Система работы по сенсорному развитию в процессе реализации педагогического проекта «Я познаю мир»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Сенсорное развитие способствует- развитию восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_sensornomu_razvitiyu_v_protsesse_realizatsii.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта- познавательный, творческий, исследовательский. Форма проведения образовательной деятельности по проекту – игровая. Продолжительность – 1 год.(сентябрь-май2019-2020) Форма организации - групповая, индивидуальная. Участники проекта: педагог, дети, родители. Возрастной диапазон детей освоения проекта– 3-4 года. Цель проекта – формирование сенсорной культуры ребенка в период младшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом. Новизна данного проекта: использование дидактических игр блоки Дьеныша; использование дидактических игр, изготовленных своими руками.
Актуальность проекта Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала малыш познаёт то, что окружает его дома, действуя с разными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, малыш познает их свойства, качества через сенсорные эталоны.. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. С помощью сенсорных эталонов «закладывается» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета запаха, вкуса предметов, так как это позволяет научить правильно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно на детей в возрасте от 3 до 4 лет. Таким образом, актуальность темы обусловлена: Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, нацеливает на поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей младшего дошкольного возраста. Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня, от которых зависит успешность познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Задачи: ПЕДАГОГ Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр в процессе познавательной деятельности по ознакомлению с сенсорными эталонами. Формировать знания детей по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи. ДЕТИ Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.) . Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Активизировать речь детей. Развивать творческие способности в процессе самостоятельной продуктивной деятельности. Воспитывать интерес к предметному окружению. РОДИТЕЛИ Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности. Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
Ожидаемый результат: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр в процессе познавательной деятельности. Повышение уровня сенсорного развития детей; Активизация речи детей. Развитие творческих способностей в процессе самостоятельной продуктивной деятельности. Активизация деятельности родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
Продукт проекта Пополнение уголка дидактическими играми изготовленных своими руками; Приобретение логических игр «Блоки Дьеныша»; Консультации на тему «Сенсорное развитие» Фото отчет о работе на родительском собрании группы.
Принципы построения проекта. - Системность; - Учёт возрастных особенностей детей; - Дифференцированный подход; - Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала; - Поэтапное использование игр; -Творческий подход.
Формы организации детской деятельности. 1.Логико-математические игры. 2.Интегрированные игровые занятия. 3.Совместная деятельность педагога и детей. 4.Самостоятельная игровая деятельность 5.Непосредственное включение родителей в процесс познавательно-исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта I этап подготовительный Задачи: -Пробудить интерес к дидактическим играм по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Содержание работы: Изучение литературы, подбор и изготовление игр, разработка проекта II этап практический Задачи: Познакомить детей с дидактическими играми по сенсорному развитию; Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств - величины и формы. Дать представление об отношениях по величине, между плоскими и объемными предметами. Формировать представления детей о шести цветах, закреплять названия цветов спектра. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, цвету. Развивать тактильные ощущения. Упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Совершенствовать умение различать объекты по вкусовым качествам. Содержание работы: Занятия, дидактические игры, продуктивная деятельность. I I I этап завершающий Задачи: Подведение итогов.
Результаты проекта: В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры, непосредственное включение родителей в педагогический процесс; У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию; Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр; Практическая значимость проекта; Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах; Разработка дидактического материала и дидактических игр; Разработка методических рекомендаций для родителей; Перспективы развития проекта: Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов; Дополнение системы работы по сенсорному развитию дидактическими играми ; Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию; Создание Лэпбука «Я познаю мир».
Уровень усвоения детьми младшего дошкольного возраста программы по сенсорному развитию в процессе реализации проекта «Я познаю мир» (Начало года)
Уровень усвоения детьми младшего дошкольного возраста программы по сенсорному развитию в процессе реализации проекта «Я познаю мир» (Середина года)
Дидактические игры
Форма, Цвет, Размер Д/и «Собери геометрическую фигуру(круг, квадрат, треугольник)» , «Солнышко», «Ежики», «Пирамидки», «Пазлы», «Логический куб».
Вкус, запах. Д/и «Определи на ощупь», «Определи на вкус», «Определи по запаху», «Чудесный мешочек»
Вкладыши, бродилки, бизиборды Развитие логических операций, тактильных ощущений.
Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине. Способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. Помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
Лепбук «Я познаю мир» Содержание: лэпбук содержит игры и пособия на развитие сенсорной культуры ребенка (закрепление основных цветов, величины, геометрических форм, тактильных ощущений, слухового восприятия, содержит стихи загадки, пальчиковые игры о цвете и геометрических фигурах. Составляющие лэпбука: дидактическое пособие состоит из 6 развивающих заданий-дидактических игр.
Дидактическая игра «Найди половинку» Цель : Развитие целостного восприятия, умения видеть форму предмета, расширение знаний об окружающем. Описание игры: Ребенку предлагается составить геометрическую фигуру из 2 частей. Дидактическая игра «Солнышки» Цель : Обучение детей различать, называть и соотносить цвета. Описание игры: Ребенку предлагается подобрать по цвету и прикрепить лучики к солнышку.
Игры подготовленные своими руками«Развивайка»
«Бизиборд» (изготовлен своими руками)
Цветная книга
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...
Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».
В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....
"Взаимодействие с семьёй по проблеме здоровьесбережения детей в процессе реализации педагогического проекта "Проложи свою лыжню"
Данный проект отражает взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) по вопросу здоровьесбережения детей 7-го жизни в зимний период....
"Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в процессе реализации группового проекта"
Выступление на педагогическом совете воспитателя Абайдулиной Н.П. по теме«Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников...
Педагогический проект "Я познаю мир!"
Коллеги! Данный проект расчитан на детей 3-4 лет. Он поможет вам создать такие условия развития любознательности детей младшего дошкольного возраста, которые позволят включить их в исследовательскую д...
План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»
Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»....
Педагогический проект " МИР ПОЗНАЕМ ВМЕСТЕ"
Цель данного проекта является ознакомление детей с предметами окружающего мира, их качествами и свойствами. Дети исследуют свойства предметов, осваивают окружающую среду....