Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование с различными материалами»
консультация
Цель мастер-класса: демонстрация воспитателям некоторых видов экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_eksperimentirovanie_s_razlichnymi_materialami.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок» комбинированного вида
муниципального района город Нерехта Нерехтский район Костромской области.
Мастер-класс для воспитателей на тему:
«Экспериментирование с различными материалами»
Подготовила:
Корягина Наталья Николаевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
старшей группы
компенсирующей направленности
для детей с нарушением речи
г. Нерехта, 2023 г.
Цель мастер-класса: демонстрация воспитателям некоторых видов экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной
деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение
делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер класса
Добрый день, уважаемые педагоги!
Хочу начать свое выступление с китайской пословицы
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытной деятельности и экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».
Слайд 2
Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Слайд 3
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Слайд 4
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Слайд 5
Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Слайд 6
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Слайд 7
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли, стали распрямляться.
Слайд 8
Опыт № 3
Вам понадобится 5 зубочисток или спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Слайд 9
Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она увидела радугу
Слайд 10
Опыт № 4 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Слайд 11
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Слайд 12
А еще Алиса обратила внимание на то, что осталась сухой после дождя. Как же это произошло?
«Выйти сухим из воды»
Возможно ли это?
- «Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, возможно, не промокнем»;
- «Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим»;
- «Есть специальные костюмы – акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды»;
Слайд 13
Опыт № 5 «Можно ли достать монету из воды, не замочив рук?»
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Зажгите свечку и поставьте поллитровую банку вниз отверстием так, чтоб свечка была внутри банки. Наблюдайте.
Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь.
Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Слайд 14
Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг - через который ей надо было перейти.
Слайд 15
Опыт № 6 «Стакан на гармошке»
Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Слайд 16
Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Слайд 17
Опыт № 7
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большей силой, чем вес воды в стакане.
Слайд 18
Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются цветы?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему ветки распрямляются?
4. Почему можно выйти сухим из воды ?
5. Почему вода не выливается.
Обсуждение экспериментов с воспитателями.
Вот и нашей необычной сказке конец, а кто слушал и участвовал молодец!
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе, прошу вас пустить мыльные пузыри.
Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие эксперименты с различными материалами.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами
Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта.Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой....
Мастер-класс по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов.
привлечь родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить родителей и детей с различными технологиями изготовления новогодних игрушек, создать предновогоднее настроение в процессе изготовления...
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет, насколько это увлекательное занятие....
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами...
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами
Мастер-класс будет полезен педагогическим работникам и всем кто интересуется этой темой...
Мастер – класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами. Тема: «Обучение с увлечением»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер - класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами: « Лаборатория «Сказочных открытий»» с презентацией
Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познавател...