Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Карпович Вера Сергеевна

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха невозможна жизнь.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и трубочки для коктейля ; фонарик; фломастеры и воздушные шарики, кораблики и емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда закрывайте глаза и три раза повернитесь вокруг себя. Ты три раза покружись и в ученого превратись!

А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый!

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт №1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?

(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

Воспитатель: А интересно что легче: вода или воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт № 2. "Что легче: вода или воздух?" Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель :как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей, т. к. воздух легче воды.

Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

 Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, воздух имеет форму.

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.

Опыт №3. «Воздух внутри нас»

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете? Давайте проверим. Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух).

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает», для этого мы присядем на стульчики. Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу мячик;

2.«да»«нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

  • Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт № 4. «Кораблики»

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Воспитатель: Что делают кораблики?

Дети: Стоят на месте.

Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

Дети: плавают.

Воспитатель: Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Они передаются воздухом, и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю, а там ватка смоченная детским кремом). Воздух донёс до наших носиков запах крема.

Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух. Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать). Ребята, а зачем нужен воздух, мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

 ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)

Воспитатель: видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него? (люди, животные, растения.).

Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.

(глядя на схемы (если дети затрудняются, помочь им) Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находится внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Рефлексия:

Воспитатель: Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего  дошкольного возраста.  Образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммун...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Развивать знания детей о воздухе, его свойсвах,роли.Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать позновательные  интересы....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух – невидимка»

В конспекте представлен материал по ознакомления с окружающим миром. Определены формы работы исследовательно-эксперементальной деятельно с воздухом....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развит...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развит...