Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации города Орла
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 95 города Орла
302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Академия чудес»
(подготовительная группа компенсирующей направленности
для детей с нарушением речи)
Форма участия:
неделя новаторов
Заводского района
Воспитатель
высшей квалификационной
категории
Елизарова Ирина Сергеевна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Академия чудес»
(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Воспитательные:
Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности, самостоятельность в работе, чувство товарищества. Создание эмоционально-положительного настроя детей.
Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
Предварительная работа: просмотры мультфильмов про экспериментирование;
беседы «Как обращаться с опасными предметами и веществами».
Методы и приемы:
- Словесный;
- Наглядный (декорации;)
- Практический (продуктивная деятельность).
Материалы и оборудование:
сахар, соль, мука, растительное масло, банки, крышки, вода, палочки деревянные , глубокие тарелки, пищевой краситель, , одноразовые тарелки, подносы, стеклянные стаканы, , краски, сода, уксус, одноразовые ложки, сухой дождь.
Вид детской деятельности: Познавательно исследовательская.
Приоритетное развитие: «Познавательное развитие»
Ход образовательной деятельности:
(Дети и воспитатель проходят в зал)
- Организационный момент:
Приветствие
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг .
Все в сборе - дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
- Мотивационно-ориентировочный этап:
Дорогие ребята! На днях я побывала в гостях у очень интересного человека, его зовут профессор Всезнайкин. Он работает в лаборатории. Я помогала профессору проводить опыты и он назначил меня старшим лаборантом. Я там увидела столько всего интересного… Мы с профессором проделали большую работу, но он, к сожалению, уехал в командировку, а работы осталось очень много. А мне одной просто не справится. Сегодня я предлагаю вам стать моими помощниками и приглашаю вас в научную лабораторию «Академия чудес». Ну, что вы согласны? (Ответы детей). Хорошо! Тогда давайте не будем медлить и поскорей отворим двери в «Академию чудес»! (раздвигаются ширмы и воспитатель с детьми проходят в импровизированную лабораторию).
Ну вот мы уже на месте, прошу вас надеть специальную одежду и присесть на стульчики. (дети надевают мантию и шапку конфедератку и садятся на стульчики.)
Вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).
Дети отвечают:
Так что такое эксперименты? (Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.)
Дети отвечают:
А, вы любите экспериментировать?
Дети отвечают.
Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии.
При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы
Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.
- Основная часть:
Не будем терять время, начнем!
1 этап: Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица»(работа стоя).
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы (показываются пиктограммы):
- У воды нет цвета. Она бесцветная.
- Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.
- У воды нет вкуса. Для того чтобы это понять, нужно опустить в воду язык или сделать глоток воды.
- У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.
- Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.
- Вода течёт, потому что жидкая.
Молодцы! Вот она какая, вода! Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся еще с некоторыми, очень интересными свойствами этого необыкновенного вещества.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
1 опыт: «Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.
Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
2 опыт: «Пизанская башня»
Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит.
Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
2 этап: «Радуга в стакане» (работа сидя).
Молодцы, ребята. А сейчас, я предлагаю вам познакомиться с таким свойством воды, который называется плотность. Прошу вас пройти ко второму опытному и занять места.
Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).
Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Давайте с вами проверим, так ли это?
3 опыт:
Я предлагаю провести очень яркий, захватывающий, интересный эксперимент. Всё, что потребуется это сахар, 5 стаканов, пищевая краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.
Приступим к работе! Добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т. д.
Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т. д. снова перемешайте. В первых двух раствориться быстро и полностью, а последующих не полностью и долго.
Теперь возьмём шприц, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
В чем же секрет? (Ответы детей).
Пояснение воспитателя: Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет с стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
3 этап: «Вода, масло и цветной лед». (работа сидя)
Я приглашаю вас к третьему опытному столу, прошу занять места. Уважаемые коллеги, для того, чтобы приступить к следующему эксперименту, давайте с вами вспомним, в каком виде встречается вода в природе? (Ответы детей: в жидком , твердом, газообразном).
4 опыт:
Молодцы! Я не с проста вас спросила, так как одно из перечисленных свойств, нам пригодится для следующего невероятно красочного опыта. Для него нам понадобятся:
Вода, масло, цветные кубики льда (предварительно подкрашенные пищевыми красителями или акварелью), прозрачные емкости.
Итак, приступаем к работе!
Берем стеклянную емкость и наливаем в нее воду. Теперь берем масло и наливаем ее туже емкость. Понаблюдайте, что происходит? Почему? (вода внизу остается, масло вверху). Туда же мы высыпаем кубики льда. И что мы видим? Масло и вода – это 2 жидкости, которые, как мы уже говорили, не смешиваются. Более того, в начале, кубики льда в масле плавают, но когда лед начинает таять, капли воды идут ко дну, так как вода тяжелеем масла.
Понаблюдайте за процессом, это невероятно красиво. Разноцветный дождик в стакане и прекрасные капельки на дне, выглядят просто волшебно.
Когда весь лед растает, можно понаблюдать за жидкостью еще.
5 опыт:
Для этого переливаем все в емкость с крышкой и добавляем еще немного воды. Обратите внимание, что вся подкрашенная вода из льдинок смешалась в один цвет, а масло осталось своего цвета. Какой вывод мы сможем сделать? (вода тяжелее масла и ее плотность больше). Закройте крышками и наклоните банку. Что мы видим? (Вода с низу , а масло сверху). Потрясем, как следует банку. Неужели вода и масло смешались? Поставьте банку и посмотрите, как жидкость снова расслоится на жидкость и масло. То мы эти можем подтвердить?
6 опыт:
Проведем еще опыт. Берем шипучую таблетку (в наше случае витаминку , напомнить детям, о правилах безопасности), бросаем ее в банку и смотри, как красиво она растворяется в воде, поднимая ее на поверхность. Этот процесс похож на лавовую лампу.
4 этап: « Вулкан».
Уважаемые коллеги! Профессор Всезнайкин, уезжая в командировку, пообещал мне, что если мы хорошо справимся с работой, приготовит для нас небольшой опыт-сюрприз. Я думаю, что мы вполне со всем справились. А вы как считаете? Тогда давайте посмотрим! (сюрприз спрятан под тканью). Посмотрите, что это?
Ребята, а вы знаете что такое вулкан?
Ответы детей.
Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?
7 опыт: «Вулкан» (работа стоя)
Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.
Вывод: сода и уксус вступают в химическую реакцию, сода растворяется и начинает бурлить.
Молодцы, уважаемые коллеги, мне очень понравилось, как вы сегодня потрудились. Ваша работа, достойна уважения!
- Рефлексия:
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы с вас говорили сегодня?
Кому что запомнилось?
Все ли у нас получилось?
Что было самым сложным?
Прием с «Сухим дождем». Мне очень хочется узнать понравилось ли вам наше «приключение» ? Для этого вам необходимо пройти сквозь сухой дождь. Обратите внимание на разноцветные ленты сухого дождя. Если вам понравилось наше приключение и у вас остались только хорошие впечатления вам необходимо пройти сквозь ленты теплых тонов, а если вам не понравилось, вам необходимо пойти сквозь ленты холодных тонов.
5. Заключительная часть.
-Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...