Конспект познавательного занятия в средней группе по ознакомлению с миром природы «Потерянная книга тетушки Совы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Материал предназначен для педагогов, обучающих дошкольников родному (удмуртскому языку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteryannaya_kniga_tetushki_sovy.docx27.62 КБ
Файл poteryannaya_kniga_tetushki_sovy.pptx897.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – Игринский детский сад №8

МБДОУ ЦРР – Игринский детский сад №8

Конспект познавательного занятия

 в средней группе по ознакомлению с миром природы

 «Потерянная книга тетушки Совы»

 

 

       Составила и провела:

Минниахметова Галина Николаевна, воспитатель, стаж работы 40 лет, высшая квалификационная категория, среднее специальное образование.

Игра, апрель 2018 г.

Цель занятия: Обобщение знаний  у детей о зимующих птицах.

Программное содержание:

  1. Продолжать учить называть зимующих птиц и их птенцов на удмуртском языке.
  2. Учить образовывать форму родительного падежа имени существительного на удмуртском языке (названия птиц).
  3. Развивать умение понимать вопросы взрослого на удмуртском языке и отвечать на них.
  4. Развивать познавательный интерес, умение делать элементарные умозаключения.
  5. Воспитывать умение работать в парах, умение договариваться, проявлять помощь.

Предварительная работа: беседа о птицах, лепка птиц, рисование птиц, рассматривание картин, книг, наблюдения за птицами, проведение эксперимента «Почему птицы летают?»

Оборудование: ноутбук, ЖК телевизор, разрезные картинки птиц (снегирь, сорока, ворона, голубь, синица, воробей), чистые листы формат А3, картинки зимующих птиц (снегирь, сорока, ворона, голубь, синица, воробей), картинки теней и оперения этих птиц, картинки с птенцами птиц, перышки.  

Ход.

Ваче ки ми кутскомы,

Ог огмы шоры учкомы,

Зеӵ мылкыдмес куноослы сётомы.

- Зечбуресь, куноос!

Звучит звук крик совы на экране телевизора.

- Ребятки, кто это? (Сова)

 Тетушка    Сова нам что-то говорит. Я сейчас надену волшебные наушники и постараюсь понять птичий язык. (Надеваю наушники, изображаю, что подключаю их к телевизору).

Тетушка   Сова очень переживает. Она приготовила для своих малышей книгу с зимующими птицами. Каких птиц называют зимующими? (Это птицы, которые всю зиму зимуют у нас, которые прилетали к нам всю зиму на участок). Но  налетел ветер и книгу унес.  Что же ей теперь делать? Как можно помочь тетушке Сове?  (дети высказывают свои версии: поможем найти, поможем сделать новую.)

  - Хорошо. Чтобы сделать новую книгу о зимующих птицах, нам надо стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? (Нет)

В этом нам поможет такая умная книга. Она называется толковый словарь.  (Достаю книгу «Толковый словарь» Ожегова. Листаю страницу и читаю детям.)  

 «Орнитолог» – профессия человека,  который изучает птиц и их распространение.  Значит  кто такой орнитолог? (Человек, который изучает птиц)

Вы готовы быть орнитологами. Тогда в путь.

- «Раз, два, три повернись в орнитологов превратись».  Вот мы с вами очутились в научной лаборатории.

- А для чего мы с вами в этой лаборатории?(Чтобы сделать книгу тетушке Сове.) На столах лежат пустые страницы книги. Нам нужно их заполнить, чтобы вернуть книгу тетушке Сове.

-  Ребята, вам необходимо разделится на пары. Выберете, себе товарища с кем бы вам хотелось работать. 

 Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания. О каких птицах конкретно мы будем делать страницы, лежат в этих конвертах. На них изображены точки и цифры. Они обозначают  количество деталей, из которых нужно выложить птицу. Подумайте, какая пара, с каким заданием справится, выберите себе конверты. Подойдите к любому столу и начинайте дружно работать. Дети выкладывают из разрезных картинок птиц.

Когда они выложат, спрашиваю у детей.

- Кто у вас получился? (Голубь, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь).

А удмурт сямен, кин та?(Подхожу к столикам и спрашиваю отдельно у детей.   Ӟольгыри, куака, шушы,  дыдык, коӵо, пислег.) 

Затем даю им цельную картинку птицы, дети приклеивают ее на свой листок.

- Как вы думаете, есть ли у птиц части тела? Совершенно верно. И у людей, и у птиц есть части тела. Орнитологи приготовили вам игру. Я буду называть части тела у человека, а вы покажите у своей птицы и назовете.

Игра «Назови и покажи части тела»

Адямилэн мугор, нош тылобурдолэн?(Мугор.) 

Адямилэн йыр, нош тылобурдолэн? (Йыр.)

Адямилэн пыдъёс, нош тылобурдолэн? (Пыдъёс.)

Адямилэн синъёс, нош тылобурдолэн?(Синъёс.)

Адямилэн ныр, нош тылобурдолэн?(Ныр.)

Тылобурдолэн быж, нош адямилэн? (Быжыз ӧвӧл.)

Адямилэн киос, нош тылобурдолэн? (Бурдъёс.)

Ӟечокъёс.

-  Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужны птице крылья? (Чтобы летать).

А почему птицы умеют летать? (Предположения детей)

C раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. Крылышко птицы имеет выгнутую форму, а это позволяет птице сильное отталкиваться от воздуха.  У птицы очень легкие кости.        На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

 У каждой птицы  есть маховые и пуховые перышки.  

-  Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое). 

- Где  они расположены? (на теле птицы)

  А другое,  называется маховым.   Где  расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте).

У каждой птицы свое оперенье. Нам  нужно найти для книги у каждой птицы свое перышко. Следующее задание «Найди перо птицы». Дети находят перья и приклеивают на листочках.

Орнитологи приготовили загадку.

Молчаливо ходит рядом,
Если солнце целый день...
Подскажите - ка, ребята: -
Как зовут её все? ...
(Тень). 

 Присаживайтесь  на стульчики.  Вас ждет еще одна игра «Чья тень».

Давайте все вместе разберемся, чья тень осталась на картинке.

Кин суредамын слайд вылын? (Ӟольгыри, пислег, дыдык.)

Кинлэн вужерез? (Чья тень?) (Пислеглэн).

Ойдолэ эскертом. Идет проверка.

Так проигрываем все слайды.

Вот мы с вами и разобрались в тенях, давайте найдем тень своей птицы и наклеим на листок. (Дети выполняют задание).

Пиналъёс, арлэн кыӵе дырыз? (Тулыс).

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (Весна)

Что делают весной  зимующие птицы? (Они улетают в лес)

Для чего они улетают в лес? (Они будут вить гнезда, выводить птенцов)

Вот здесь на доске висят картинки с птенцами птиц, которые появятся летом.   Давайте разберемся, чьи это птенцы.    

Кин шушылэн?  -  шушыпи

Нош пислеглэн - пислегпи

Куакалэн - куакапи

Ӟольгырилэн – ӟольгырипи

Дыдыклэн – дыдыкпи

 Коӵолэн – коӵопи

Возьмите своих птенчиков и наклейте на листок.

 Ребята, наша лаборатория закрывается, нам пора возвращаться в детский сад. «Раз, два, три повернись, в детском саду окажись».  Вот мы и вернулись снова в детский сад.

Для чего мы побывали в научной лаборатории? (Чтобы сделать книгу для тетушки Совы). А все ли мы успели сделать? (Нет).

Мы обязательно доделаем и передадим книгу тетушке Сове.

Слышен крик совы на экране.

- Что же говорит нам сова? Давайте послушаю.

- Она благодарит вас и надеется, что скоро доделаете книгу. Доделаем? (Да) . Спасибо вам.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром и пластилинографии на тему: «ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ».

·        Довести до сознания детей, что все движение и машин, и пешеходов подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения;·...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего  дошкольного возраста.  Образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммун...

Конспект итогового занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук»

Конспект итогового занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук»...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром.

Дать представление о смене времён года; закрепить знания о временах года; научить различать признаки весны и зимы; развивать речь, логическое мышление, воображение; способствовать воспитанию чувства р...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха....