Пироженко – автор популярного блока для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», а так же авторских интерактивных папок-лэпбуков. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Научной литературы по использованию «лэпбуков» на данный момент нет. Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Он может стать толчком к совместной исследовательской деятельности по интересующей ребенка теме, а может стать и заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок вместе со взрослым проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу предстоит узнать много нового и интересного, выполнить различные задания, провести наблюдения, исследования.
III. Методическая часть.
Целью моей работы стало изучение возможностей лэпбука, как современного средства развития дошкольников.
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность детей.
2.Способствовать приобретению навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме и применении ее в игровой деятельности.
3.Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
4.Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
5. Способствовать успешной социализации детей.
ФГОС ДО предполагает планирование образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа. Такой подход делает жизнь детей в детском саду более интересной, дает возможность проживания ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
IV. Апробация
В ходе изучения определенной темы в течение 1-2 недель накапливается огромное разнообразие материалов: картинок, загадок, игр, карточек и т.д. До знакомства с лэпбуком накопленные материалы после изучения темы убирались в коробки, и к ним возвращаться было неудобно, а полученные знания частично забывались. После моего знакомства с лэпбуком все наглядные материалы нашли свое место. Яркие красочные папки вписались в развивающую предметно-пространственную среду. Они безопасны, содержательно-насыщены доступны для использования каждому ребенку, в том числе и детям с ОВЗ. Последовательное изготовления лэпбука является культурной практикой, в процессе которой используются все виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.. Равноправная совместная деятельность взрослых и детей, добровольное присоединение к деятельности без психического и дисциплинарного принуждения, свободное общение и перемещение, открытый временной конец, позволяющий каждому работать в своем темпе, очень привлекает детей.
Изучив разновидности тематических папок, я узнала, что они могут быть учебными, игровыми, поздравительными, автобиографическими. На мой взгляд, не может быть четкой классификации, потому что любой лэпбук сочетает в себе обучающую информацию с играми и т.д. В своей работе я отдаю предпочтение учебно-игровым лэпбукам, т.к считаю их более эффективными для развития детей. Выглядеть лэпбуки могут как стандартная книжка, папка-раскладушка, книжка-гармошка, фигурная папка. Какой бы темы не касалось содержание лэпбука, главное соблюдать следующие правила:
- эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
- долговечность (надежные крепления всех деталей)
- минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
- приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
При изготовлении интерактивной папки я придерживаюсь определенного плана:
Первый этап – определение темы. На данном этапе достаточно знать тему недели или поддержать инициативу детей. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.
Второй этап – составление плана (определение содержания с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей), подбор материалов при участии детей и родителей.
Третий этап - совместное изготовление и оформление лэпбука .
Четвертый этап - презентация лэпбука (организация совместной деятельности)
Лэпбук я условно делю на четыре основные части: познавательную, игровую, творческую и художественно-литературную.
В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям. В этой части, как правило, главная роль отводится взрослому, который рассказывает, объясняет, показывает иллюстрации.
Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал («игры - ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и др).
Творческая часть подразумевает собой всевозможные раскраски, задания.
Помимо того, что лэпбук - это прекрасное дополнение к развивающей среде. Я нашла массу других преимуществ:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
- поддержка детской инициативы;
В процессе творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
Родители могут обеспечить поддержку:
- организационную (экскурсии, походы);
- техническую (фото, видео);
- информационную (сбор информации для лэпбука);
- мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)
Совместное творчество педагогов, детей и родителей делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.
На очередном родительском собрании я провела мастер-класс «Чудо папку открываю – много нового узнаю» я познакомила родителей с понятием «лэпбук», алгоритмом его изготовления. Мамы и папы заинтересовались творческой деятельностью и включились в совместную с детьми работу по его изготовлению: подбирали нужную информацию, картинки, загадки, ребусы и т.д. (Приложение 1)
В течение учебного года мы изготовили лэпбук «На бабушкином дворе» (по теме недели «Домашние животные) (Приложение 2), «Такие разные насекомые» (по теме недели «Весна пришла») (Приложение 3), «Кто живет в лесу» (по теме недели «Дикие животные»)(Приложение 4), «Лето» (по теме недели «Здравствуй, лето красное!») (Приложение 5) По инициативе детей появился лэпбук «Дорожная азбука для малышей» (Приложение 6). Каждый лэпбук становиться для детей родным, если педагог правильно познакомил детей с его содержанием. Поскольку папка имеет небольшие размеры, есть смысл организовывать занятие подгруппами, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя полноправным участником.(Приложение 7)
Увидев, какой интерес вызывают лэпбуки у детей, меня заинтересовало, что привлекает внимание, какую пользу приносят лэпбуки, что развивают? Я провела анализ и пришла к следующим выводам:
- предметные, сюжетные картинки симулируют речь, вызывают желание обсуждать, описывать, рассказывать, сочинять;
- кармашки с кнопками, шнурками, липучками развивают мелкую моторику;
- игры, ребусы, загадки, головоломки, игры-бродилки развивают логическое мышление, внимание;
- стихи, рассказы, потешки, мнемотаблицы развивают память и восприятие.
Я считаю, что нет ни одной психической функции, не затронутой содержанием лэпбука. Кроме того, общение с интерактивной папкой – это очень интересный, яркий путь достижения целевых ориентиров.
Оценив возможности лэпбука, я решила поделиться своими находками с коллегами и организовала творческую мастерскую, где предоставила педагогам возможность коллективно создать лэпбук и продумать пути его применения в работе с детьми.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Он всегда воспринимается дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и освежая в своей памяти
В текущем учебном году я принимаю участие в разработке программы по ранней профориентации дошкольников, которая предполагает знакомство детей с разными видами профессий и как итог - создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр, новых игровых уголков. Сейчас мы находимся на подготовительном этапе, где необходимо продумать и создать все условия для реализации программы. В группе недостаточно игровых центров, способствующих ранней профориентации. Я подумала, почему бы не увеличить интерактивную папку, не сделать ее напольной? Такая конструкция станет полноценным игровым уголком- маркером игрового пространства. При ее изготовлении достаточно придерживаться тех же правил, что и при создании лэпбука. На сегодняшний день такое пособие я еще не использовала, но коллегам очень понравилась идея. Заинтересовались идеей и родители. Сочетание лэпбука и игрового центра поможет детям усвоить и отразить в игре ту социальную действительность, в которой они живут. У нынешних дошкольников появляются новые роли и игровые сюжеты. Правильно спроектированный напольный игровой уголок поможет детям узнать много нового о профессиях и закрепить представления в игре. Дети получат возможность преобразовывать свое игровое пространство по собственному желанию, могут объединиться подгруппа детей, а так же уединиться отдельные дети.
Небольшое помещение групп не позволяет таким уголкам постоянно находиться в рабочем виде. Я подумала, что можно создать конструкцию, складывающуюся как книжка – гармошка. Необходимо сделать уголок многофункциональным. Прозрачные пластиковые кармашки располагаются по обе стороны и дадут возможность сменить тему в любое время по желанию детей. Дети подготовительной к школе группы самостоятельно смогут оформить уголок, привлекут мам и пап. Предполагаю, что занятия с использованием такой папки вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, желание выполнять задания, открывать кармашки, предлагать свои варианты решения ситуаций.
Для осуществления своего замысла я продумала каких материальных затрат требует эта работа. В сельской местности все организации находятся в шаговой доступности, поэтому большого труда не составило договориться о сотрудничестве с мебельным магазином, который предоставляет мебельные картонные щиты. Хозяйственный магазин регулярно сообщает о наличии остатков обоев. Родители приносят старые детские книги, картинки из которых мы используем для оформления уголка. Компьютер и принтер детского сада помогает найти и распечатать необходимую информацию. Все это подкрепляется огромным желанием сделать образовательный процесс интересным, информационно насыщенным. Можно сделать вывод, что изготовление данного пособия не требует больших материальных затрат.
В перспективе мне бы хотелось создать картотеку лэпбуков, соответствующих тематическому планированию детского сада и пополнить развивающую предметно-пространственную среду актуальными, мобильными игровыми центрами.
IV. Заключение
Я считаю, что применение лэпбуков актуально и очень эффективно. Происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию и успешной социализации.
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, старшим воспитателя, руководителям кружков, родителям воспитанников.
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лейтбук. (подготовительная группа)
Цель:
Формировать у детей представление о магните и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о свойстве магнита притягивать металлические предметы.
- Познакомить детей с тем, что у магнита есть два полюса: северный и южный; одинаковые полюса притягиваются, а разные отталкиваются.
Развивающие:
- Развивать умение устанавливать связь между свойствами предмета и его применением в жизни человека, умение радоваться достигнутому результату.
- Развивать умение реализовывать свои знания через самостоятельную экспериментально - познавательную деятельность, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. - Обогащать словарный запас детей: магнит, эксперимент, полюс.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Интеграция областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно эстетическое развитие».
Предварительная работа: изготовление лепбуков «Удивительный мир магнита», подбор картинок, предметов.
Оборудование: бейджик (имена детей написаны на бумаге белого цвета, квадраты разного цвета на каждом бейджике), подносы – тарелки - предметы: пластмассовые, деревянные, железные, резиновые; шапочки синего и красного цвета (по количеству детей) ; книги-лепбуки «Удивительный мир магнита»; набор карточек для работы в книге, видео материал о полюсах магнита
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель : Здравствуйте люди добрые.
Ребенок: Добро пожаловать к нам в гости.
Ребенок: Милости просим
Для каждого найдется доброе словечко
И теплое местечко.
Все вместе: ( в кругу)
Посмотрите вы на нас!
Мы- ребята суперкласс!( большой палец-вверх)
Дружные и смелые,
А еще - умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, шить, плести ( движения по тексту)
Хорошо себя вести!
Посмотрите вы на нас!
Мы ребята супер класс!
Мы- внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся !
Все у нас получится!
Воспитатель : Ребята я услышала от сороки ,что в нашем группе живут самые любознательные, умные, внимательные дети. Как вы считаете? Это правда или нет. А давай с вами это сегодня докажем нашим гостям.
Скажите, вы любите сказки? Я хочу рассказать вам одну интересную сказку: в старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы люди находили камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалеку от горы жил храбрый богатырь Магнитолик. Он носил кольчугу, сделанную из железа, и поэтому ничего не боялся.
Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только у горы ни разу не был.
С детства ему рассказывали, что притягивает гора к себе богатырей и больше не отпускает… Очень любопытно было Магнитолику, что за колдовство в этом месте скрыто. Отправился он в это необычное место и гора притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. А дальше ребята сказка обрывается .У сказки нет конца? Ребята а вы хотите узнать ,что же придумал Магнитолик ,что бы освободится от волшебных чар горы?
- Ребята, а вы догадались, что это за гора?
Показываю магнит.
“Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит”.
Воспитатель: - Ребята, а что такое магнит, кто знает? ( природный камень, кусок железа, который притягивает предметы)
Воспитатель :. Интересно, а какими ещё свойствами обладает магнит? Как вы думаете? (Ответы детей)
-Хотите узнать?
Воспитатель: Мы с вами сегодня будем учеными.
Воспитатель: -А кто такие учёные ?
(Ученые наблюдают и проводят эксперименты над происходящим в мире).
- Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой, поводят опыты .)
- Скажите, какими качествами должен обладать ученый? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
-А где ученые проводят свои опыты? ( в лаборатории)
Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов и экспериментов, это помещение называется? (Лаборатория).
-Я вас сегодня приглашаю в свою лабораторию?
Воспитатель: Я буду главный учёный (надеваю белый халат), а вы будите моими помощниками (раздаю шапочки красного и синего цвета).
Воспитатель:. Вы готовы? Уважаемые коллеги, прошу пройти в лабораторию.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что ваши бейджики разного цвета, Вам нужно найти своё рабочее место по цвету бейджика.
(дети расходятся по своим рабочим местам).
Воспитатель: Самое главное в лаборатории – это знать правила безопасного поведения.
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Смотрим на картинку. (Слушать внимательно, не шуметь, не мешать друг другу, работать аккуратно, не разливать воду, ничего не пробовать на вкус)
- Внимательно слушать инструкции
- Аккуратно работать с оборудованием
- Обо всём важном делать заметки, чтобы ничего не забыть.
Воспитатель: Давайте его рассмотрим и расскажем, что же такое магнит. Возьмите, ребята в руки магнит, какой он на ощупь? (гладкий, холодный, тяжелый, черный, не имеет запаха)
- Вы мне уже сказали, что магнит, обладает свойством притягивать предметы,
- Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? (нет)
- Давайте проверим
ОПЫТ № 1
Посмотрите у вас на подносе лежат предметы, сделанные из разных материалов, (кусочек ткани, карандаш деревянный, пуговица пластмассовая, скрепка из металла)
- Наша задача выбрать те предметы, которые притягивает к себе магнит. Как мы будем это делать? К каждому предмету сверху будем подносить магнит, и проверять, притянется к нему предмет или нет. Если вы нашли такие предметы, то достаньте их и положите на салфетку .
- Итак, какие предметы выбрал магнит? (скрепку из металла)
Воспитатель: Посмотрите внимательно и ответьте из какого материала эти предметы?. (железа)Они какие ?(железные)
А теперь давайте проверим какие предметы еще остались на подносе . (дети берут и рассматривают остальные предметы).
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притянул магнит?
Дети: из дерева, пластмассы, бумаги и резины- Какой можно сделать вывод? (магнит притягивает только железные предметы)
.
Воспитатель: Запомните, это важно: магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: Все учёные свои исследования обязательно должны записывать, чтобы ничего не забыть.
У нас тоже есть книги в которые мы будем заносит свои опыты.
Свою книгу вы узнаете по цвету на обложке, который совпадает с цветом на вашем бейджике. (дети сели за стол с лэпбуками ПРОВЕРИТЬ ОСАНКУ).
Мы с вами будем не записывать, а обозначать свои исследования картинками, у вас на столах лежат необычные книги, в которых мы и будем работать. Давайте мы с вами отметим, что узнали. И так, что мы узнали о магните? (что он притягивает металлические предметы). Достаньте, пожалуйста картинки из голубого конверта, рассмотрите их. Отберите только те, которые притягивает магнит. Назовите их? А теперь разложите их по разным кармашкам.
Выполняем задание №1
Дети выполняют, задание в лепбуке под цифрой 1.
Воспитатель: Давайте проверим, как вы разложили картинки (перечисляю).
Воспитатель: Закройте книги и подойдите ко мне, и мы продолжим наше исследование.
. ОПЫТ № 2
- Ребята, а как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через какую-либо преграду.( ответы детей). А что такое преграда? ( ладошка ,коробка,стул) все что мы поставим между предметами будет являться преградой
Воспитатель:.
Как вы думаете, является ли вода и стекло преградой для магнита ?
Давай это узнаем с помощью следующего эксперимента, который поможет нам определить, действует ли магнит через стекло и воду. И так, у вас в стакане с водой лежит скрепка Подумайте и скажите, мы можем достать скрепку, не намочив руки? (с помощью магнита).
- Правильно, с помощью магнита.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит действует через воду и стекло
Возьмём пластиковый стакан , опустим скрепку на дно. Затем притягиваем скрепку магнитом и ведём по внешней стороне банки и достаём скрепку. Ребята, какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: магнит действует через пластик.
ОПЫТ № 3
- Как вы думаете, только ли через пластик ,стекло и воду действует магнит? Интересно, а через бумагу действует ли он? Как нам проверить?
- У вас на столах листочки с изображением дороги. Вместо машины мы будем использовать металлическую скрепку. Итак, Ставим машину на старт, поднимаем на ладошку листочек, под машину подставляем магнит и пробуем ее провести.
- Получилось? Какой вывод мы можем сделать (магнит действует через бумагу)
Давайте мы с вами отметим, что узнали. И так, что мы узнали о магните? (магнит действует через преграду –пластик ,стекло ,воду и бумагу)). Достаньте, пожалуйста картинки из зеленого конверта, рассмотрите их. Отберите только те, которые соответствуют нашему опыту . Назовите их? А теперь положите эти преграды верхний зеленый конверт
Выполняем задание №2
Дети выполняют, задание в лепбуке под цифрой 2
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю встать и немного отдохнуть. Так как мы с вами ученые –мы должны решать задачи на сообразительность.
1 упр.- «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
2 упр. «Цепочка»поочередно соединяем большой с указательным пальцем –идем вверх, потом вниз
3 упр.- «Замок»Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках магнит, он двух цветов: красного и синего. Как вы думаете почему? Я помогу вам разобраться. У каждого магнита есть два полюса, как и у Земли: северный, который обозначается синим цветов; и южный – красным цветом.
Дети рассматривают магниты.
Воспитатель: (случайно два магнита притягиваются друг к другу, затем переворачиваю их - они отталкиваются). Интересно, почему это происходит? (дети высказываются). У всех магнитов есть свойство: одинаковые полюса отталкиваются, а разные притягиваются друг от друга.
- Я предлагаю вам это проверить. У вас на столах разноцветные магнитики возьмите в руки другой магнит – с северной стороной (синий, попробуйте подвинуть его к магнитику . Что происходит? Правильно магнитик отъезжает от магнита? Почему? (потому что магниты одинаковыми полюсами).
- Переверните магнит, теперь южной стороной (красной, попробуйте теперь его подвинуть к машинке. Что сейчас происходит? (машинка притянулась к магниту). Почему? (магниты разными полюсами).
- Попробуйте теперь сами ещё раз в этом убедиться.
Дети самостоятельно работают на столах.
. Воспитатель: Я думаю, что вы запомнили это свойство, и поэтому я предлагаю вам отметить это в наших книгах . Возьмите рисунок из красного конверта , на котором нарисованы машинки с магнитами, ваша задача нарисовать стрелки – куда поедет машина.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Давайте поиграем, у каждого из вас на голове шапочка, такого цвета как полюса у магнитов. Когда звучит музыка вы спокойно передвигаетесь между друг другом, как только музыка остановилась вы должны найти себе пару так, чтобы разные полюса притянулись. Итак, начнём.
Воспитатель: Магнит, действительно хранит в себе много интересного и увлекательного, ведь даже в жизни мы очень часто его применяем, подумайте и скажите, где он нам может пригодиться? (компас, еще магниты используют в холодильниках, при открывании дверей – магнитный ключ.)
В нашей книге остался один конверт красного цвета . Давайте вместе с вами достанем карточки , которые лежат в конверте и найдем те предметы в которых используется сила магнита - положим их в кармашек, с правой стороны, ( со знаком магнит),остальные в другой кармашек
Дети находят и выполняют задание в лепбуке №3.
Воспитатель: Закрывайте свои книги, нам пора закрывать нашу лабораторию. Снимайте свои головные уборы, берите ваши научные книги и подойдите ко мне.
Воспитатель: Какие Вы молодцы, вы сегодня провели много исследований как настоящие учёные. Делали научные выводы и важные заметки в книге.
Давайте ещё раз с вами вспомним, что сегодня мы узнали в ходе экспериментов. Начнём мы с вами по порядку:
- под № 1 - магнит притягивает только металлические предметы.
-под № 2 магнит действует через пластмасс , воду и стекло
- под № 3– у магнита есть два полюса: северный и южный.
- под № 4– как в жизни мы применяем магниты.
Дети по очереди высказываются о проделанной работе.
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего запомнилось в наших исследованиях?
Воспитатель: Помните мы начали нашу встречу со сказки про храброго богатыря Магнитолика, а как вы думаете, какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).
Молодцы!
Воспитатель: Пусть эта книга помогает вам и вашим родителям в дальнейшей научной работе. В ней вы сможете узнать какие опыты можно провести с магнитом дом.
Воспитатель : Ребята у меня на подносе лежат картинки с солнышком и солнышко с тучкой ( если было интересно- солнышко, а если не интересно - солнышко с тучей. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)
Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)....
Доклад на тему:«Лэпбук как современное средство обучения дошкольников»
Лэпбук как современное средство обучения дошкольников...
Мастер-класс на тему "Лэпбук - как современное средство обучения дошкольников"
Мастер-класс раскрывает понятие "Лэпбук", виды лэпбука, алгоритм его изготовления и т.д....
Методическая разработка "Лэпбук-современное средство развития дошкольников"
Методическая разработка "Лэпбук-современное средство развития дошкольников". Лэпбук К. И. Чуковский.Аннотация:Дидактическое пособие «Лэпбук К. И. Чуковский» представляет собой ка...
Методическая разработка по теме: «Лэпбук как одно из средств развития дошкольников»
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей во всех видах деятельности. И наш задача как воспитателей – найти новые нестандартные формы взаимодействия...
Методическая разработка "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников"
quot;Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от р...
План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...