Насекомые
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №43 «Алёнушка» с приоритетным осуществлением позновательно-речевого развития воспитанников города Невинномысска
Конспект занятия старшей группе по познавательному развитию .
Тема: «Волшебный мир насекомых »
Выполнила : Беляева И.В
Г. Невинномысск 2019г.
Цель: сформировать обобщенное понятие «насекомые»
Задачи: закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые»; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, набором насекомых. Демонстрационный материал .
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин, с изображением насекомых.
Методы и приёмы: игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, «Закончи предложение», «Четвёртый лишний», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас у нас в гостях.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие вы знаете времена года?
Дети: Зима. Весна. Лето. Осень.
Воспитатель: А какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Давайте покажем стрелочкой на нашем календаре, какое сейчас время года. Скажите, по каким признакам в природе мы узнаём, что наступила весна?
Ответы детей: Тает снег. Бегут ручьи. Ярко светит солнце. Набухают почки на деревьях. Распускаются первые листочки. Прилетают птицы. Зеленеет травка. Появляются первые цветы. Появляются насекомые.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в мир насекомых. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке. Кого мы здесь встретим, узнаем с помощью загадок. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
Загадки:
1.Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Какие части тела есть у муравья?
Ответы детей (Голова, грудь, стебелёк, брюшко, 6 ног, усики).
Чем питаются муравьи?
Ответы детей (соком растений, нектаром, семенами, гусеницами).
Какую пользу приносит муравей? Ответы детей (рыхлят землю и удобряют почву) Какую кислоту выделяет муравей, которая пользуется в медицинских условиях? (муравьиную) Какие части тела есть у неё? Ответы детей (голова, 4 крылышка, грудь, брюшко, 6 ног).
Воспитатель:
Чем питается стрекоза?
Ответы детей ( комарами, личинками насекомых).
2. У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
3..Я цветок сорвать хотел,
Но цветочек улетел.
Что это за насекомое? (бабочка)
Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Но цветочек улетел
С чем сравнивают крылья бабочки? (с цветком). Какие крылья у бабочки? (яркие, легкие, большие). А сколько крыльев у бабочки? (четыре).
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
- Кто появляется из яйца? Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
- Что делает гусеница? Ответы детей:
- Она питается листьями и растет. Воспитатель:
- В кого она превращается? Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
- Кто выходит из куколки? Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Отгадав загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости:
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка
Воспитатель: Отгадайте еще загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделиться медком. (Пчела)
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Воспитатель: Посмотрите на пчелу на картинке. Есть ли у нее крылышки, какие они, сколько у нее ножек? Посчитайте.
Не зверь, не птица,
Носик, как спица.
Летит, пищит, сядет, молчит (комар
Какие слова помогли вам догадаться, что это комар?
Воспитатель:
Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.) Ребята, а почему насекомые могут летать? У них есть крылышки
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Давайте выберем насекомых на картинках, которые умеют летать, у которых есть крылья. Назовите их.
Воспитатель:. Мы встречаем новое насекомое. Паук
Где живёт паук?
Какой у них дом?
А пауки летают?
Ответ детей: Пауки живут в траве. У пауков дом(в паутине). А пауки летают? нет? Это насекомое ползающее
.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру .
Игра «Четвёртый лишний» (Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор).
– Жук, пчела, муравей, кошка;
– слон, бабочка, шмель, гусеница;
– божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
– ёлка, таракан, муха, кузнечик;
– пчела, бабочка, комар, кровать.
Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл .Печкин принёс письмо от насекомых). Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых. Ребята, Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.
1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»
2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»
3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»
4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»
5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется – улей «Пчела»
6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»
7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»
8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»
Воспитатель: Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой). А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили, и давай веселиться. Ребята давайте нашим насекомым нарисуем поляну.
Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...