Мастер – класс для воспитателей «Экспериментирование – знакомство с песком и глиной»
консультация по окружающему миру

Журавлева Ирина Вадимовна

Познавательное развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_pesok_i_glina.docx167.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №4 «Ручеёк»

Мастер – класс для воспитателей

«Экспериментирование – знакомство с песком и глиной»

https://2.bp.blogspot.com/-oIlMhy5Pk70/Wg1_QYEKYtI/AAAAAAAAAYU/FfUZOFj-fpg398z4V5wcOahCjdS9WvjswCLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/DSC03605%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F.JPG

Выполнила: Журавлева И.В.

      Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку.

Первые контакты детей друг с другом начинаются тоже в песочнице. Игре с песком не надо учить ребенка – он это сделает сам.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Психологи утверждают, что взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

 Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

 Игры с песком делают жизнь детей разнообразной и интересной, поэтому именно мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих играх и занятиях.

Организуя игры с песком, можно решать разные задачи:

•знакомить детей с окружающим миром (свойства песка);

•учить выделять особенности песка, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

•развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

•активизировать речь и обогащать словарь детей.

Используя теплую погоду во время прогулок, воспитатели организуют игры с песком во всех возрастных группах.

В открытых песочницах в детском саду или во дворе, нужно следить за гигиеническим состоянием песка, чтобы в нем не было острых и колющих предметов, ежедневно подкапывать песок, поливать горячей водой.

Дома можно выделить «уголок песка». Устанавливая ящик с песком, нужно помнить:

* доступ к нему должен быть свободен;

* песок должен быть чистым, просеянный, не слишком крупным или слишком мелким, влажным;

* песком заполняется часть ящика;

* перед игрой в песок необходимо закатать рукава и одеть фартуки.

 

Нужно научить детей аккуратности и опрятности при занятии с песком. Договоритесь о правилах работы:

«Если сыплешь ты песок-

Рядом веник и совок».

 

Для игры с песком необходимо приготовить следующие материалы:

*сосуды разных форм и объемов (ложечки, ведерки, чашки, баночки, формочки);

* природные материалы: ракушки, веточки, камни, шишки;

* прочие материалы: лопатки, лейки, сито, грабли, клеенчатые фартуки;

* «коллекции» миниатюрных фигурок высотой не более 8 см. (животные, персонажи, растения, постройки).

Словом все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции».

Сбор оборудования для игры не будет обременительным, т. к. сегодня каждый ребенок, встречается с фигурками из «киндер – сюрприза», можно вылепить фигурки из теста, вырезать из бумаги.

Теперь у вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по «Стране Песочных Игр».

 

Перед вами песок. Естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить между пальцами, чувствовать при этом тепло собственных рук.

Приятные воспоминания охватило вас: детство, море, солнце. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом ребенок. Он должен чувствовать тоже, что и вы. Его маленькие ручки только, что соприкоснулись с уникальным явлением природы. он стоит на пороге открытия.

Сейчас мы вместе сделаем самые важные шаги по дороге познания, а игры с песком помогут вам в этом.

Начинать надо с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

«Чувствительные ладошки»

Предложите детям потрогать песок. Какой он? Когда двигают ручками, ощущают ли маленькие песчинки? Тепло или прохладно? Предложить детям рассказать о том, что чувствуют.

«Отпечатки наших рук»

Подвигать руками, «по скользить» ладонями по поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.). выполнить движения, поставив ладони на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

«Чьи следы на песке? »

Создать отпечатки ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (солнышко, цветочек, дождик). Можно сгруппировать пальцы по два, три и добавить кулачек. Получатся загадочные следы. Чьи они?

«Что же спрятано в песок?» (вариант игры «Чудесный мешочек»)

Можно закопать в песок несколько предметов или игрушек. Предложить на ощупь узнать: что это или кто? Усложним задачу. Загадаем загадку, а отгадка закопана в песке. Отгадав загадку, ребенок проверяет себя откапывая разгадку.

«Лепим колобки»

Предложить поиграть в «Булочную». Налепить пирожков, накатать колобков, сделать торты. Украсить их с помощью цветов, ягод, листочков.

«Пустыня»

Дети моделируют в песочнице пустыню. Расставляют кусты, насыпают барханы, расселяют животных. Появилась прекрасная возможность повторить знания детей о животных данной географической зоны.

Итак, малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно начинать изучать свойства и экспериментировать песком. Опыты с песком

«Что такое песок? »

Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать его на лист бумаги. Поинтересуйтесь у детей легко ли сыплется песок? Какой он? (желтый, рассыпчатый, состоит из песчинок). Какой формы песчинки? Дается возможность рассмотреть и потрогать песок на ощупь.

«Из чего состоит песок? »

Чтобы рассмотреть песок потребуется прибор –помощник. Возьмите лупу, рассмотрите песок. Как выглядят песчинки? Они маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Как расположены песчинки? (отдельно).

«Почему песок хорошо сыплется? »

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Дети убеждаются, что сухой песок хорошо сыпется, т. к. каждая песчинка находится отдельно друг от друга.

«Где вода? »

Наливаем в стаканчик с песком воду (ровно столько, чтобы она полностью ушла в песок). Оставляем и понаблюдаем, куда исчезла вода.

«Посади дерево»

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево (палочку) с начало в емкость с песком, потом в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо»

Пропустите воду, через песок и глину, размещенные в воронках. Понаблюдайте. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода. Из воронки, в которой глина, вода не капает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Работа с цветным песком".

Данный мастер-класс поможет повысить профессиональное мастерство педагогов и  получить новые знания и освоить их в практической деятельности....

Мастер - класс для воспитателей “Лепка из полимерной глины. Крошка - брошка ,,Снегирь,,

Вид занятия: мастер-классЦель занятия: познакомить с техникой лепки из полимерной глины.Задачи:Образовательная: научить воспитателей определенным методам, принципам и техническим приемам работы с глин...

Мастер-класс для воспитателей "Экспериментирование"

Цель мастер-класса: Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:  Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной ...

Мастер-класс для родителей «Экспериментирование с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом»

Мастер-класс для родителей «Экспериментирование с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом»...

Конспект занятия в разновозрастной группе по экспериментированию «Знакомство с песком и глиной»

Конспект занятияв разновозрастной группе по экспериментированию«Знакомство с песком и глиной»...

Мастер класс для воспитателей на тему: "Рисованию песком на световом столе"

Мастер класс для воспитателей на тему: "Рисованию песком на световом столе"...

Мастер-класс для воспитателей "Экспериментирование в сказке"

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментировании.Как обуздать кипучую энергию и неуемную л...