Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "покорение космоса"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы проектной деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Именно проектный метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить ряд задач:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предложения и строить планы по их проверке.
Детские проекты и исследования являются хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путем ознакомления детей с окружающим их миром. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проектная деятельность вызывает огромный интерес у детей, дает ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как», и «почему».
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, исследования, проведения простейших опытов, моделирования, коллекционирования, сборе информации - ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой- начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Возраст детей, с которыми я работаю 5-6 лет, это старшая группа. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Вот почему я решила использовать метод проектов в своей педагогической деятельности.
Самое трудное, как оказалось – выбрать интересную тему проекта, мыслей много, остановиться на какой-то одной не всегда сразу получается, поэтому начало работы все откладывается и откладывается. Я нашла оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи и вопросы детей в специальную папку или копилку, которую можно назвать «Волшебный сундучок вопросов», «Шкатулка Почемучки» и т.д.
Приближался великий праздник- День космонавтики. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?
Мною был разработан проект на тему «Покорение космоса»:
Тип проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре.
Актуальность проекта:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспоминая детство, в памяти всплывает картина ночного неба, и как интересно было на него смотреть. Раньше дети 5- 6 лет чаще всего мечтали: «Хочу быть космонавтом», сейчас таких ответов меньше. Как же поддерживать интерес ребёнка к неизведанному?
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, т.к. им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. А. Гагарина,
В. В. Терешковой, А. А. Леонова, которые внесли большой вклад в изучение и освоение космоса. Работа в этом направлении – это часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижение.
Пройдут годы, века, но надо воспитать детей так, чтобы день 12 апреля, когда человек начал освоение космоса, помнили всегда и рассказывали об этом великом событии своим детям.
Поэтому именно этот проект позволит усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Цель проекта:
Формировать представление детей старшего дошкольного возраста о космосе, выдающихся людях и достижениях России в области изучения космоса.
Задачи:
Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе.
Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей).
Поддерживать и пополнять знания о событиях и фактах развития космонавтики.
Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность.
Воспитывать интерес, уважение, чувство гордости к людям –первооткрывателям.
Предполагаемый результат:
Приобретение представлений о людях космических профессиях.
Понимание важности и гордости за достижения нашей страны в области развития космонавтики и покорения космических просторов.
Умение самостоятельно организовывать игры, используя знания, приобретённые при реализации проекта.
Ответственные за реализацию проекта: воспитатели группы.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный. Разработка проекта.
Довести до участников проекта важность данной темы.
Наметить план действия.
Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
Информировать родителей (законных представителей) с планированием ОД по теме «День космонавтики».
Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
Второй этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Третий этап – итоговый (заключительный). Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |
Цель |
Подготовить предметно-развивающую среду для дальнейшей реализации проекта |
работа с детьми | Диагностика знаний по теме. Введение в проект: внесение игрушечной ракеты, создание заинтересованности темой проекта «Покорение космоса» (воспитатели). |
работа по группе | Внесение книг по теме в книжный уголок:
«Всё о космосе» М. Бул, «Рассказы о Гагарине» Ю. Нагибин, «Космонавты» Е. Новичихина, «Неудачный полёт» Ю. Макаров, «Первый в космосе» С. Бороздин, «Малышам о звёздах и планетах» Е. Левитан, «Шаги над планетой» А. Леонов, «Тайна третьей планеты» К. Булычёв, «Звездолёт Брунька» В. Медведев Изготовление альбома «Космос в стихах и загадках» (Загадки и стихи о космосе, звёздах, планетах). |
работа с родителями | Выпуск статьи «История возникновения праздника «День космонавтики». Привлечение родителей к созданию макета «Космодром» (изготовление моделей ракеты, лунохода). Памятка с рекомендациями «Что можно почитать детям о космосе?» |
предполагаемые результаты | Пробуждение у детей интереса к теме проекта «Покорение космоса». Создание заинтересованности родителей темой проекта. |
ОСНОВНОЙ ЭТАП | |
цель | Накопление детьми необходимых знаний |
работа с детьми | Беседы: «Что такое день космонавтики?», «Чем живёт космодром?», «Здоровье космонавта», «Земля – наш дом во Вселенной». Просмотр мультфильмов: «Тайна третьей планеты». Режиссёр Р. Качанов, «голубой метеорит». Режиссёр А. Петров, «Звёздные собаки: Белка и Стрелка» Режиссёр С. Ушаков. «Полёт на луну». Режиссёр В. Брумберг. ОД: рисование «Лунный пейзаж», «Путь к звёздам», аппликация «Звёздный коллаж» ручной труд «Ракета», конструирование «Наш космический корабль». Дидактические игры: «Космические профессии», «Полёт в космос», «Одень космонавта». Развлечение «Ракеты – на старт!» (инструктор по физо). Чтение художественной литературы: «Незнайка на Луне» Н. Носов, «Рассказы о Гагарине» Ю. Нагибин, «Космонавты» Е. Новичихина, «Зябкий человек», Л. Кузьмина |
работа по группе | Подбор видеотеки с мультфильмами о космосе, планетах. Рассматривание альбома «Космос в стихах и загадках» (Загадки и стихи о космосе, звёздах, планетах). |
работа с родителями | Изготовление памяток-рекомендаций по теме «Что почитать детям о космосе?» |
предполагаемые результаты | Приобретают знания и представления о празднике «День космонавтики», о достижениях всего человечества. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |
цель | Обобщение знаний по теме проекта «Покорение Космоса» |
работа с детьми | Викторина «Мы и космос» Создание условий для решения игровых ситуаций: «Авария ракеты», «Мы – космонавты», «На старт», «Запуск ракеты». Инсценировка песни «Четырнадцать минут до старта» Муз. Фельцмана, сл. Войнович. Театрализованная игра «Космонавты, на старт!» Конструирование из деталей лего «На чужой планете». |
работа по группе | Подбор аудиозаписей с песнями о космосе, космонавтах: «Запевала звёздных дорог». Муз. А. Пахмутовой, Сл. Н. Добронравова. «Четырнадцать минут до старта». Муз. О. Фельцмана, Сл. В. Войнович. «Наш звездолёт» Муз. и сл. О. Емельяновой Изготовление альбома «Первые космонавты» |
работа с родителями | Внесение игрового макета «Космодром», изготовленного совместно с родителями. Конкурс семейных рисунков «Полёт на Луну» |
предполагаемые результаты | Самостоятельное использование детьми накопленных знаний при общении друг с другом, и при развитии игровых сюжетов на космическую тематику. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста " космос для самых маленьких"
Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель проекта- познакомить детей с Российским праздником - День космонавтики, понятиями...
«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».
laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО
Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....