Конспект-игры развлечения в познавательно-коммуникативной деятельности. Тема:" Дымковская игрушка" Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дмитриева  Мария Васильевна

Обобщить представление детей  о дымковской игрушке через организацию  познавтельно-коммуникативной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 Невского района Санкт-Петербурга.

Конспект

Игры-развлечения

в познавательно-коммуникативной деятельности.

Тема: Дымковская игрушка.

Старшая группа «Сказка

Составитель: Дмитриева М.В.

        

Цель:

  • Обобщить представления детей о дымковской игрушке через организацию познавательно-коммуникативной деятельности.

Задачи:

  • Создавать положительный эмоциональный настрой, посредством сказочной ситуации.
  • Закрепить названия видов  игрушек, используемых для дымковской росписи: лошадь, птица, олень, петушок, мужичок, барыня.
  • Закрепить название узоров дымковской игрушки: точки, кружки, колечки, дуги, прямые, волнистые линии.
  • Расширять представления о геометрической фигуре-круге.
  • Закрепить понятия: больше - меньше, выше – ниже, длиннее-короче.
  • Упражнять в имитировании голосов животных.
  • Повторить правила вежливого приветствия.
  • Учить двигаться в заданном направлении.
  • Продолжать учить находить лишнее из множества.
  • Закрепить названия перелетных и зимующих птиц: воробей, ворона, гусь, курица, скворец.
  • Учить подбирать признаки предметов.
  • Учить составлять короткий рассказ, используя элементы мнемотехники.
  • Закрепить счет в пределах пяти.
  • Учить сравнивать предметы путем наложения одного предмета на другой.
  • Формировать выразительность движений, умение передавать действия (подскоки, прямой галоп, взмах крыльями).
  • Учить описывать в воздухе: круг, колечко, дугу, прямую и волнистую линии.
  • Развивать фантазию, память, слуховое внимание, воображение.
  • Развивать речь детей, посредством проговаривания текста совместно с воспитателем, отгадыванием загадок.
  • Пополнять словарный запас детей незнакомыми словами: глядь, армячишко, пригорюнился, авось, ступай, на зависть.
  • Воспитывать самостоятельность, дружеские отношения.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к  животным, птицам.
  • Воспитывать чувство сопереживания  ближнему.

Оснащение педагогического процесса:

Предметы, имитирующие русскую избу: печь, лавка, игрушка-мужичок, куколка, стол, дымковская игрушка: лошадь, птица, олень, петушок, барыня, игрушка мышка, баба-Яга, гуси, цветной скотч, ткань зеленая, синяя, белая иллюстрации  птиц (воробей, ворона, гусь, скворец, курица), цифры от 1до 5, иллюстрация «Лес», пособие-иллюстрация домик-избушка, таблица мнемотехники «Как Петушок Бабу-Ягу победил», мешок, кокошник, палочки Кюизенера, 2 коробки: большая и маленькая,2 ленты: короткая, длинная.

Технологии: 

Личностно-ориентированная, игровая, познавательная, технология сотрудничества,  здоровьесберегающие технологии, коммуникативная, проблемная.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок на участке,  чтение художественной литературы: «Гуси-лебеди», русская народная сказка, «Птичка» рассматривание иллюстрации: «Дикие и домашние животные», «Птицы», загадки о птицах, Упражнение "Кто как поет?"» Голоса животных индивидуальные физические упражнения: «Саночки», « Лошадка», «Птичка», «Олень», подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки»,  коллективная работа по лепке «Расписные птички», рисование «Роспись птичек элементами дымковской росписи, «Лошадка», разрезные картинки «Дикие и домашние животные», сюжетно-ролевая игра: «Лошадка катает детей», «Воробышек и кот», слушание аудиозаписи «Голоса животных», дидактические игры: палочки Кюизенера, лото « Дикие и домашние животные», «Геометрические фигуры», «Перелетные и зимующие птицы», «На что похоже?»,  волшебный мешочек, кукольный спектакль: «Гуси-лебеди», составление рассказа по таблице мнемотехники. «Животные зимой».
Ход занимательной деятельности:

I. Организационный момент 

На столе перед воспитателем предметы, имитирующие русскую избу: печь, лавка, столик, игрушка дымковского мужичка, куколка. Воспитатель сидит на стульчике напротив детей.

Воспитатель:

Сейчас ребята я Вам расскажу одну удивительную историю, Жил-был  в селе Дымково мастер. (Появляется игрушка  мужичка). И была у него дочь Настенька. (Появляется куколка). Ее отец был очень беден, у него совсем не было денег.  У других детей были игрушки, а у Настеньки ни одной. Сидит тихонечко Настенька в углу и плачет, так уж ей поиграть хочется. Сжалился отец Настеньки и решил ей сделать игрушку своими руками.

 Взял он кусок глины, кисть, краски  вылепил игрушки и расписал их удивительными узорами. Целую ночь он не спал,  трудился, чтобы порадовать дочь. Красивые получились игрушки, всем на зависть.

Поставил отец игрушки на стол высыхать, да и уснул довольный. Просыпается утром,  глядь,  а игрушки исчезли.  Пригорюнился отец, да делать нечего. А тут мышка – норушка  из- под печки тут как тут. Не печалься, батюшка,  прилетели гуси-лебеди, схватили игрушки и отнесли бабе-Яге, ступай по моим следам, авось игрушки и отыщешь…

На полу  выложены цветным желтым скотчем следы мышки.

Дети идут по следам мышки. На одной из полочек встречают дымковскую игрушку-лошадку.

Лошадка: 

Здравствуйте,  ребята. Вы меня узнали? Кто я?  

Дети: 

Лошадка

Лошадка: 

Да, ребята, я лошадка. Поздоровайтесь со мной хором на моем лошадином языке.

Дети: 

Иго - го.

Лошадка: 

Иго-го.

Ребенок:

Лошадка, лошадка, ищем  мы игрушки для Настеньки. Пойдем с нами.

Лошадка:

Заколдовала меня Баба-Яга, не могу идти, ответите на мои вопросы, спасете меня.

Посмотрите,  какая  я  красивая и необыкновенная  

Назовите,  какие узоры встречаются на мне?

Дети: 

Точки,  кружки,  колечки,  дуги, прямые, волнистые линии.

Лошадка:

Назовите, какие геометрические фигуры вы видите  на моей шерстке?

Дети:

Круги

Лошадка:

Что больше точка или круг?

Дети:

Круг

Лошадка:

Что меньше точка или круг?

Дети:

Точка.

Лошадка:

Молодцы ребята, чтобы быстрее домчаться, нужно превратиться в лошадей, повторяйте за мной волшебные слова.

На полу зеленая ткань, имитирующая поля.

Лошадка с детьми:

Конь домчит нас до игрушки

Сели в седла ребятушки (имитируют движения посадки в седло)

Сели, встали, засвистали  (садятся на корточки, встают, цокают языком)

Засвистали, поскакали (скачут  передним галопом)

Конь мчится по зеленым полям.

На одной из полочек встречают дымковскую игрушку-птичку.

Птичка:

Здравствуйте,  ребята. Вы меня узнали? Кто я?  

Дети: 

Птичка

Птичка:

Да, ребята, я птичка. Поздоровайтесь со мной хором на моем птичьем  языке.

Дети: 

Чик-чирик

Птичка:

Чик-чирик.

Ребенок:

Птичка, птичка, ищем  мы игрушки для Настеньки. Полетели  с нами.

Птичка:

Заколдовала меня Баба-Яга, не могу лететь, ответите на мои вопросы, спасете меня.

Посмотрите,  какая  я  красивая и необыкновенная  

Назовите,  какие  узоры встречаются на мне?

Дети: 

Точки,  кружки,  колечки,  дуги, прямые, волнистые линии.

Птичка:

На что похож круг?

Дети:

Солнце, блин.

Птичка:

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы мне скажите  отгадки.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает. (Воробей) 

Чёрная птица
Меня не боится.
Моргнёт удивлённо,
И каркнет …
(Ворона)


По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
 (Гусь) 

Шапочка алая, желеточка тканная,
Кафтанчик рябенький.
(Курица)

На дереве построен дом -
И вроде не дворец.
А в доме том, прислушайся!
Певец живёт …
(Скворец) 

Воспитатель помещает иллюстрации птиц и цифры на доску.

Птичка:
Сколько птиц вы назвали?

Дети:

Пять

Воспитатель помещает цифру под картинку.

Птичка:

Сколько назвали зимующих птиц?

Дети:

Три

Воспитатель помещает цифру под картинку.

Птичка:

Назовите  их.

Дети:

Воробей, ворона, курица

Птичка:

Сколько назвали перелетных птиц?

Дети:

Две

Птичка:

Назовите их.

Дети:

Гусь, скворец.

Воспитатель помещает иллюстрации птиц и цифры на доску.
Птичка:

Молоды ребята, повторяйте за мной волшебные слова, превратимся в птиц и полетим над озером

На полу синяя ткань, имитирующая озеро.

Птичка вместе с детьми:

Птичка-птичка невеличка (расправили крылышки)

Над озером летит (имитируют движения полета)

Птичка-птичка невеличка

За игрушками спешит.

Оказываются в импровизированном лесу.

На одной из полочек встречают дымковскую игрушку-оленя.

Олень:

Здравствуйте,  ребята. Вы меня узнали? Кто я? 

Дети: 

Олень

Олень:

Да, ребята, я олень. Поздоровайтесь со мной хором на моем оленьем языке.

Дети: 

Бооууу (ревут трубным звуком)

Олень

Бооууу (ревет трубным звуком)

Ребенок:

Олень, олень, ищем  мы игрушки для Настеньки. Пойдем с нами.

Олень

Заколдовала меня Баба-Яга, не могу идти, ответите на мои вопросы, спасете меня.

Какие узоры встречаются на мне?

Дети: 

Точки,  кружки,  колечки,  дуги, прямые, волнистые линии.

Олень:

Опишите в воздухе круг, дугу, колечко, прямую линию, волнистую линию.

Олень:

Посмотрите,  какой я красивый.

Придумайте мне красивое имя.

Дети:

 Бэмби , Золотое копытце, Большие рога

Олень

Где я живу?

Дети:

В лесу.

Олень

Расскажите мне о том,  каким бывает зимний лес?

Подберите слова признаки к данному слову.

Зимний лес (какой?) (красивый, зеленый, хвойный, густой)

Снег (какой?) (белый, легкий, мягкий, пушистый)

Сугроб (какой?)  (большой, высокий, снежный

Воспитатель.

 Олень, ты  доволен  ответами детей?

Олень:

Да, очень доволен, молодцы ребята.

Повторяйте за мной волшебные слова и поскачем по белому снегу:

Через горные вершины,  через крыши деревень

Мчит на саночках ребят  (дети садятся на саночках, олень впереди, берутся за руки.)

Быстрый северный олень.

На полу белая ткань, имитирующая снег.

Подбегают к ширме. Пособие - иллюстрация домика-избушки.

В окошко выглядывает Петушок.

Петушок:

Здравствуйте, ребята, вы меня узнали. Кто я?

Дети:

Петушок:

Петушок:

Верно, поздоровайтесь со мной на моем петушином языке.

Дети:

Ку-ка-ре-ку

Петушок негромко:

Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель:

Петя, Петя, петушок, золотой гребешок

Ты рано встаешь, в лесу песни поешь.

Ты погромче спой в лесу

Испугай скорей гусей

И проказницу Ягу.

Петушок:

Спою я громко, если составите рассказ о том, как я Бабу-Ягу победил

Дети составляют короткий рассказ по опорным картинкам. Мнемотехника.

Петушок поет. Баба - Яга убегает из домика вместе с гусями.

Из домика появляется Барыня - дымковская игрушка.

   

Воспитатель:

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Барыня:

Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я Барыня. Поздровайтесь со мной на человеческом языке.

Дети:

Здравствуйте.

Барыня:

Спасибо Вам, что нас освободили. Вот они Ваши игрушки. Передает детям мешок с игрушками и сама полезает в мешок, а воспитатель тем временем надевает на голову кокошник, превращаясь в Барыню.

Барыня:

Ребята, чтобы порадовать Настеньку нужно подарки в красивую коробочку положить.

Дети подходят с барыней к столам и встают вокруг.

Барыня:

Сколько игрушек вы спасли?

Дети:

Пять.

Барыня:

Сколько у Настеньки будет подарков?

Дети:

Пять.

Барыня:

 Молодцы ребята. Подойдите к столам (палочки Кюизенера ). Синяя палочка это - коробочка. Белая - это подарки сложите подарки в коробочку.

Дети кладут белую палочку горизонтально, а под нее выкладывют вертикально белые палочки.

Барыня:

 Сколько подарков в коробке?

Дети:

Пять

Барыня:                                                                                                                                                                                       Сколько коробочек?                                                                                                                                                                                Дети:

Одна.                                                                                                                                                                              Барыня:

Все верно подойдем к нашей коробке.

Ребята посмотрите, здесь оказывается две коробки. Они одинаковые?        

Дети:

Нет. Одна большая. Одна маленькая.  

Барыня:

Какая коробочка выше большая или маленькая?

Дети:

Большая

Барыня:

Какая коробочка ниже большая или маленькая?

Дети:

Маленькая.

Барыня:

В какую коробку положим подарки?

Дети:

В большую

Барыня:

 Верно. Здесь две ленточки одна длинная, другая короткая.

Какой ленточкой перевяжем большую коробку?

Дети:

 Длинной

Барыня:

 Как узнать какая ленточка длинная, а какая короткая?

 Дети:

Не знаем.                                                                                                                                                              Барыня:

Сейчас я вам покажу. (Воспитатель показывает прием наложения, затем завязывает коробки) Вот подарки и готовы. Пойдемте, подарим их

Настеньке.

Воспитатель вместе с детьми подходят к столику, на котором сымитировано жилище мужичка. Выходят Настенька и мужичок.

Настенька и мужичок:

Спасибо Вам ребята, что спасли наши игрушки. Теперь я не буду плакать, а буду играть. Приглашаем Вас на чай.

Чаепитие в фольклорном стиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации познавательной, коммуникативной, игровой деятельности «Путешествие на планету Радость».

Занятие в подготовительной группе с использованием методики по развитию мелкой моторики рук....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности ,тема "Дымковские игрушки"

План-конспект непосредственно образовательной  деятельности ,тема "Дымковские игрушки"...

Конспект организованной познавательной, коммуникативной, игровой деятельности "В гости к Осени"

Конспект познавательной, коммуникативной, игровой деятельности с использованием мультимедийного оборудования.Дети посещают лесную полянку, на которой вспоминают названия листьев с деревьев,закре...

Конспект Непосредственно – образовательной деятельности Тема: «Дымковская лошадка»

Задачи:Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, особенностями узора.Продолжать учить различать элементы дымковской росписи, создавать узоры на бумаге, закреплять знания о цвете, умение пользоваться...

Проектная деятельность , тема "Дымковская игрушка.

Тема проекта: Дымковская игрушкаВид проекта: познавательный, творческийПродолжительность проекта: 5 днейЦель проекта: обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве...

Конспект открытой образовательной деятельности Тема: «Дымковская игрушка. Роспись лошадки.» с детьми младшей группы Подготовила: воспитатель Иванова Н.И.

Познакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи, закрепить умение детей создавать про...