Информационно-исследовательский проект «Спасатели природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно, — это мусор. Нам часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяется еще столько же мусора. Весной наш город превращается в мусорное поле. Потом организовывают субботники, приезжают машины, весь мусор грузят и увозят.
Видео по ссылке https://youtu.be/CaFrIcEp014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_informatsionno-issledovatelskogo_proekta_spasateli_prirody_.docx | 408.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 7«Золушка» города Тынды Амурской области
информационно-исследовательский проект
«Спасатели природы»
подготовила Е.П. Фисюкова
2017 год
Введение
Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно, — это мусор. Нам часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяется еще столько же мусора. Весной наш город превращается в мусорное поле. Потом организовывают субботники, приезжают машины, весь мусор грузят и увозят.
В Тынде в данный момент существует один варианта утилизации мусора –вывоз на городскую свалку. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет. В ходе беседы по этой теме выявилась
Проблема: Откуда берётся мусор? Куда отвозят мусор? А можно ли из мусора сделать что-то полезное? Таким образом,определилась
Цель: Сформировать у детей знание о мусоре, о способах утилизации мусора и научить через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.
Задачи проекта:
Задачи в работе с педагогами:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования у детей основ экологического воспитания;
- создать условия для формирования у воспитанников старшего возраста представлений о значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, через вариативные формы обучения;
Задачи в работе с детьми:
- расширять знание детей о взаимозависимости мира природы и деятельность человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- узнать, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и дома;
- познакомить со способами утилизации мусора;
- научить изготавливать полезные изделия из бытового мусора;
Задачи в работе с родителями:
- способствовать обогащению уровня знаний родителей, детей дошкольного возраста по привитию основ экологического воспитания;
- способствовать формированию целостного представления родителей о работе ДОУ по формированию у воспитанников детского сада основ экологического воспитания.
- показать родителям, насколько интересным и радостным может быть творчество в домашних условиях и в детском саду.
Вид проекта:
- информационно-исследовательский.
- групповой.
- среднесрочный один месяц
Участники проекта: воспитанники и их родители, педагоги группы «Очаровашки».
Обеспечение проекта:
Техническое: ноутбук, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, магнитофон, музыкальный центр.
Кадровое: взаимодействие воспитателей, и музыкального руководителя ДОУ.
Информационное: методическая и художественная литература«Энциклопедия Почемучки», «Мусорная фантазия» В. А. Усачева;картинно-иллюстративный материал, мультимедийные презентации, видеозапись фильма «Мусор – глобальная экологическая проблема», видеозапись мультипликационных фильмов «Переработка мусора».
Методическое обеспечение:
Методы и формы работы, направленные на реализацию данного проекта
Работа с родителями:
- Помощь в оформлении фото протокола «Загрязнение нашего города»;
- Наглядная информация по теме проекта, в том числе буклеты и папки-передвижки;
- Выставка поделок из бросового материала «Мусорный вернисаж».
Работа с детьми:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический;
- Проблемно-поисковый.
Ожидаемый результат:
Педагоги:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования у детей основ экологического воспитания;
- создание условия для формирования у воспитанников старшего возраста представлений о значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, через вариативные формы обучения;
- формирование умения сотрудничать с родителями.
Дети:
- расширение знаний детей о взаимозависимости мира природы и деятельность человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
- формирование интереса к исследовательской деятельности, совершенствование умений оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- знают, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и дома;
- имеют представление о способах утилизации мусора;
- формирование представлений о целесообразности изготовления полезные изделия из бросового материала, умение реализовывать свои впечатление в творческой деятельности, развитие воображения.
Родители:
- повышение образовательного уровня родителей с целью формирования целостных представлений об экологии;
- осознание родителями актуальности проблемывзаимозависимости мира природы и деятельность человека, как хозяйственной, так и природоохранной
- вызвать стремление родителей сотрудничать с детьми и педагогами ДОУ.
Этапы проекта
I этап – предварительный:
|
|
- Организация развивающей среды в группе (пополнить уголок творчества бросовым материалом).
II этап – основной:
дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
6 марта | Просмотр фильма «Мусор – глобальная экологическая проблема» | Наглядный и демонстрационный материал | |
9 марта | Экскурсия вокруг детского сада. | ||
10 - 12 марта | Фотографии «Загрязнение нашего города» | Оформление презентации «Загрязнение нашего города» | |
13 марта | ООД «Мы спасатели природы» | Памятка для родителей «Мы спасатели природы» | Изготовление буклета |
13-17 марта | Заполнение таблицы «Накопления мусора в группе». | Заполнение таблицы «Накопления мусора дома». | Наглядный и демонстрационный материал |
14 марта | Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор, что произойдет?» | Наглядный и демонстрационный материал | |
20 марта | Консультация для родителей «Вторая жизнь мусора» | Оформление папки-передвижки | |
23 марта | Разучивание частушек о мусоре | Наглядный и демонстрационный материал | |
20 - 29 марта | «Умелые ручки» - работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала. | Совместная работа детей и родителей по изготовление поделок из бросового материала. | |
30 марта | Выставка «Мусорныйвернисаж» | Оформление выставки | |
31 марта | Игра-викторина «Берегите наш город от мусора» | Наглядный и демонстрационный материал |
lll этап – заключительный:
Цель: обобщение полученного опыта его в виде игры – викторины «Берегите наш город от мусора». Организация выставки «Мусорный вернисаж».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
У детей:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.
- расширение знаний детей о взаимозависимости мира природы и деятельность человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
- формирование интереса к исследовательской деятельности, совершенствование умений оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
У педагогов:
- повышение интереса к данной теме;
- появление мотивация к проведению и использованию
теоретических и практических наработок по данной теме;
У родителей:
- установление доверительных отношений между педагогами и родителями, обогащение родительского опыта знаниями по формированию у дошкольников основ экологического воспитания.
Приложение №1
Игра-викторина по экологии «Берегите наш город от мусора»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.
2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.
3. Развивать речь детей. Закреплять умение отвечать полными предложениями.
4. Учить детей выполнять задание в команде. Развивать дружеские взаимоотношения.
5. Воспитывать в детях культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Предварительная работа:
- Беседа «Что такое мусор»
- Беседа «Какой вред может нанести природе мусор»
- Помощь дворнику в уборке территории
- Наблюдение на улице
- Просмотр презентаций
- Рисование на тему «Не засоряй планету»
Работа с родителями:
- Поделки из бросового материала
Демонстрационный материал:
- Презентация «Город Тында»
- Картинки с изображением свалок
- Картинки с изображением уборки мусора
Ход НОД:
Ведущая: Сегодня мы с вами будем говорить о нашем городе. Как называется наш город? Посмотрите на экран какой он красивый. (слайд)
И это тоже наш город Тында (слайд)
Как вы думаете что это?
А мусорить на улицах города- это хорошо? Наша с вами игра называется «Берегите наш город от мусора». В игре участвуют две команды:
• команда «Солнышко»
• команда «Облачко»
Ведущая:
Дорогие участники! Вас ждут сегодня сложные конкурсы, интересные вопросы. Но вы у нас молодцы и мы верим, что у вас всё получится. За каждый правильный ответ каждая команда получает по звёздочке. Итак, участники команд вам первое задание «ЗАГАДКИ»
1. Когда наводят дружно
Порядок и уют
Всё, что совсем не нужно
Мне люди отдают
2. Железной лопатой
Железный паук
Железные баки хватает
И в каждом районе
И в каждом дворе
Он брюхо себе набивает
Молодцы!
Хорошо справились с заданием. А теперь участники команд займите свои места за столами.
Как вы думаете что такое мусор? (ответы детей)
А теперь второе задание:
я предлагаю вам нарисовать мусор (самостоятельная детей)
Молодцы, хорошо справились с заданием!
А теперь третье задание:
Игра «что сначала, что потом» вам надо выложить картинки по порядку какой путь проходит мусор (самостоятельная деятельность детей)
Молодцы, ребята! Прекрасно справились с заданием!
А теперь следующий конкурс.
Каждой команде надо отвечать на вопросы быстро, громко, внятно
1. Что будет, если не вывозить мусор из контейнера?
2. Нужна ли свалка и зачем?
3. Красиво ли смотрится свалка около речки, леса или на поляне?
4. Как уничтожают мусор на свалке?
5. Где перерабатывается бытовой мусор?
6. Какие природные богатства нам нужно сберечь?
Молодцы, ребята! Правильно и быстро отвечаете на вопросы!
Как вы думаете, как можно помочь природе?
Тогда вставайте, будем мусор собирать!
физминутка
Мы по улице идём
На которой мы живём
Мы бумажки и стекляшки
Собираем и кладём
Раз -в ведро, а два- в корзину!
Наклоняем дружно спину!
Если дружно потрудится
Всё вокруг преобразится!
Ведущая:
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка.
Перед детьми карточки разных отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура).
Три контейнера: желтый, зеленый, красный.
Задание – разложить их в разные контейнеры.
(Будут сортировать выбрасываемый мусор по разным контейнерам: желтым, зеленым и красный. В первый пойдет бумага, во вторые пластик и алюминиевые банки, в третьи – пищевые отходы).
(С мешком в руках появляется принцесса Замарашка и обращается ко всем присутствующим.)
Принцесса Замарашка. Что вы тут устроили! Мусор им не нужен! Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живут люди, а не только животные. Прилетишь на другую планету, где людей нет, сразу заметно, что чего-то не хватает – пнуть нечего. Некрасиво! Где приятно отдохнуть, так это у мусорных баков, а вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, мусор в окна выбрасывайте! Ведь чистота – это наш враг! Да у вас здесь непорядок…
Ну, ничего, я сейчас наведу порядочек. (Достает из мешка мусор. Начинает повсюду его разбрасывать. В это время появляется Король мусора.)
Король мусора. Молодец, Замарашка! Правильные речи говоришь. А вы угадали, кто я? Я – Король мусора! Смотрите, какой я красивый! (Показывает бороду, в которой запутались консервные банки, пачки от сигарет, фантики.)
Спасибо ребятам – тем, кто деревья ломает, мусор оставляет мне на украшение. Всем, кто помогает мне, медали нужно вручать. Пойдем, Замарашка, поищем претендентов на награду!
(Король мусора и принцесса Замарашка уходят. Появляется уборщица.)
Уборщица. Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Как это вы, ребята, до такого дожили! Не надо мусорить! Вы меня слышите? Мусорить не надо! Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. Помните, друзья, как говорил Маленький Принц: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету! А еще, чаще играйте в мою любимую игру «Мусоробол». Кидайте мусор в мои удобные урны! (Проводит игру «Мусоробол». Участвуют две команды, которые за 1 минуту должны разбросанный мусор забросить в стоящие на определенном расстоянии урны(ведра). Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.)
Уборщица. Ну, а теперь давайте поиграем в другую игру. Она называется «Мусорить и подметать!» (Чертит круг диаметром 3 м, в котором разбрасывает мусор. Водящий становится в него с метлой в руке и по сигналу начинает выметать мусор. Он считается победителем, если за 1 минуту очистит круг.)
Уборщица. Вы меня не подвели. Я думаю, что теперь вы уже не будете где попало бросать мусор. А Замарашек гоните!
Дворник. Короля мусора и принцессу Замарашку я замету волшебной метлой в урну. (Под музыку начинает символически заметать Короля мусора и принцессу Замарашку в урну.) Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!
Ведущий: Мусора накопилось так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Надо искать пути вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии. Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждой квартире. В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором – только желание и выдумка людей.
Дети вместе с ведущим, уборщицей и дворником проговаривают правила:
1. Животным в тишине размножаться дайте, весной у водоемов шум не создавайте!"
2. Если чистый водоем хорошо купаться в нем. Воду вы не загрязняйте, в нее мусор не бросайте!"
3. Мусор на поляне траве расти мешает, из-за него растениям света не хватает, Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте!" – и просит запомнить его.
4. Не обижайте червяка, его польза велика! Он мусор разный поедает, и природу очищает",
5. Если собрался идти ты в поход, нужно продумать все наперед. Что оставить дома, а что с собою взять, чтоб потом природу меньше загрязнять!"
6 Мусор руками не следует брать, нужно перчатки всегда надевать! А если перчаток с собою нет, наденьте на руку целлофановый пакет.
Воспитатель:
Сегодня мы узнали, как можно использовать бытовые отходы в детском саду. Сами должны проявлять заботу о природе: не разбрасывать пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, потому что, мы причиняем вред не только природе, но и самим себе, и всем живым организмам на земле.
А сейчас для всех сюрприз приготовили наши девочки-модницы
Встречайте их бурными аплодисментами.
Девочки показывают свой наряды, выстраиваются полукругом и читают стих.
«Мусорная фантазия» А. Усачёва.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете:
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты---
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?.
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Ведущий:
Никогда не забывайте, Природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!
(Звучит песенная композиция «Чистые пруды» в исполнении И. Талькова.
Выходят все действующие лица и прощаются с залом.)
Приложение №2
Песня
На мотив «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»
1 куплет.
Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака
Припев.
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу 2 раза
Просим всех ребят
2 куплет.
На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.
Припев.
Частушки про мусор
Автор: Сиволап Оксана Владимировна
Тында речка не большая
Городок на ней стоит
Стеклом берег весь усыпан
Не проехать, не пройти
Научили нас ребята
Нигде мусор не бросать
Обещаем, обещаем
Все бумажки собирать.
Вовка мусор разбросал
Урну он не увидал
Мы сказали: «Посмотри!
Урн много, целых три.
Мы по мусорить решили
Нам сказали: «Ай, ай, ай
Урны сделали ребята
Мусор быстро собирай.»
Мы пропели вам о том
Как мы чистенько живем
Мусор больше не бросаем
За собою убираем.
Приложение №3
Консультация для родителей.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ МУСОРА !!!
Поделки из бросового материала являются очень широким полигоном для осуществления наших фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае у вас находится просто под рукой. В отличие от поделок из другого сырья, вам не нужно ехать на море за ракушками, в лес – за желудями и интересными корягами, в поле – за разнотравьем. В случае поделки из бросового материала все необходимое вы можете найти у себя в бытовых твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Это не значит, что мы вас заставляем копаться в мусорных баках. Боже упаси! Мы призываем вас просто не выбрасывать предметы, которые могут вам пригодиться.
Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под кефира и ряженки, йогуртов и многое другое являются прекрасным, а самое главное бесплатным поделочным материалом. Еще одним немаловажным фактором в данной ситуации является возможность широты фантазии. Некоторые виды поделок, например, из желудей имеют достаточно узкие рамки: ну желуди, да и желуди. В нашем же случае разнообразие материалов дает отличную почву для фантазии, особенно детской.
Поделки из бросового материала требуют надлежащей подготовки этого материала. Все баночки, бутылочки, пробочки и т.д. должны быть обязательно вымыты и высушены, а яичную скорлупу стоит освободить от внутренней пленки. Также стоит подготовить клей, бумагу и все, что вам понадобится для воплощения ваших фантазий.
Самым простым вариантом поделок являются шашки. Их очень просто сделать из крышечек из-под йогурта двух разных цветов. Более сложный вариант этой поделки – шахматы. Для этого вам необходимо наклеить на крышечки изображение шахматных фигур.
Чтобы пластиковые бутылочки из-под йогурта у нас также зря не пропадали, из них можно сделать отличные цветы. Для этого просто необходимо отрезать дно и разрезать бутылочку ножницами. Ширина и форма листов зависит от вида выбранного вами цветка. Также желательно подбирать и цвет самой бутылки. Бутончики цветка можно сделать из бусинок, а стебли и листья – из зеленой бумаги, проволоки и зеленой ткани.
Поделки из бросового материала очень хорошо используют различные объемные геометрические формы. Картонные коробочки из-под кефира – это готовые домики, гаражи или кубики. В зависимости от их предназначения в них можно вырезать окна, двери и ворота. В такие гаражи и дома можно поселить людей, поставить машины, построить даже собачьи будки с собаками. При желании вы можете сделать целый жилой квартал с домами и площадками для игр. Если поставить друг на друга несколько пакетов из-под литрового кефира, то запросто получается многоэтажный дом, а из маленькой железной баночки детского питания можно сделать водонапорную башню.
Если у вас в доме есть ненужные старые контейнеры для фотопленок, то из них можно сделать целый железнодорожный состав. Паровоз и несколько платформ с цистернами будут отличной игрушкой. При этом есть шанс, что ребенок будет значительно бережней относиться к игрушкам, которые он смастерил своими руками.
Поделки из бросового материала лучше всего помещать на различных подставках. Исключением являются игрушки, с которыми можно непосредственно играть (шашки, паровозики, машинки, куклы и т.д.). Все остальное лучше установить на жесткое основание для придания поделке устойчивости. Самым простым вариантом в данном случае является кусок картона, не толстая деревяшка, пластиковая или железная крышка. Если на подставку нанести пояснительную надпись и фамилию автора, то такие поделки могут смело участвовать в различных выставках.
Подключение детей к изготовлению поделки из бросового материала – обязательное условие. Развитие фантазии, воплощение мечты в реальность – это замечательный момент в становлении маленькой личности. Приучение к труду с малых лет, развитие усидчивости, развитие мелкой моторики пальцев – немаловажные факторы в качественном развитии малыша. Сознание своего участия в каком-либо процессе, труд наравне со взрослыми существенно повысят самооценку маленького человека. Совместное с малышом творчество существенно упростит процесс взаимопонимания между родителями и детьми, что намного облегчит воспитание ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »
Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...
Информационно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы»
Как познакомить детей с неживой природой?...
Информационно исследовательский проект по экологическому воспитанию "Защитим природу!"
исследовательский проект по экологии для старших дошкольников...
Презентация информационно-исследовательский проект «Спасатели природы»
Презентация информационно-исследовательский проект «Спасатели природы»...
Информационно – исследовательский проект "Мы- друзья природы!"
ПАСПОРТ ПРОЕКТАТип проекта: информационно – исследовательскийПо содержанию: охрана природыУчастники проекта: педагоги ДОУПо количеству участников: коллективныйПо продолжитель...
«Информационно - исследовательская деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески....
Информационно-исследовательский проект "М.Пришвин - певец русской природы!"
Материал содержит описание проекта "М.Пришвин - певец русской природы!"...