Конспект занятия по познание (ФЦКМ) в старшей группе « Зимовье зверей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Суфиянова Лиана Рифкатовна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_zimove_zverey_st_gr.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познание (ФЦКМ) в старшей группе

« Зимовье зверей»

Воспитатель: Суфиянова Л.Р.

Образовательные задачи: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Развивающие задачи: Развивать мышление, внимание, память.

Воспитывающие задачи: Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Форма работы: чтение стих., беседа. Отгадывание загадок, рассматривание картин, игра.

Оснащение: Картина о зимнем лесе, следы зайца, лисы, белки, волка, лося, рисунки животных, иллюстрация с сугробом,

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

- Ребята, о каком времени года идет речь в этом стихотворении? Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?  

Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима? Чтобы нам узнать об этом, мы с вами отправимся в лес на экскурсию. Закрывайте глаза. Раз, два, три! Откройте глазки.

- Вот мы и в лесу(показывает картинку о зимнем лесе). Посмотрите внимательно, что вы видите?(ответы детей)

-Зимний лес. Волшебница – зима постаралась украсить его на славу.

Прошла зима по лесу в больших мягких валенках неслышно. Посмотрела по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину нарисовала. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. А внизу под ними разные кустики укрылись.

-Ребята. Если хорошо присмотреться, на снегу можно увидеть  узоры разных следов.(накладывает следы зайца, лисы, волка, лося) Отгадайте загадку и вы узнаете чей это след:

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

-Кто это? Правильно, а теперь  посмотрите на эту картинку.  ( показывает картинку с зайцами зимой) Какое время года здесь изображено? Кого вы видите? Как они выглядят? Как зайцы встретили зиму? Как  они проводят? Чем они питаются?

Как они прячутся от врагов? Что им в этом помогает?

-Зимой зайцы кормятся корой деревьев. До зайцев охотники – люди, собаки, лисы, волки, вороны. Если бы он ходил просто и прямо, то его легко бы поймали. Но страх его спасает. Проскочит вперед, испугается и побежит назад. Услышит шорох – прыгнет в сторону и бежит. И так он путает свои следы.

-Мы с вами идем дальше по лесу. Ой, а это чей след?

Сам зверек поменьше кошки,

Хвост пушистый и большой

Ну и быстрые же ножки

Скачут по лесу стрелой.

-Правильно, белка. ( рассматривание картинки с белкой в зимний период) А как белка проводит зиму? Что  общего в подготовке к зиме у белки и зайца? В чем разница?

-Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она свернувшись клубком, может спать несколько дней.

_Идем дальше. Следующая загадка. Послушайте:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее - … ( лиса )

-Да, это лиса. Вот посмотрите на ее след. (рассматривание картинку с лисой зимой) Как лиса проводит зиму? Чем она питается?

-Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном и питается всю зиму.

Физминутка

Зайцы скачут скок – скок – скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянутся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

-Продолжаем нашу экскурсию. А чей это след7

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

- Что вы скажете про  волка? (показ картинки волка в зимнем лесу) Готовится ли к зиме он? Как он проводит зиму?

_ Да, ребята, волк как и лиса запасов не делает. Голодно ему бывает порой.

Посмотрите-ка, а это что за след?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

-Кто это? Правильно, лось ( показ картинки). Чем лось питается? Каково ему зимой в лесу? Почему ему трудно зимой?

- Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма:  раскапывает под снегом сухую траву. Объедает тонкие ветви кустарников и деревьев.

-Ребята, посмотрите, а что за странный сугроб в лесу?(показ иллюстрации)

Из- за сугроба идет какой- то пар. Все кусты около сугроба  покрыты инем4 мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

-Правильно, это берлога медведя. Что делает медведь в берлоге? Да, он спит.За зиму он ни разу не проснется, с бока на бок не перевернется. Ичем сильнее морозы, тем крепче спит он.

-А  еще какие животные спят зимой под снегом?

-Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому  подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам – желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и доживут они до весны.

-А сейчас мы с вами пеоиграем в игру. Игра называется « Кто где живет?»

(Кто?) юркнула в дупло?

(Кто?) залез в берлогу?

(Кто?) спрятался в нору?

(Кто?) шмыгнул в логово?

(Кто?) забрался под листья?

(Кто?) укрылся под кустом?

- Молодцы, ребята. Нам пора возвращаться в группу. Закройте глаза и посчитайте до трех: раз, два, три.  Откройте глаза. Вот мы и вернулись. Понравилась вам экскурсия в зимний лес? Что мы там увидели?  Чьи следы мы видели? Как проводят зиму животные? Кто помогает зверям  зиму перенести?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованной деятельности в старшей группе «Зимовье зверей»

Цель: продолжить знакомство с животными крестьянского подворья; показать значение дружбы в жизни.Задачи:Образовательная: Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать...

Конспект театрализованной деятельности в старшей группе «Зимовье зверей»

Цель: развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально-театральной деятельности; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ; побуждать их ...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект занятия по познанию (ФЦКМ) в средней группе детского сада «Беседа о зиме».

Конспект занятия в области познание - формирование целостной картины мира (ФЦКМ) в средней группе детского сада «Беседа о зиме» (с элементами здоровьесберегающих технологий - пальчико...

Конспект занятия ООД по ФЦКМ в старшей группе. Тема: «Растения сада».

Конспект занятия ООД по ФЦКМ в старшей группе.Тема: «Растения сада»....

конспект по речевому развитию в старшей группе "Зимовье зверей"

конспект по речевому развитию в старшей группеТема" Зимовье зверей"возраст 5-6лет...