Экологический проект "Поможем птицам зимой" 11.01.2020
проект по окружающему миру (средняя группа)
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 514.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи
Экологический проект в средней группе
На тему: «Поможем птицам зимой»
Подготовил и провел: |
Воспитатель средней группы «Смешарики» |
Султашева Виктория Александровна |
Р.п. Дерагчи 2019год
Информационная карта проекта
Актуальность проекта: в холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическомобразовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
ЦЕЛЬ - Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
Название проекта: «Поможем птицам зимой»
Автор проекта: Султашева Виктория Александровна, воспитатель средней группы
Продолжительность проекта : краткосрочный (1неделя: 16.12.2019 -20.12.2019 г.)
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: познавательно - ислдовательский.
Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный, познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Возраст детей: 4– 5 лет.
Форма организации: Совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность.
Образовательные области: Социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие
Проблема: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста
Цель проекта:
- создать условия для изучения зимующих птиц;
- формировать навыки культуры слушателя;
- бережное отношение к живой природе (птицам);
- развитие художественно – эстетических навыков;
- развивать двигательную активность.
Задачи
Образовательные
- обобщать и закреплять знания детей о зимующих птицах;
- учить рисовать птиц, передавая в рисунке их форму тела, оперения;
- учить читать стихотворения о зимующих птицах наизусть ;
- дать знания о том, что зимующих птиц необходимо оберегать и заботиться о них..
Воспитательные
- воспитывать любознательность, активность;
- воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц;
- воспитывать бережное отношение к природе и объектам живой природы.
Развивающие
- развивать моторику рук;
- развивать речевую активность;
- развивать двигательную активность
- Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- Фотоотчет детских творческих работ»;
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Формирование разносторонних знаний о зимующих птицах
- Воспитание гуманного отношения к природе. ;
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
- обогащение словарного запаса
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого .
-Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование и умение логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности,интереса к позвательной деятельности
- Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативные развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательно развитие
Физическое развитие
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;
- сбор информации по данной теме;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- подборка художественной литературы.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Представляет собой внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их местах обитания и способов питания.
Выполнение проекта проводилось в двух направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
Работа с детьми по решению задач проекта:
Работа воспитателя с детьми
1 Беседа
-Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций с зимующими птицами, загадки про птиц
2Целевые прогулки
«Мы заботимся о птицах»
Формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе зимой.
народные приметы про птиц, пословицы про птиц
3 Самостоятельная художественная деятельность
- Рисование Творческое рисование «Наши пернатые друзья (снегирь)»
- Аппликация на тему «Кормушка для птиц (скворечник)
3 Дидактические игры
«Что за птица"
Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, закрепить названия птиц.
Чтение художественной литературы:
С.А. Есение «Поет зима – аукает». В. Бианки «Синичкин календарь»..М. Горький «Воробьишко»Л.Н. Толстой «Птичка» Ненецкая народная сказка «Кукушка»С. Михалков «Зяблик», М. Лапыгин «Снегирь», А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов о зиме из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»
- Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)
- Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания, повадки и т. д.)
- Выучить стихотворение о зимующей птице
- Подобрать загадки о зимующей птице
- Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу
- Обогащать словарный запас ребенка
3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Установка кормушки для птиц на участке детского сада;
- Выставка аппликаций детей на тему «Кормушка для птиц (скворечник)»;
- Выставка рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь)»;
План реализации проекта:
-Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций с зимующими птицами, загадки про птиц (Приложение 1)
-Прогулка «Мы заботимся о птицах»( Приложение 2)
- Рисование Творческое рисование «Наши пернатые друзья (снегирь)» (Приложение 3)
- Аппликация Аппликация на тему «Кормушка для птиц (скворечник) (Приложение 4)
Дидактические игры «Что за птица" (Приложение 5)
Чтение художественной литературы:
С.А. Есение «Поет зима – аукает».
В. Бианки «Синичкин календарь».
.М. Горький «Воробьишко»
Л.Н. Толстой «Птичка»
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
С. Михалков «Зяблик»,
М. Лапыгин «Снегирь»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов о зиме из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Расширился кругозор детей о зимующих птицах.
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц».
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Паспорт информационного проекта по теме:«Поможем птицам зимой»
для детей средней группы ДОУ
Тип проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: информационно - ориентированный.
- По содержанию: информационно практико-ориентированный,
- познавательно - игровой.
- По числу участников проекта: групповой (15-18человек).
- По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
- По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
- По профилю знаний: многопредметный.
- По характеру участия ребенка в проекте:участник от зарождения
идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель Султашева В.А
Дети и родители средней группы.
Цель проекта:
- создать условия для изучения зимующих птиц;
- формировать навыки культуры слушателя;
- бережное отношение к живой природе (птицам);
- развитие художественно – эстетических навыков;
- развивать двигательную активность.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внещнем виде, питпнии: знать и называть зимующих птиц; учить распознать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение и интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
- Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учиться отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, стоить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
- Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
- Учить детей рисовать птиц, передавать в рисунке форму тела, цвет оперения: развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать
- Развивать двигательную активность координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражняться в беге,в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
Актуальность проблемы:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – организационный.
Основной – практический.
Заключительный – подведение итогов.
Значение проекта для всех его участников:
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Формирование разносторонних знаний о зимующих птицах
- Воспитание гуманного отношения к природе. ;
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
- обогащение словарного запаса
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого .
-Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование и умение логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности,интереса к позвательной деятельности
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
- Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
- Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
- Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Художественная литература.
Материал для продуктивной деятельности
Предполагаемый результат проекта
Дети охотно выполняют .
Реализация проекта по этапам:
- Подготовительный этап
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Основной этап
- Распределение образовательной деятельности по дням и по времени.
- Заключительный этап
- Конспект проекта в методический кабинет.
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
- Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
-Формирование разносторонних знаний о зимующих птицах
- Воспитание гуманного отношения к природе. ;
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
- обогащение словарного запаса
Этапы подготовки и реализации проекта
Мероприятие
Организационный
-Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций с зимующими птицами, загадки про птиц
Целевая прогулка
«Мы заботимся о птицах»
Формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе зимой.
народные приметы про птиц, пословицы про птиц
Дидактическая игра
«Что за птица"
Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, закрепить названия птиц.
Чтение художественной литературы:
С.А. Есение «Поет зима – аукает». В. Бианки «Синичкин календарь»..М. Горький «Воробьишко»Л.Н. Толстой «Птичка» Ненецкая народная сказка «Кукушка»С. Михалков «Зяблик», М. Лапыгин «Снегирь», А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов о зиме из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»
- Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)
- Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания, повадки и т. д.)
- Выучить стихотворение о зимующей птице
- Подобрать загадки о зимующей птице
- Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу
- Обогащать словарный запас ребенка
Продуктивный
- Рисование Творческое рисование «Наши пернатые друзья (снегирь)»
- Аппликация на тему «Кормушка для птиц (скворечник)
Итоговый
- Выставка детских работ по продуктивной
деятельности по теме проекта «Маленькие помощники».
Приложение
(приложение1)
Беседа .Тема : «Зимующие птицы»
Программное содержание:
- Уточнить представления детей о зимующих птицах.
-Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.
-. Добиваться полных ответов от детей.
-. Способствовать развитию слухового восприятия, логического мышления
-. Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.
Методы и приёмы, используемые в ходе беседы:
вопросы, художественное слово, анализ ,педагогическая оценка, поощрение.
Предварительная работа.
наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!. Нашу встречу предлагаю начать с загадки:
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
Дети: Осень
Воспитатель:- Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите их.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Соловьи, скворцы, грачи, ласточки, журавли, жаворонки и т. д.
Воспитатель- Какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети: вороны, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния воспитатель выставляет иллюстрации зимующих птиц) .
игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных».
( Задание: нужно посадить зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего.)
Воспитатель: Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку:
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
Дети: Воробей
Воспитатель- Как воробьи клюют корм?
Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево.
Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.
Воспитатель: Где живут воробьи?
Дети: Они занимают пустые гнёзда
Воспитатель: А сам могут строить гнёзда?
Дети: Да, могут.
Ребёнок читает загадку:
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется …
Дети: Синица
Воспитатель: Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы?
Дети: Они любят несолёное тесто, сало.
Воспитатель:-Где живут синицы?
Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека.
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят синицы?
Дети: Уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: Каких?
Дети: Жучков, мошек.
Воспитатель: А где синицы их находят?
Дети: В щелях, в коре деревьев.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками: ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Ребёнок: Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел
Воспитатель:- Ребята, как ещё называют дятла?
Дети: «Лесной доктор»
Воспитатель: Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?
Дети: Он спасает деревья. Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.
Воспитатель: А чем ещё питается дятел?
Дети: Семенами шишек.
Воспитатель:- Верно, а какие стихи вы знаете о птицах? (дети читают стихи)
игра “Собери картинку”.
(У детей конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.)
Воспитатель: Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
(Дети складывают картинки и показывают их всем)
Воспитатель: Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?
Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше занятие подходит к концу. Обязательно расскажите своим родителям о зимующих птицах, о том, как им помочь зимой.
(приложение 2 )
Прогулка « Мы заботимся о птицах»
Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.
Цели:
формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе;
-расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
2. Развивающие:
- развивать связную речь;
- активизировать в речи детей обобщающие слова «зимующие птицы»;
- расширять словарный запас детей: корм, кормушка, название растений и семян.
- развивать логическое мышление
-развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения
поставленных целей.
3. Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к труду, дружелюбие
- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Интеграция в образовательные области:
социализация, коммуникация, безопасность, развитие речи, труд, физическая культура.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, наблюдение за птицами во время прогулок, заучивание стихотворений о птицах.
Оборудование: кормушки, корм.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года и какой месяц ? –поздняя осень, ноябрь.
Нынче осень стала строже,
День всё чаще непогожий.
Ветер стылый, жутко злится.
Распрощались с нами птицы.
Ребята, а о чем говорится в стихотворении?
- Правильно, что погода морозная, ветреная и стало меньше птиц.
-Почему стало мало птиц?- Улетели в теплые страны.
-Какие птицы улетели на юг?- Перелётные
-А каких зимующих птиц вы знаете. – воробьи, грачи, голуби, снегири, синицы, вороны, сороки, галки.
- а какие вы знаете стихи про зимующих птиц.
воробей
Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.
Голубь
Голубьплавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки,
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки.
И воркуя, и кружась
Он танцует венский вальс.
синица
Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.
Ворона
Кар, кар, кар " кричит ворона
Вор украл мою корону
Зеркальце, колечко,
Туфли и аптечку.
Как найти мое богатство?
Помоги воронье братство!
- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко.
- Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы.
Нос наружу - ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки.
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться.
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!»
- Ребята, кто же сможет помочь птицамзимой?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? Правильно, можно сделать и повесить кормушки. (Воспитатель с детьми развешивает кормушки).
- Но чем мы будем их кормить? В зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
- Ребята , мы с вами потрудились хорошо. давайте, сейчас поиграем.
подвижная игра
«Стайка»
Цель: воспитывать ловкость и сноровку, развивать ритмическую и выразительную речь, активизировать словарь по теме птицы.
Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:
Пой-ка, подпевай-ка
Десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко,
Эта – зяблик, эта – стриж,
Эта – развесёлый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Дети после этих слов разбегаются, а водящий (злой «орлан»), пытается кого-нибудь поймать. Пойманная «птичка» становится злым «орланом».
(приложение 3 )
Рисование « Наши пернатые друзья ( снегирь)»
Цель: Формировать умение отражать в рисунке снегиря. Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска). Вызвать интерес к рисованию птиц на ветке. Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.
Материалы и оборудование: бумага А4, гуашь, кисточка для рисования.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях. Чтение и разучивание стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц; беседа с детьми о зимующих птицах, о том, как человек помогает птицам зимой.
Ход НОД
Звучит музыка: пение птиц в лесу.
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: звуки пения птиц.
Воспитатель: Действительно пение птиц.
Воспитатель:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Снегирь
Воспитатель:
Что за чудо: в зимний день,
Оживилась вся сирень.
Красногрудые комочки,
Зашумели как листочки.
Будто красных роз букеты,
На сирень забросил ветер.
Стайки дружных снегирей
Крошки кушают на ней.
Вова с маленькой Танюшкой
Птичкам сделали кормушки.
Воспитатель: Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь — певчая птица рода снегирей. Снегирьвыглядит нарядным – он всегда в красном. Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов. Снегирь по габаритам примерно такой же, как воробей. Телосложение имеет плотное. Природа наделила снегиря клювом толстым, широким.
Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие, оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.
Гнезда снегири строят на маленьких елочках. Они очень хорошие и заботливые родителям. Питаются они ягодами и семенами.
Особенность снегирей заключается еще и в том, что они поют. Трель у них мелодичная, светлая и чистая. Если оказаться в лесу утром рано, до уха может донестись приятная песня снегирей. Поют не только самцы, но и самки. А ведь у других птиц этой прекрасной особенностью обладают только самцы.
Воспитатель: Посмотрите, какие снегири? На что они похожи? Какого цвета?
Дети: Снегири красивые, похожи на яблочки, красные.
Воспитатель: Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв?
Дети: что бы доставать семена из шишек.
Воспитатель: Чем еще может питаться снегирь?
Дети: засохшими ягодами рябины, личинками.
Воспитатель: Для чего они прилетают в город?
Дети: В поисках пищи.
Воспитатель: Как мы им можем помочь?
Дети: Развесить кормушки
Воспитатель: Правильно, мы их подкармливаем, развешивая кормушки и насыпая зернышки и семечки.
Воспитатель: Рисования снегиря мы начнём поэтапно. Как вы думаете, с чего будем начинать рисование?
Дети: С туловища, голова, хвост.
Воспитатель: Правильно, какой геометрической формы и цвета туловище снегиря? Голова? Хвост?
Дети: Туловище похоже на овал, красного цвета, а голова круглая и чёрная. Хвост - немного расширяется на конце, похож на треугольник.
Воспитатель: Подумайте, как расположить птиц, чтобы снегирь поместился на листе бумаги. Но прежде, чем рисовать, мы немножко отдохнём.
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Звучит спокойная музыка «пение снегиря в лесу»
Воспитатель: А теперь приступаем к работе. Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Не забываем промывать кисточку. В случае затруднения, подсказываю некоторым детям по ходу занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше рисование. Какие красивые снегири у вас получились. Все такие разные и прекрасные. Как называется птица, которую мы рисовали? На кого она похожа? Что есть у птицы? И т. д. В конце занятия устроить выставку «Прилетели снегири».
(Приложение 4)
Аппликация на тему « Кормушка для птиц».
Материалы и оборудование: цветная бумага, клей, вата, гречневая крупа, вата, картинки и иллюстрации.
Цель: формирование экологической культуры; воспитание бережного отношения, любви к природе.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания о зимующих птицах.
2. Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц; учить изготавливать способом аппликации кормушки.
3. Развивать умения пользоваться ножницами и бумагой, аккуратно наклеивать изображение на основу, внимание, память, мелкую моторику рук;
4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? Каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей.
Беседа по теме:
Воспитатель: «Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих». Разрешите прочитать стихотворение А. Барто "Покормите птиц зимой".
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, что для птиц самое страшное в холодное время года»?
Дети: «Холод и голод».
Воспитатель: «Как мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям»?
Ответы детей.
Воспитатель: «А давайте, мы смастерим кормушки» (показываю образец).
Деятельность детей. При необходимости воспитатель объясняет и помогает детям.
Воспитатель: «Ребята посмотрите, сколько кормушек у нас получилось! Теперь мы сможем помочь нашим маленьким друзьям. А чего у нас не хватает в кормушках»?
Дети: «Корма».
Воспитатель раздает ребятам гречневую крупу, дети приклеивают ее на клей в кормушку.
Ребята самостоятельно вешают работы на выставку.
Воспитатель: « Ребята, вы сегодня большие молодцы! Вы спасли очень много птиц от голода! Вместе с родителями вы можете изготовить настоящие кормушки, повесить их на улице и каждый день кормить птиц».
(Приложение 5)
Дидактическая игра « Что за птица».
Цель игры: развитие логического мышления, развитие связной, монологической речи, обогащение активного словаря детей, автоматизация и дифференциация звуков с помощью проговаривания названий птиц, закрепление понятий и классификация зимующих и перелетных птиц, соотнесение и узнавание силуэтов птиц и картинки,составление описательных рассказов.
Игра включает в себя изображения картинки перелетных и зимующих птиц, картинки с силуэтами птиц в черно – белом варианте, подборку загадок о зимующих и перелетных птицах.
Ход игры: Педагог загадывает загадку, ребенок который правильно ее отгадал, ищет среди предложенных, силуэт данной птицы и затем сверяет ее выбрав правильную цветную картинку. Данную игру можно использовать как закрепляющий материал по данным темам, тем самым стимулировать познавательную активность у ребят.
Чтение художественной литературы:
С.А. Есение «Поет зима – аукает».
В. Бианки «Синичкин календарь».
.М. Горький «Воробьишко»
Л.Н. Толстой «Птичка»
Ненецкая народная сказка «Кукушка»
С. Михалков «Зяблик»,
М. Лапыгин «Снегирь»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
Загадки
Все ворует что блестит,
Глаз её, за всем следит.
На хвосте, приносит вести,
Нрав болтливый, всем известен.
На ветвях сидит высоко,
А зовут её?..
(Сорока)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!"
(Воробей)
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(Ворона)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
(Снегирь)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало.
(Синичка)
ПОСЛОВИЦЫ О ПТИЦАХ:
Слово - не воробей, вылетит не поймаешь.
Ночная кукушка дневную перекукует.
Большой птице большое гнездо нужно.
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Ожиревшая курица яиц не несет.
Всякая ласточка свое гнездо хвалит.
Всякая птица к своей стае летит.
Курица пьет, а на небо смотрит.
Красна птица пером, а человек - умом.
Без первой ласточки весна не обходится.
Одна ласточка весны не делает.
Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Невелика синица, голосок востер.
Хвалилась синица хвостом море зажечь.
Красна птица опереньем, а человек - уменьем.
Синичка - воробью сестричка.
Где птица ни летает, а своё гнездо знает.
Не учи орла летать, а соловья петь.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.
Соловей поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
Соловей с вороной в лесу живут, да по-разному свои песни поют.
Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьём.
Здоровое дерево дятел не долбит.
ПОГОВОРКИ О ПТИЦАХ:
В одних перьях всю жизнь не проходишь.
Видна птица по полету.
Видом орёл, а умом тетерев.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Где курицы - красавицы, там и петухи – молодцы.
Ждет, как ворон кости.
Знает сорока, где зиму зимовать.
И без петуха рассветет.
Изба без детей, что гнездо без птиц.
Каждая птица в своем гнезде хозяйка.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Мала синичка, да коготок остер.
ПРИМЕТЫ О ПТИЦАХ:
Низко летящие ласточки предвещают дождь.
Увидеть летящих высоко в небе птиц перед началом пути – к успеху в делах.
Гуси прячут свои клюва под крылья, стоя на одной лапе – скоро будет сильное похолодание.
Невысоко пролетающий над головой орёл – к удаче в делах.
Голуби, живущие рядом с домом, уберегут его от пожара.
Увидеть лебедя, сидящего на яйцах – будет гроза.
Сорока прыгает на крыше дома, в котором лежит больной – к выздоровлению.
Аиста увидеть – к встрече со старым другом.
Сорока у воды во время рыбалки – к хорошему клеву.
Кукушка села на сухое дерево – к холоду.
Куры не бегут от дождя под крышу – значит, он скоро закончится.
Много чаек бродит по берегу – к шторму.
Если птицы пересекают ваш путь слева направа – удачна примета,
если наоборот – справа налево – неудачная.
Рядом с домом кричит сова – ждать скорейшего прибавления в семействе.
Невысоко пролетающий над головой орёл – к удаче в делах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....