Работа по экологическому воспитанию с детьми и семьей
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Рекомендации из опыта работы по экологическому воспитанию с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по экологическому воспитанию с детьми и родителями.
На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимание экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Целью работы воспитателя является формирование у детей представлений о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные;
- развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания:
а) массовые; б) групповые; в) индивидуальные.
К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству территории ДОУ, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым формам отнесли экскурсии, экологический практикум.
Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.
Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.
Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.
Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка в зоопарк», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».
Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды».
Использовали природный материал для игр(шишки, камешки, ракушки и т.д.)Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовления поделок.
Важнейшая форма работы с детьми-это труд в природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.
Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который живет в ХХI веке. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Экологическую информацию взрослые получали:
- на родительских собраниях;
- в процессе посещения территории детского сада;
- из консультаций для родителей;
- в совместной деятельности с детьми.
Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:
1. Круглый стол
2.Тематические фестивали стихов
3.Семейные конкурсы поделок
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Литература
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы. Планирование составлено из четырёх образовательных деятельностей ежемесячно....
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми 2 младшей группы.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми 2 младшей группы. Планирование составлено из четырёх образовательных деятельностей ежемесячно....
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию с детьми раннего возраста.
Разработан материал по экологическому воспитанию на каждую тематическую неделю....
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.Расширять представления о том, что в природе все взаим...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшей группы
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т.д.).Расширять представления о способах правильного взаимодей...