Конспект-игры развлечения в познавательно-коммуникативной деятельности. Тема:" Дымковская игрушка" Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Обобщить представление детей о дымковской игрушке через организацию познавтельно-коммуникативной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 Невского района Санкт-Петербурга.
Конспект
Игры-развлечения
в познавательно-коммуникативной деятельности.
Тема: Дымковская игрушка.
Старшая группа «Сказка
Составитель: Дмитриева М.В.
Цель:
- Обобщить представления детей о дымковской игрушке через организацию познавательно-коммуникативной деятельности.
Задачи:
- Создавать положительный эмоциональный настрой, посредством сказочной ситуации.
- Закрепить названия видов игрушек, используемых для дымковской росписи: лошадь, птица, олень, петушок, мужичок, барыня.
- Закрепить название узоров дымковской игрушки: точки, кружки, колечки, дуги, прямые, волнистые линии.
- Расширять представления о геометрической фигуре-круге.
- Закрепить понятия: больше - меньше, выше – ниже, длиннее-короче.
- Упражнять в имитировании голосов животных.
- Повторить правила вежливого приветствия.
- Учить двигаться в заданном направлении.
- Продолжать учить находить лишнее из множества.
- Закрепить названия перелетных и зимующих птиц: воробей, ворона, гусь, курица, скворец.
- Учить подбирать признаки предметов.
- Учить составлять короткий рассказ, используя элементы мнемотехники.
- Закрепить счет в пределах пяти.
- Учить сравнивать предметы путем наложения одного предмета на другой.
- Формировать выразительность движений, умение передавать действия (подскоки, прямой галоп, взмах крыльями).
- Учить описывать в воздухе: круг, колечко, дугу, прямую и волнистую линии.
- Развивать фантазию, память, слуховое внимание, воображение.
- Развивать речь детей, посредством проговаривания текста совместно с воспитателем, отгадыванием загадок.
- Пополнять словарный запас детей незнакомыми словами: глядь, армячишко, пригорюнился, авось, ступай, на зависть.
- Воспитывать самостоятельность, дружеские отношения.
- Воспитывать доброжелательное отношение к животным, птицам.
- Воспитывать чувство сопереживания ближнему.
Оснащение педагогического процесса:
Предметы, имитирующие русскую избу: печь, лавка, игрушка-мужичок, куколка, стол, дымковская игрушка: лошадь, птица, олень, петушок, барыня, игрушка мышка, баба-Яга, гуси, цветной скотч, ткань зеленая, синяя, белая иллюстрации птиц (воробей, ворона, гусь, скворец, курица), цифры от 1до 5, иллюстрация «Лес», пособие-иллюстрация домик-избушка, таблица мнемотехники «Как Петушок Бабу-Ягу победил», мешок, кокошник, палочки Кюизенера, 2 коробки: большая и маленькая,2 ленты: короткая, длинная.
Технологии:
Личностно-ориентированная, игровая, познавательная, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, коммуникативная, проблемная.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок на участке, чтение художественной литературы: «Гуси-лебеди», русская народная сказка, «Птичка» рассматривание иллюстрации: «Дикие и домашние животные», «Птицы», загадки о птицах, Упражнение "Кто как поет?"» Голоса животных индивидуальные физические упражнения: «Саночки», « Лошадка», «Птичка», «Олень», подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки», коллективная работа по лепке «Расписные птички», рисование «Роспись птичек элементами дымковской росписи, «Лошадка», разрезные картинки «Дикие и домашние животные», сюжетно-ролевая игра: «Лошадка катает детей», «Воробышек и кот», слушание аудиозаписи «Голоса животных», дидактические игры: палочки Кюизенера, лото « Дикие и домашние животные», «Геометрические фигуры», «Перелетные и зимующие птицы», «На что похоже?», волшебный мешочек, кукольный спектакль: «Гуси-лебеди», составление рассказа по таблице мнемотехники. «Животные зимой».
Ход занимательной деятельности:
I. Организационный момент
На столе перед воспитателем предметы, имитирующие русскую избу: печь, лавка, столик, игрушка дымковского мужичка, куколка. Воспитатель сидит на стульчике напротив детей.
Воспитатель:
Сейчас ребята я Вам расскажу одну удивительную историю, Жил-был в селе Дымково мастер. (Появляется игрушка мужичка). И была у него дочь Настенька. (Появляется куколка). Ее отец был очень беден, у него совсем не было денег. У других детей были игрушки, а у Настеньки ни одной. Сидит тихонечко Настенька в углу и плачет, так уж ей поиграть хочется. Сжалился отец Настеньки и решил ей сделать игрушку своими руками.
Взял он кусок глины, кисть, краски вылепил игрушки и расписал их удивительными узорами. Целую ночь он не спал, трудился, чтобы порадовать дочь. Красивые получились игрушки, всем на зависть.
Поставил отец игрушки на стол высыхать, да и уснул довольный. Просыпается утром, глядь, а игрушки исчезли. Пригорюнился отец, да делать нечего. А тут мышка – норушка из- под печки тут как тут. Не печалься, батюшка, прилетели гуси-лебеди, схватили игрушки и отнесли бабе-Яге, ступай по моим следам, авось игрушки и отыщешь…
На полу выложены цветным желтым скотчем следы мышки.
Дети идут по следам мышки. На одной из полочек встречают дымковскую игрушку-лошадку.
Лошадка:
Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Кто я?
Дети:
Лошадка
Лошадка:
Да, ребята, я лошадка. Поздоровайтесь со мной хором на моем лошадином языке.
Дети:
Иго - го.
Лошадка:
Иго-го.
Ребенок:
Лошадка, лошадка, ищем мы игрушки для Настеньки. Пойдем с нами.
Лошадка:
Заколдовала меня Баба-Яга, не могу идти, ответите на мои вопросы, спасете меня.
Посмотрите, какая я красивая и необыкновенная
Назовите, какие узоры встречаются на мне?
Дети:
Точки, кружки, колечки, дуги, прямые, волнистые линии.
Лошадка:
Назовите, какие геометрические фигуры вы видите на моей шерстке?
Дети:
Круги
Лошадка:
Что больше точка или круг?
Дети:
Круг
Лошадка:
Что меньше точка или круг?
Дети:
Точка.
Лошадка:
Молодцы ребята, чтобы быстрее домчаться, нужно превратиться в лошадей, повторяйте за мной волшебные слова.
На полу зеленая ткань, имитирующая поля.
Лошадка с детьми:
Конь домчит нас до игрушки
Сели в седла ребятушки (имитируют движения посадки в седло)
Сели, встали, засвистали (садятся на корточки, встают, цокают языком)
Засвистали, поскакали (скачут передним галопом)
Конь мчится по зеленым полям.
На одной из полочек встречают дымковскую игрушку-птичку.
Птичка:
Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Кто я?
Дети:
Птичка
Птичка:
Да, ребята, я птичка. Поздоровайтесь со мной хором на моем птичьем языке.
Дети:
Чик-чирик
Птичка:
Чик-чирик.
Ребенок:
Птичка, птичка, ищем мы игрушки для Настеньки. Полетели с нами.
Птичка:
Заколдовала меня Баба-Яга, не могу лететь, ответите на мои вопросы, спасете меня.
Посмотрите, какая я красивая и необыкновенная
Назовите, какие узоры встречаются на мне?
Дети:
Точки, кружки, колечки, дуги, прямые, волнистые линии.
Птичка:
На что похож круг?
Дети:
Солнце, блин.
Птичка:
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы мне скажите отгадки.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает. (Воробей)
Чёрная птица
Меня не боится.
Моргнёт удивлённо,
И каркнет … (Ворона)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Шапочка алая, желеточка тканная,
Кафтанчик рябенький. (Курица)
На дереве построен дом -
И вроде не дворец.
А в доме том, прислушайся!
Певец живёт … (Скворец)
Воспитатель помещает иллюстрации птиц и цифры на доску.
Птичка:
Сколько птиц вы назвали?
Дети:
Пять
Воспитатель помещает цифру под картинку.
Птичка:
Сколько назвали зимующих птиц?
Дети:
Три
Воспитатель помещает цифру под картинку.
Птичка:
Назовите их.
Дети:
Воробей, ворона, курица
Птичка:
Сколько назвали перелетных птиц?
Дети:
Две
Птичка:
Назовите их.
Дети:
Гусь, скворец.
Воспитатель помещает иллюстрации птиц и цифры на доску.
Птичка:
Молоды ребята, повторяйте за мной волшебные слова, превратимся в птиц и полетим над озером
На полу синяя ткань, имитирующая озеро.
Птичка вместе с детьми:
Птичка-птичка невеличка (расправили крылышки)
Над озером летит (имитируют движения полета)
Птичка-птичка невеличка
За игрушками спешит.
Оказываются в импровизированном лесу.
На одной из полочек встречают дымковскую игрушку-оленя.
Олень:
Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Кто я?
Дети:
Олень
Олень:
Да, ребята, я олень. Поздоровайтесь со мной хором на моем оленьем языке.
Дети:
Бооууу (ревут трубным звуком)
Олень
Бооууу (ревет трубным звуком)
Ребенок:
Олень, олень, ищем мы игрушки для Настеньки. Пойдем с нами.
Олень
Заколдовала меня Баба-Яга, не могу идти, ответите на мои вопросы, спасете меня.
Какие узоры встречаются на мне?
Дети:
Точки, кружки, колечки, дуги, прямые, волнистые линии.
Олень:
Опишите в воздухе круг, дугу, колечко, прямую линию, волнистую линию.
Олень:
Посмотрите, какой я красивый.
Придумайте мне красивое имя.
Дети:
Бэмби , Золотое копытце, Большие рога
Олень
Где я живу?
Дети:
В лесу.
Олень
Расскажите мне о том, каким бывает зимний лес?
Подберите слова признаки к данному слову.
Зимний лес (какой?) (красивый, зеленый, хвойный, густой)
Снег (какой?) (белый, легкий, мягкий, пушистый)
Сугроб (какой?) (большой, высокий, снежный
Воспитатель.
Олень, ты доволен ответами детей?
Олень:
Да, очень доволен, молодцы ребята.
Повторяйте за мной волшебные слова и поскачем по белому снегу:
Через горные вершины, через крыши деревень
Мчит на саночках ребят (дети садятся на саночках, олень впереди, берутся за руки.)
Быстрый северный олень.
На полу белая ткань, имитирующая снег.
Подбегают к ширме. Пособие - иллюстрация домика-избушки.
В окошко выглядывает Петушок.
Петушок:
Здравствуйте, ребята, вы меня узнали. Кто я?
Дети:
Петушок:
Петушок:
Верно, поздоровайтесь со мной на моем петушином языке.
Дети:
Ку-ка-ре-ку
Петушок негромко:
Ку-ка-ре-ку.
Воспитатель:
Петя, Петя, петушок, золотой гребешок
Ты рано встаешь, в лесу песни поешь.
Ты погромче спой в лесу
Испугай скорей гусей
И проказницу Ягу.
Петушок:
Спою я громко, если составите рассказ о том, как я Бабу-Ягу победил
Дети составляют короткий рассказ по опорным картинкам. Мнемотехника.
Петушок поет. Баба - Яга убегает из домика вместе с гусями.
Из домика появляется Барыня - дымковская игрушка.
Воспитатель:
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Барыня:
Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я Барыня. Поздровайтесь со мной на человеческом языке.
Дети:
Здравствуйте.
Барыня:
Спасибо Вам, что нас освободили. Вот они Ваши игрушки. Передает детям мешок с игрушками и сама полезает в мешок, а воспитатель тем временем надевает на голову кокошник, превращаясь в Барыню.
Барыня:
Ребята, чтобы порадовать Настеньку нужно подарки в красивую коробочку положить.
Дети подходят с барыней к столам и встают вокруг.
Барыня:
Сколько игрушек вы спасли?
Дети:
Пять.
Барыня:
Сколько у Настеньки будет подарков?
Дети:
Пять.
Барыня:
Молодцы ребята. Подойдите к столам (палочки Кюизенера ). Синяя палочка это - коробочка. Белая - это подарки сложите подарки в коробочку.
Дети кладут белую палочку горизонтально, а под нее выкладывют вертикально белые палочки.
Барыня:
Сколько подарков в коробке?
Дети:
Пять
Барыня: Сколько коробочек? Дети:
Одна. Барыня:
Все верно подойдем к нашей коробке.
Ребята посмотрите, здесь оказывается две коробки. Они одинаковые?
Дети:
Нет. Одна большая. Одна маленькая.
Барыня:
Какая коробочка выше большая или маленькая?
Дети:
Большая
Барыня:
Какая коробочка ниже большая или маленькая?
Дети:
Маленькая.
Барыня:
В какую коробку положим подарки?
Дети:
В большую
Барыня:
Верно. Здесь две ленточки одна длинная, другая короткая.
Какой ленточкой перевяжем большую коробку?
Дети:
Длинной
Барыня:
Как узнать какая ленточка длинная, а какая короткая?
Дети:
Не знаем. Барыня:
Сейчас я вам покажу. (Воспитатель показывает прием наложения, затем завязывает коробки) Вот подарки и готовы. Пойдемте, подарим их
Настеньке.
Воспитатель вместе с детьми подходят к столику, на котором сымитировано жилище мужичка. Выходят Настенька и мужичок.
Настенька и мужичок:
Спасибо Вам ребята, что спасли наши игрушки. Теперь я не буду плакать, а буду играть. Приглашаем Вас на чай.
Чаепитие в фольклорном стиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации познавательной, коммуникативной, игровой деятельности «Путешествие на планету Радость».
Занятие в подготовительной группе с использованием методики по развитию мелкой моторики рук....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: "Дымковская роспись"
Дети самостоятельно расписывают игрушки....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности ,тема "Дымковские игрушки"
План-конспект непосредственно образовательной деятельности ,тема "Дымковские игрушки"...
Конспект организованной познавательной, коммуникативной, игровой деятельности "В гости к Осени"
Конспект познавательной, коммуникативной, игровой деятельности с использованием мультимедийного оборудования.Дети посещают лесную полянку, на которой вспоминают названия листьев с деревьев,закре...
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности Тема: «Дымковская лошадка»
Задачи:Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, особенностями узора.Продолжать учить различать элементы дымковской росписи, создавать узоры на бумаге, закреплять знания о цвете, умение пользоваться...
Проектная деятельность , тема "Дымковская игрушка.
Тема проекта: Дымковская игрушкаВид проекта: познавательный, творческийПродолжительность проекта: 5 днейЦель проекта: обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве...
Конспект открытой образовательной деятельности Тема: «Дымковская игрушка. Роспись лошадки.» с детьми младшей группы Подготовила: воспитатель Иванова Н.И.
Познакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи, закрепить умение детей создавать про...