Конспект занятия "Лимон и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие в подготовительной группе по опытно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
limon_i_ego_svoystva.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной опытно-исследовательской деятельности «Лимон и его свойства» с детьми подготовительной группы
Цель: расширять представления детей о лимоне и его свойствах.
Задачи:
- формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения;
- воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Предварительная работа: знакомство с понятием «лаборатория», правилами безопасного поведения при проведении опытов.
Материалы и оборудование: презентация про лимон, лимоны (очищенный, порезанный на дольки, в кожуре, ёмкость с водой, чай, прозрачные бокалы.
Раздаточный материал: на каждого ребенка: шапочка и халат, лимонный сок, одноразовые стаканчики с молоком, яблоки, ватные диски с пятном, ватные палочки, цветные и простой карандаши, кисточка, схемы для занесения результатов опытов.
Ход опытно-исследовательской деятельности:
Воспитатель. В круг широкий вижу я встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево
В центре круга соберемся, и на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем!
Пусть наше занятие принесёт нам всем радость общения.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посетить лабораторию. Давайте вспомним, что такое лаборатория? (ответы детей.)
Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.
В лаборатории есть всё необходимое для этого. Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории (ответы детей).
- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.
- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
- Не стоит всё пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
- Работать можно только на рабочем месте.
- Нужно быть внимательным, не отвлекаться, не разговаривать на посторонние темы.
А вот чтобы узнать с каким предметом и его свойствами мы сегодня познакомимся, вам надо отгадать, что лежит на тарелке под салфеткой.
Загадка: Желтый, кислый, ароматный
В чае с сахаром приятный.
Витаминов полон он
Как зовут его?.... (Лимон)
Верно, лимон. (Поднимает салфетку, достает лимон.) Давайте поиграем в игру, в которой вы мне опишите и назовете качества лимона. Ваш ответ будет начинаться со слова «лимон», передавая его друг другу, будем назвать его качества.
Дидактическая игра «Лимон, какой?»
Дети. Жёлтый, овальный, яркий, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный, блестящий, холодный, упругий и т.д.
Воспитатель. Молодцы! Все качества лимона назвали. Сегодня мы больше узнаем об этом фрукте, посмотрев про него презентацию .
Просмотр презентации.
Воспитатель. Мы много узнали о лимоне, но это ещё не все секреты о нём. Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? Тогда я вам предлагаю стать настоящими учёными-исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов. Проходите в нашу лабораторию, наденьте свою специальную одежду (фартуки и шапочки).
Опыт № 1. «Тонет – не тонет»
Воспитатель. Для этого опыта нам понадобятся: ёмкость с водой и два лимона (1-очищенный, 2 – в кожуре). Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (дети по очереди определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение.)
А теперь положим очищенный лимон в ёмкость с водой. Что произошло? (Лимон утонул.) Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (Мнения детей.) Проверим. (Кладут в воду неочищенный лимон.) Что произошло? (Лимон не утонул.) В чём же секрет? (Секрет в кожуре.)Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (В кожуре ямочки – поры.) Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.
Вывод: Очищенный лимон тяжелее лимона в кожуре. Воздух, который находится в пористой кожуре лимона, держит его на поверхности воды.
Я предлагаю всем присесть за столы. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит таблица для занесения результатов опыта. Давайте найдём строку под №1. Здесь нарисованы две ёмкости с водой. Предлагаю вам нарисовать жёлтый лимон на дне чаши с водой, а не закрашенный лимон, очищенный, на поверхности воды во второй чаше.
Дети зарисовывают результаты опыта.
Опыт № 2.
Воспитатель. Ещё одно свойство лимона – он незаменимый продукт на кухне. Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай. Лимон нужно класть в тёплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются. А что происходит, когда лимон добавляют в чай? А это мы сейчас узнаем.
Этот фрукт мы разрезаем,
Только дольку в чай кидаем.
Жёлтый плавает кружок,
Ароматный наш дружок.
Вкусный чай мы выпиваем,
А потом кружок съедаем.
Наливаю в бокалы чай и кладу туда дольку лимона. Что произошло? (Чай начал светлеть.) Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым.
Вывод: Лимон создает кислую среду, и чай светлеет.
Воспитатель: Предлагаю в таблице найти строку № 2 и занести результаты опыта: бокал с чаем, в котором нарисован кружок лимона, закрасить светло-коричневым карандашом, а чай в бокале без лимона, темно-коричневым.
Дети зарисовывают результаты опыта.
Опыт № 3. «Лимон – защитник»
Воспитатель: Посмотрите на тарелочки, которые находятся у вас на столах. Мы разрезали яблоко пополам, положили его срезами вверх на тарелку. Как вы думаете, что произойдет с яблоком, если на него нанести лимонный сок? И что случиться с той половиной яблока, которую не будем трогать? (Ответы детей.) Сейчас мы это узнаем экспериментальным путем. Давайте возьмем кисточку и нанесём лимонный сок на одну из половинок.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым. А сейчас отодвинем тарелки, и пока мы ждем результаты опыта, подойдем все ко мне.
Физкультминутка
Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находиться лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой.
«Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю».
Воспитатель: Дети, давайте вернёмся на свои места и рассмотрим результаты реакции (убеждаемся в правильности наших предположений).
Вывод: Лимонный сок защищает яблоко от окисления.
Воспитатель: Предлагаю в таблице найти строку № 3 и занести результаты опыта: одну половину яблока закрасить коричневым цветом, а другую оставить не закрашенной.
Дети зарисовывают результаты опыта.
Опыт № 4. «Лимон – пятновыводитель»
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать, лепить… А если вы испачкали одежду красками, фломастерами или чем-то другим, и осталось пятно, чем мама его выводит? (Ответы детей.) Как вы думаете, сок лимона поможет вывести пятно? (Ответы детей.) Давайте проверим. У вас на столе лежит ватные диски с пятном от фломастера. Возьмите ватные палочки, смочите их лимонным соком и потрите хорошенько след от фломастера. Что происходит с пятном? (Ответы детей.) Лимон помог вывести пятно. Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Дома о нём обязательно расскажите маме.
Вывод: Лимонный сок может служить безопасным пятновыводителем.
Воспитатель. Предлагаю в таблице найти строку № 4 и занести результаты опыта: перечеркнуть пятно.
Дети зарисовывают результаты опыта.
Опыт № 5. «Лимон и молоко»
Воспитатель. Дети, посмотрите, у вас на столах в стаканчиках стоит молоко. Как вы думаете, что случится с молоком, если в него добавить лимонный сок? (Ответы детей.) Давайте это узнаем. Осторожно вливаем сок в молоко и размешиваем деревянной палочкой. Ждем результата.
Вывод: При смешивании молока и лимона, молоко свернется (сквасится). В итоге образуется сыворотка и белые хлопья, которые образуют творожную массу после процеживания.
Воспитатель. Предлагаю занести результаты опыта в таблицу.
Дети зарисовывают результаты опыта.
Воспитатель: Ну вот, ребята, сегодня мы узнали о лимоне много нового, не только, что он полезный, но и что с ним можно проводить очень интересные опыты. Итак, что нового мы узнали про лимон? (Ответы детей.) Какие свойства лимона и лимонного сока вы запомнили? (Ответы детей.) Какой опыт вам понравился? (Ответы детей.) Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Нефть и ее свойства"
Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....
Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....
Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....
конспект нод "мята.полезные свойства мяты"
занятие по экологии о лекарственных растениях....