Образовательный проект «Детский сад – дом Дружбы»
проект по окружающему миру
К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dom_druzhby.docx | 441.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку детей к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Данные изменения были учтены разработчиками федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принципами которого стало приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. [14, с.4] Кроме этого, формирование межэтнических отношений становится одним из необходимых условий реализации Концепции развития поликультурного образования в учреждениях ОАО «РЖД», что также было отражено в программе поликультурного образования детей 3-7 лет «Диалог культур».
Поэтому одной из задач детского сада становится объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, при котором образовательная среда становится зоной ближайшего развития ребенка, способствующая его социализации и развитию.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. [2, с.16]
Реализуя программу поликультурного образования дошкольников «Диалог культур» на своей возрастной группе я пришла к выводу, что необходимо сделать акцент на региональном компоненте присущему республике Бурятия. Для этого я разработала долгосрочный проект «Дом Дружбы», в который включила ознакомление детей с культурой, обычаями и традициями народов проживающих на территории Бурятии, при этом изучив этносоциальную структуру Бурятии.
Новизна проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через тесное взаимодействие с семьями воспитанников, этнокультурными центрами, через внедрение инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии и др.).
Вид проекта: Информационно –практико –ориентированный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников, узкие специалисты: музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физической культуре «Детского сада № 233 ОАО «РЖД».
- Паспорт Проекта
Наименование Проекта | «Дом дружбы» |
Нормативная база Проекта |
|
Разработчик Проекта | Воспитатель Гагарова Л. А. |
Цели и задачи Проекта | Цель проекта: Формирование этнокультурных компетенций старших дошкольников через ознакомление с этническими особенностями народов Бурятии. Задачи для детей: Образовательные: - Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим основного населения и этносоциальных групп, проживающих в Бурятии; - Приобщать к культуре своего народа как непременному условию интеграции в другие культуры; - Создать условия для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств. Развивающие: -Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности; - Развивать потребность в приобретении новых знаний о России, о малой Родине, об этнических особенностях народов проживающих в республике; умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности; Воспитательные: -Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной культуры; - Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды. - Воспитывать культуру межнационального общения. Задачи для родителей: - Создание условий для изучения, закрепления и актуализации знаний об этнокультурной составляющей республики Бурятии среди родителей воспитанников группы. - Вовлечение родителей в образовательный процесс с целью формирования понимания важности и личностной заинтересованности родителей в поликультурном воспитании дошкольников. - Расширение представлений по вопросам организации совместной с детьми проектной деятельности, привлечение родителей к совместным мероприятиям (организация экскурсий, создание мини-музеев, участие в творческих мастерских и т.д.) |
Принципы реализации Проекта |
|
Сроки и этапы реализации Проекта | 2013-2015 уч. г. Организационный этап (сентябрь-октябрь 2013 г.):
Основной этап реализации (ноябрь2013г - март2015 г.) включает следующие направления:
Завершающий этап (апрель 2015 г.):
|
Механизм реализации Проекта | Проект реализуется через организацию образовательной деятельности, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями, сотрудничество с общественными организациями и интеграция со специалистами дошкольного учреждения. |
Ожидаемые результаты Проекта | Ожидаемый результат:
|
Практическая значимость проекта | Данный проект направлен формировать у детей старшего дошкольного возраста этнокультурную компетентность в условиях дошкольного учреждения и в тесном взаимодействии с родителями, через приобщение к истокам народной культуры, традициям и обычаям, а также развивать восприятие людей разных национальностей, проживающих в республике Бурятия, одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь. Только в совместной деятельности «воспитатель + дети + родители» можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, должно строиться под девизом: «Все друг другу мы нужны». |
III.Основание для разработки проекта «Дом Дружбы»
- Анализ Программы поликультурного образования детей 3-7 лет «Диалог культур» (в рамках реализации Программы поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД»).
- Анализ интервьюирования родителей группы, в рамках решения задач по поликультурному воспитанию показал, что в семьях воспитанников есть представители разных национальностей: русские (75%), буряты (15%), украинцы (5%), татары (3%), азербайджанцы (2%)/
III.Ценностные приоритеты Проекта:
- Реализация проекта осуществляется через основные образовательные области, которые интегрируются в зависимости от целей образовательной деятельности. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
2.Создание этнокультурной среды в группах старшего дошкольного возраста – внесение этнокультурного компонента в игровые центры.
Модель этнокультурной предметной среды группы
3.Так как любой проект ориентирован на разрешение конкретной практической проблемы, то при разработке проекта «Дом Дружбы» мы использовали образ «Семь МЫ» (предложенный Е.С.Заир-Бек), для видения предполагаемых действий и результатов.
IV.Паутинка проекта «Дом Дружбы»
Познавательное развитие Реализация краткосрочных проектов: - «Россия – добрая душа» (2013 г.); - «Славься, Россия, мастерами своими» (2014 г.); - «Дружный хоровод» (2015 г.); - «Северные народы Бурятии» (2015г.); - «Белый месяц Сагаалган» (2015 г.) «Встречи с интересными людьми»: - Мастер-класс с педагога дополнительного образования школы-интерната №22 ОАО «РЖД» Калугиной Г.Х. Тема: «Ковроткачество»; - Мастер-класс по изготовлению «Эвенкийского кумалана»- Новикова А.В.; - Представители театра народной песни и танца «Забава» - с рассказом о национальной культуре казаков; - ХарнутоваО.А. языковед – рассказ о бурятском национальном костюме Экскурсии: - В филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева г. Улан-Удэ; - Организация передвижной выставки Центра эвенкийской культуры «АРУН»; - Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья; - Экскурсия в музей природы. Дидактические игры: Электронные игры ActivInspaer: «Одень куклу в национальный костюм», «Укрась посуду», «Придумай и составь узор» и др. Поисково-исследовательская деятельность – составление презентаций о разных народах. Коллекционирование –куклы в национальных костюмах, магниты с элементами национальной принадлежности. Экологический праздник «Березовая Русь». | Речевое развитие Знакомство с фольклором разных народов: - Русское устное народное творчество: сказки, былины, частушки. - Бурятский фольклор: мифы, улигеры, легенды. - Эвенкийский фольклор: героический эпос, мифологические рассказы, запреты (оде). Беседы на нравственно-этические темы: «Мы дружная семья», «Встали дети – встали в круг», «Ты мой друг и я твой друг», «Доброта и вежливость – залог дружбы» и др. Литературные посиделки: - «В гостях у бабушки Арины», «В гостях у Будамшу», «Вечер загадок» и др. Составление описательных рассказов по народной игрушке, элементам народно-прикладного искусства. Словотворчество – на основе прослушанных сказок, по пословицам и поговоркам народов Бурятии. | Художественно-эстетическое развитие Слушание, разучивание народных песен. Знакомство с народными музыкальными инструментами (пэнгипкэвун-металлический варган эвенков; бурятские муз.инструменты: хуур, бишхур, чанза,варган; русские народные: трещетка, рубель и др.) Ответственный: музыкальный руководитель Праздники и развлечения: - «Рождественские посиделки»; - «Народные гуляния»; - «Веселая ярмарка»; - «Сагаалган»; - «Масленница» - совместно с фольклорным ансамблем «Веселушки»; - Фестиваль народов Сибири «Венок дружбы»; - Эвенкийский праздник «Бакалдын» - встреча с солнцем. Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель, хореограф, родители. Танцы народов Бурятии: «Ехор»-древний бурятский круговой танец, «Ехорье»-эвенкийский хороводный танец, «Русский хоровод» и др. Ответственный: хореограф «Творческие мастерские» - совместная продуктивная деятельность: украшение предметов посуды, элементов быта. Создание выставок совместного творчества - композиций с элементами декоративно-прикладного искусства с использованием нетрадиционных материалов, создание макетов «Северная Бурятия», «На берегу Байкала» и др. Организация конструктивной деятельности (из разного вида конструктора) в соответствии с темами этнокультурного воспитания. |
Физическое развитие Подвижные игры разных народов: - «Борьба оленей», «Кто перетянет», «Шагай наадан», «Волк и ягнята», «Иголка, нитка и узелок», «Горелки», «Волки во рву», «12 палочек» и др. Фестиваль дворовых игр «Игры наших бабушек и дедушек». Спортивные развлечения: - «Если с другом вышел в путь»; - «Сухарбан» и др. Праздник обрядовых игр. Досуг «Игры народов Бурятии». | Результат проекта: Фестиваль «Дружат дети всей планеты». | Социально-коммуникативное развитие - Игровые обучающие ситуации «Азбука общения»; - Создание игровых и проблемных ситуаций с использованием атрибутов, включающих элементы быта народов Бурятии. - Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествие по Байкалу», «Экскурсия в музей», «Что нам стоит дом построить» и др. - Образовательная деятельность по ознакомлению детей с основным видом деятельности взрослых: охота, оленеводство, вышивание, рыболовство, земледелие, ковроткачество и пр. - Дидактические игры по типу лото, пазл, домино: «Назови из чего сделано», «Кто, где живет?», «Кто, что носит?», «Угадай, кому это нужно?» и др. - Разработка экологического маршрута «По следам северного оленя», «Где живет медведь?» и пр. |
Предметно-пространственная среда Создание центра поликультурного воспитания «Уголок России – отчий дом». Создание мини-музеев: - «Русская изба»; - «Народные промыслы России»; - «Край, в котором я живу» и др. Тематические выставки: - «Россия – добрая душа»; - «Моя Бурятия»; - «В гостях у эвенков» и др. Изготовление игровых модулей «Изба», «Юрта», «Чум». Внесение этнокультурного компонента в игровое пространство группы: - Центр логики и математики – «Бурят-монгольская игра» и др.; - Центр книги – оформление тематических книжных выставок; - Центр музыки – подбор иллюстративного материала по народным инструментам и т.д. | Взаимодействие с социальными институтами | |
Семья | Другие соц.институты | |
Привлечение родителей к пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы: - Изготовление атрибутов для инсценировки народных сказок «Снегирь», «Медведь» и др. - Пошив национальных костюмов и головных уборов. Подготовка презентаций по темам проектов: «Россия – добрая душа», «Славься, Россия, мастерами своими», «Дружный хоровод» и др. Проведение родительского клуба «Мы одна большая семья» - 1 раз в квартал. Создание выставок совместного творчества. Привлечение родителей к организации экскурсий и праздников. Информационное просвещение родителей: выпуск буклетов, заочные консультации. Семейные газеты. | - Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД» - Филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева г. Улан-Удэ; - Республиканский государственныйцентр эвенкийской культуры «АРУН»; - Этнографический музей народов Забайкалья; - Художественный музей им.Ц.С.Сампилова; - Музей природы Бурятии. |
Диагностика детского развития
Для определения эффективности проведенной работы я разработала критерии по выявлению уровня практических знаний и умений этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, опираясь на критерии педагогической диагностики и мониторинга примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года(сентябрь-октябрь), и в конце учебного года (апрель-май).
Критерии диагностики | Критерии оценки |
Когнитивный |
оленевод), значение труда. 5. Знает об историческом прошлом (бурят, эвенков, русских и др. этносоциальных групп). 6. Знает об общности исторического и культурного прошлого этносов и этносоциальных групп. 7. Знает и различает русские, бурятские, эвенкийские национальные: жилище, одежду, посуду, блюда, праздники, национальные игры, музыкальные инструменты, фольклор, традиционные виды ремесел. 8. Знает об особенностях (климатического, географического) проживания народов. |
Ценностно- ориентированный |
|
Деятельностный |
творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения. |
Поведенческий |
|
Эмоциональный |
|
Планируемые результаты по этнокультурной компетентности
старших дошкольников
Достижения ребенка | Критерии | |
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Что нас радует |
|
|
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
|
|
Литература:
- Диалог культур. Программа поликультурного образования детей 3-7 лет. ОАО «Кубанское полиграфическое объединение», 2013. – 70 с.
- Захарова Л.М. Этнокультурное воспитание дошкольников М., 2010.
- Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М., 2008., 343 с.
- Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Ю.В. Ярова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96с.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
- Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками/авт-сот. Н.В.Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127с.
- Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт.-сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.
- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. (Библиотека воспитателя). (3)
- Петрова Е.В. Специфика современного межэтнического взаимодействия в республике Бурятия, 2008 г.[Электронный ресурс]. – URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/313/image/313-055.pdf.
- Петрова Е.В. Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: особенности развития в условиях трансформации современного российского общества, 2007. [Электронный ресурс]. – URL: http://pandia.ru/text/77/350/74569.php.
- Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
- Формирование толерантности в полиэтническом образовательном пространстве ДОО: учебно-методическое пособие. Авт-сост. Коломиец Е.В., Удова О.В. Иркутск: РМ «Сокол», 2014. – 140 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация новых образовательных проектов "Детский сад и спорт"
Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов.Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родит...
Образовательный проект «Детский сад, физкультура и спорт в городе Мурманске в дошкольной организации» в рамках городского фестиваля «Белый Медвежонок»
Привлечение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям физическими упражнениями; привлечь семьи воспитанников к созданию семейной рукописной книги « Мы – спортивная семья, мама, папа, Я!»...
Журнал для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"
Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают фотоотчет и познавательный материал для родителей и педагогического сообщества в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы",...
Журнал № 4 для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"
Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают для родителей и педагогического сообщества 4 выпуск журнала в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы", Цель проекта...
Журнал для родителей № 5 Студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"
Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают для родителей и педагогического сообщества 5 выпуск журнала в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы", Цель встречи...
Инновационный эколого-краеведческий, культурно-образовательный проект «Детский сад – экология детства»
Инновационный эколого-краеведческий, культурно-образовательный проект «Детский сад – экология детства»...
Образовательный проект «Детские годы Юрия Алексеевича Гагарина»
Цель проекта: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника через ознакомление с семейным укладом и играми детей в семье Гагариных....