Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елизарова Ирина Сергеевна

взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akademiya_chudem-mimts.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации города Орла

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение -                                                                                детский сад № 95 города Орла

302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Взаимодействие с родителями и детьми в рамках родительского клуба

Тема:      «Академия чудес»

(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)

                                                       

                                                                         

                                                                                                                            Форма участия: открытый показ для воспитателей города,

 в рамках взаимодействия

 с МИМЦ города Орла

Воспитатель

                                                                   высшей квалификационной

категории  

                                                                                       Елизарова Ирина Сергеевна

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема:      «Академия чудес»

(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.        Вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Задачи:

Обучающие:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Расширение знаний родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. Повышение родительской компетентности. Обучение родителей и детей навыкам сотрудничества. Дать практические рекомендации совместной исследовательской деятельности детей и родителей, входе использования естественных ситуаций дома.

Воспитательные:

Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности, самостоятельность в работе, чувство товарищества.  Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление,  внимание, память, умение излагать результаты исследования. Показать родителям, на примере, как  в процессе опытно-экспериментальной  деятельности, дети приобретают  новые знания.

Предварительная работа: просмотры мультфильмов про экспериментирование;

беседы «Как обращаться с опасными предметами и веществами». Оформление памятки для родителей: «Совместная деятельность детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

          Методы и приемы:

         - Словесный;

         - Наглядный  (декорации;)

         - Практический  (продуктивная деятельность).

Материалы и оборудование: 

сахар, соль, мука, растительное масло, банки, крышки, вода, палочки деревянные , глубокие тарелки, пищевой краситель, , одноразовые тарелки, подносы, стеклянные стаканы, , краски, сода, уксус, одноразовые ложки, сухой дождь.

              Вид детской деятельности: Познавательно исследовательская.

            Приоритетное развитие: «Познавательное развитие»

Ход образовательной деятельности:

(Дети и воспитатель проходят в зал)

( Слайд 1)

  1. Организационный момент:

Приветствие

Здравствуйте дорогие ребята!!! Посмотрите сегодня у нас с вами гости, они собрались здесь специально, чтобы посмотреть какие мы с вами молодцы. Давайте с ними поздороваемся! (дети здороваются с гостями).

  1. Мотивационно - ориентировочный этап:

Дорогие ребята! На днях я побывала  в гостях у очень интересного человека, его зовут профессор Всезнайкин. Он работает в лаборатории. Я помогала профессору проводить опыты и он назначил меня старшим лаборантом.  Я там увидела столько всего интересного…  Мы с профессором проделали большую работу, но он, к сожалению, уехал в командировку, а работы осталось очень много. А мне одной просто не справится. Сегодня я предлагаю вам стать моими помощниками и приглашаю вас в научную лабораторию «Академия чудес».  Ну, что вы согласны? (Ответы детей). Спасибо дети! А помогать нам в этом сложном деле, будут необычные гости. Посмотрите в зал, кого вы увидели? (Ответы детей). Я порошу ваших родителей  подойти к нам.  

Уважаемые родители, я предлагаю начать наше мероприятие с игры «Да - Нет!».

Крикните громко и хором друзья,

Деток Вы любите? Нет или да? (Да!)

Пришли Вы с работы, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет!)

Я Вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да!)

Дайте же свой поскорее ответ:

Помочь на откажитесь? (Нет!)

Хорошо! Тогда давайте не будем медлить  и поскорей отворим двери в  «Академию чудес»! (раздвигаются ширмы и воспитатель с детьми и родителями проходят в  импровизированную лабораторию). ( Слайд 2)

Ну вот мы уже на месте, прошу вас надеть специальную одежду и присесть на стульчики. (дети надевают мантию и шапку конфедератку, родители халаты  и садятся на стульчики.)

Вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты). ( Слайд 3- 4)

Дети и родители отвечают:

Так что такое эксперименты? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.)

Дети и родители отвечают: ( Слайд 5-6)

 А, вы любите экспериментировать?

 Дети родители отвечают.

Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии.

( Слайд 7)

При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1.        Внимательно слушать старшего   лаборанта. ( Слайд 8)

2.        Точно выполнять инструкции ( Слайд 9)

3.        Аккуратно работать с оборудованием. ( Слайд 10)

4.        Не бегай по лаборатории ( Слайд 11)

5.          В лаборатории нельзя громко разговаривать ( Слайд 12)

6.         Не пробуй вещества на вкус. ( Слайд 13)

 

7.        При работе с токсичными веществами надень маску. ( Слайд 14)

8.       В конце опытов сделай вывод. ( Слайд15)

9.       Окончив работу убери рабочее место. ( Слайд 16)

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать. ( Слайд 17)

( Слайд 18)

  1. Основная часть:

Не будем терять время, начнем!

 1 этап: Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица» (работа стоя).

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы (показываются пиктограммы):

  1. У воды нет цвета. Она бесцветная.
  2. Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.
  3. У воды нет вкуса. Для того чтобы это понять, нужно опустить в воду язык или сделать глоток воды.
  4. У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.
  5. Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.
  6. Вода течёт, потому что жидкая.

Молодцы! Вот она какая, вода! Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся еще с некоторыми, очень интересными свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

1 опыт:  «Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.

Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде  и не смешивается с водой.

2 опыт:   «Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит.

Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

2 этап: «Радуга в стакане» (работа сидя). 

Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам познакомиться с таким свойством воды, который называется плотность. Прошу вас пройти ко второму опытному и занять места.

     Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).

Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Давайте с вами проверим, так ли это?

3 опыт:

 Я предлагаю провести  очень яркий, захватывающий, интересный эксперимент.  Всё, что потребуется это сахар, 5 стаканов, пищевая  краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.

Приступим к работе! Добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т. д.

Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т. д. снова перемешайте. В первых двух раствориться быстро и полностью, а последующих не полностью и долго.

     Теперь возьмём шприц, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? (Ответы детей).

4 опыт:

Пояснение воспитателя: Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в  стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху. А подтвердить мы это сможем проведя следующий опыт. Позвольте мне продемонстрировать его вам самой.

Мне понадобится 2 маленьких стакана, вода, подсолнечное масло и пластиковая карточка.

Наливаем в один стакан воду, а в другой – масло. Стакан с маслом ставим на тарелку, а стакан с водой накрываем пластиковой картой, переворачиваем и ставим на стакан с маслом. Затем потихоньку вытащим карту, но не полностью, необходимо сделать небольшую щель.  

И наблюдаем: Вода с наименьшей плотностью поднимется вверх, а с наибольшей плотностью опустится в низ. Вывод: жидкости с разной плотностью не смешиваются.

 

4 этап: «Шагающая вода»

5 опыт:

С помощью этого опыта можно продемонстрировать, как смешиваются цвета. Для этого нам понадобится 7 стаканчиков. Ставим в ряд и через один наливаем воду. Также необходимо: 3 красителя (красный, желтый, синий) и бумажные полотенца. Их мы складываем пополам. Добавляем красители в воду (в крайние - красный, в 3 – желтый, в пятый – синий). Берем полотенца, сгибаем их пополам и ставим в стаканы. Наблюдаем, как цветная вода по салфеткам перетекает в пустые стаканы и при смешивании получаются другие цвета. (Так как, это долгий процесс, воспитатель показывает заранее приготовленный образец.

Вывод: вода растворят вещества, приобретает цвет.

5  этап:  «Вода, масло и цветной лед».   (работа сидя) 

Я приглашаю вас к третьему   опытному столу, прошу занять места. Уважаемые коллеги, для того, чтобы приступить к следующему эксперименту, давайте с вами вспомним, в каком виде встречается вода в природе? (Ответы детей: в жидком, твердом, газообразном).

6 опыт:

Молодцы! Я не с проста вас спросила,  так как одно из перечисленных свойств,  нам  пригодится для следующего невероятно красочного опыта.  Для него нам понадобятся:

Вода, масло,  цветные кубики льда (предварительно подкрашенные пищевыми красителями или акварелью), прозрачные емкости.

Итак, приступаем к работе!

Берем стеклянную емкость и наливаем в нее воду. Теперь берем масло и наливаем ее   туже емкость. Понаблюдайте, что происходит? Почему? (вода внизу остается, масло вверху). Туда же мы высыпаем кубики льда. И что мы видим? Масло и вода – это 2 жидкости, которые, как мы уже говорили, не смешиваются. Более того, в начале, кубики льда в масле плавают, но когда лед начинает таять, капли воды идут ко дну, так как вода тяжелеем масла.

Понаблюдайте за процессом, это невероятно красиво. Разноцветный дождик в стакане и прекрасные капельки на дне, выглядят просто волшебно.

Когда весь лед растает, можно понаблюдать за жидкостью еще.

7 опыт: 

Проведем еще опыт. Берем шипучую таблетку (в наше случае витаминку, напомнить детям, о правилах безопасности), бросаем ее в банку и смотри, как красиво она растворяется в воде, поднимая ее на поверхность. Этот процесс похож на лавовую лампу.

8 опыт:

А сейчас, я предлагаю вам понаблюдать еще за одним, не менее интересным опытом, с бурлящей водой. Для этого нам понадобится, так полюбившаяся детям, газировка и виноград. Бросим в бутылку с водой  виноград и посмотрим, что произойдет. Сначала виноград опустится на дно, а затем поднимется вверх. Так происходит, потому что углекислый газ, который содержится в газировке, обволакивает виноград и , как только этого газа хватает, что бы поднять его, она сразу всплывает на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются и виноград снова падает. Ели бросить много винограда, по получится иллюзия,  что виноград танцует.

6 этап: « Вулкан».

Уважаемые коллеги! Профессор Всезнайкин, уезжая в командировку,  пообещал мне, что если  мы хорошо справимся с работой, приготовит для нас небольшой опыт-сюрприз. Я думаю, что мы вполне со всем справились. А вы как считаете?  Тогда давайте посмотрим! (сюрприз спрятан под тканью). Посмотрите, что это? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель просит помочь детям родителей)

Ребята, а вы знаете что такое вулкан?

Ответы детей.

Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?

9 опыт: «Вулкан» (работа стоя)

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и  конечно же сами  макеты вулканов.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом  окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю  его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.

Вывод: сода и уксус вступают в химическую реакцию, сода растворяется и начинает бурлить.

 Молодцы, уважаемые коллеги, мне очень понравилось, как вы сегодня потрудились. Ваша работа, достойна уважения!

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы с вас говорили сегодня?

Кому что запомнилось?

Все ли у нас получилось?

Что было самым сложным?

Уважаемые родители, как вы думаете, такие же опыты можно провести дома?

А,ч то для этого необходимо сделать? (создать условия, приобрести литературу,  погулять по просторам всем доступного интернета)

А чему способствует вот такое время  при провождение? (позволит сплотить детей и родителей, совместная познавательно -исследовательская деятельность, поможет вам лучше узнать своих детей и понять их).

Прием с «Сухим дождем». Мне очень хочется узнать понравилось ли вам наше  «приключение» ? Для этого вам необходимо пройти сквозь сухой дождь. Обратите внимание на разноцветные ленты сухого дождя. Если вам понравилось наше приключение и у вас остались только хорошие впечатления  вам необходимо пройти сквозь ленты теплых тонов, а если вам не понравилось,  вам необходимо пойти сквозь ленты холодных тонов.

5. Заключительная часть.

-Ну, вот и закончилось наше увлекательное обучение в нашей «Академии Чудес». Вас, уважаемые родители, мы посвящаем в Главных помощников юных исследователей (вручение дипломов). Как говорят в народе«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а я добавлю «Ещё лучше сделать самому» и на память о нашей встрече, хочу вручить памятку «Совместная деятельность детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».  Уважаемые родители, спасибо за сотрудничество и за то, что нашли время прийти. Я буду рада видеть Вас снова  на наших мероприятиях. А сейчас, я предлагаю вам пройти в группу  и поделится впечатлениям от увиденного.

( Слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...