Образовательный проект «Детские годы Юрия Алексеевича Гагарина»
проект
Цель проекта: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника через ознакомление с семейным укладом и играми детей в семье Гагариных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 36.93 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 1.52 МБ |
prilozhenie_3.docx | 19.75 КБ |
prilozhenie_4.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка» (МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
215010, Смоленская область, город Гагарин, ул. Строителей д.78
sneginka-gagarin@yandex.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Детские годы
Юрия Алексеевича Гагарина»
Руководитель проекта
воспитатель Андреенкова Е.М.
2021 г.
Это он ворвался в наше завтра,
Что самой фантастике под стать…
Первого на свете космонавта
Обнимает и целует мать
Николай Старшинов
Актуальность темы
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Формировать и совершенствовать духовно-нравственные ценности человеку необходимо на протяжении всей его жизни. Ясно, что процесс становления этой стороны личности начинается задолго до школы.
У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, играм в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
В год 60-летия первого полета человека в космос, нашего земляка Ю.А.Гагарина хочется окунуться в истоки формирования наилучших человеческих качеств первого космонавта планеты. А мы имеем такую возможность. Жить на Родине Ю.Гагарина в городе Гжатск (ныне Гагарин) и соприкоснуться с живой историей – это большое счастье.
Цель проекта: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника через ознакомление с семейным укладом и играми детей в семье Гагариных.
Задачи проекта для детей:
Обучающие:
– закрепить знания детей об укладе русской семьи, быте в старину;
–закрепить знания детей о космосе и первом космонавте планеты Ю.Гагарине (в соответствии с возрастными особенностями);
– создать условия для усвоения ребёнком 5 -7 лет норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Развивающие:
– развивать речь, как средство общения и культуры;
– способствовать познавательной активности, любознательности;
– расширять кругозор детей;
– развивать внимание, ловкость движений.
Воспитательные:
– воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
– формировать у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, умение гордиться другим человеком;
– закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.
Задачи проекта для педагогов и родителей:
– продолжить пропаганду для всех участников образовательного процесса семейных ценностей, как основы формирования личности человека;
– упрочить основы гражданственности, патриотизма, уважения к историческому наследию Отечества, к жизни и подвигу первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина;
- укрепить партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников.
Основные целевые группы, на которые направлен проект: дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги ДОУ.
Время реализации проекта: март 2021 г.
Методы и приемы работы: изучение и анализ учебно-методической, художественной литературы; занятия театральной студии «В гостях у сказки»; беседа; создание интерактивного продукта.
Теоретическое обоснование темы
Определение цели и содержания нравственного воспитания, выделение в морали приоритетов общечеловеческих ценностей приобрело особую значимость в последние годы.
Идею общечеловеческого воспитания в истории российского образовательного пространства, вслед за В.Г.Белинским, сформулировал Н.И.Пирогов. Позднее В.А.Сухомлинский говорил о воздействии на юную душу словом и красотой, побуждении воспитанников к совершению добрых, благородных поступков. Примеры духовного благородства, доблести, героизма, совести всегда увлекают своей силой.
По мнению С.Л.Рубинштейна, «всякая попытка воспитателя – учителя «внести» в ребенка сознание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». При этом должна иметь место организация социально-открытого пространства, в которой есть и нравственный пример педагога, и социально-педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения, и социальная востребованность воспитания.
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, о чем говорится в ФГОС ДО.
В статье 63 Семейного кодекса РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» определено: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Именно поэтому при реализации данного проекта красной нитью проходит тема «семья».
Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны. Он предполагает активное воздействие на взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости. Народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др. Педагогической обработкой народных игр, их отбором и пропагандой, как средства воспитания занимались В.И.Даль,.П.Ф. Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев.
Педагогический коллектив нашего детского сада считает национальные детские игры важнейшим воспитательным средством, согласным с духом народа. Высокие требования к честности. Справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх. Мы, в проекте «Детские годы Ю.А.Гагарина», использовали именно те игры, в которые играл маленький Юра и которые подходят для использования в театрализованной постановке в помещении детского сада.
12 апреля (День космонавтики) — лучший день для воспоминаний о родителях Юрия Алексеевича Гагарина. И в первую очередь о его маме — Анне Тимофеевне. «Очень я люблю свою маму и всем, чего достиг, я обязан ей», — писал Гагарин. В дом родителей всегда тянулась его душа, и при первой же возможности он приезжал туда, чтобы поклониться отцу и матери.
Отец – Гагарин Алексей Иванович
В семье авторитет отца был непререкаем. Строгий, но справедливый, он преподал детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. Никогда не применял ни угроз, ни брани, ни шлепков, никогда не задабривал и не ласкал без причин. Он не баловал, но был внимателен к желаниям детей. Соседи любили и уважали его; в правлении колхоза считались с его мнением. Вся жизнь отца была связана с колхозом.
Мать – Гагарина Анна Тимофеевна
Те, кто был знаком с Анной Тимофеевной, знали, насколько интересна, значительна была эта удивительная женщина. Вроде бы ничем не отличалась от других. Простая, приветливая, трудолюбивая. Но и отличалась: мудростью своей житейской, естественностью поведения, глубинной народной культурой. Необычайно скромная, она не то что скрывала, а как бы замалчивала свою широкую начитанность. Память ее была уникальна. Речь Анны Тимофеевны была проста, но чрезвычайно убедительна.
Краткая аннотация проекта
Суть данного проекта – раскрыть на примере жизни семьи Гагариных главные принципы воспитания высоконравственного интеллектуально развитого, физически сильного, целеустремленного человека. Начали с составления краткого содержания книги А.Гагариной «Слово о сыне». Именно краткое прочтение книги стало привлекательным для родителей наших воспитанников, которые живут современной жизнью среди гаджетов при нехватке времени.
Интерактивный спектакль пришелся по душе нашим детям. Дошкольники имели возможность стать на один день «друзьями» маленького Юры Гагарина. Дети имели возможность поиграть с Юрой в народные игры, побывать в обстановке дома, посмотреть чем занимались родители, старшие брат и сестра. Много эмоций получили от возможности рассмотреть, потрогать экспонаты мини-музея, манипулировать с ними.
Играя в народные игры дети понимали, что игры по правилам были всегда, даже в далекие времена. Для укрепления дружбы необходимо соблюдать правила игры, так было всегда. Эта мысль очень важна для развития личности ребенка.
Родители имели возможность посмотреть спектакль «Юрино детство» в записи. А так же поиграть со своим ребенком в кубарь, бурчалка-гурчалка дома.
Для закрепления знаний о семье Ю.Гагарина воспитатели провели беседу по фотографиям стенда «Юрий Гагарин – будущий космонавт».
Принципы формирования содержания проекта:
Принцип культуросообразности - отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи. Нравственное воспитание непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями, культурой своего народа.
Принцип гуманитаризации образования. Раскрывая существо принципа гуманитаризации, академик, психолог В.П.Зинченко пишет, что «любое «предметное» знание должно появляться перед детьми как результат работы и размышлений конкретных людей, как история их поисков, открытий, заблуждений».
Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.
Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление разработки форм и методов педагогической работы.
Принцип интеграции образовательных областей.
Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.
Проект состоит из трёх этапов.
I этап: подготовительный
№ п/п | Мероприятия | Ответственный |
1. | Составление списка произведений художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. Подборка литературы для педагогов и родителей | учитель-логопед Чичваркина Л.Э. |
2. | Изучение книги А.Гагариной «Слово о сыне» и других произведений. Изучение Интернет ресурса | заведующий Зорина Е.В., педагоги творческой группы |
3. | Создание мини-музея «Дом детских лет Ю.А.Гагарина» | заведующий Зорина Е.В., педагоги творческой группы |
II этап: основной
№ п/п | Мероприятие проекта | Ответственный |
1. | Ознакомление педагогов и родителей с содержанием книги А.Гагариной «Слово о сыне», в кратком изложении периода до 1941 года | руководитель проекта Андреенкова Е.М. |
2. | Чтение художественных произведений с детьми 5-7 лет о жизни и первом полете Ю.А.Гагарина | воспитатели групп |
3. | Посещение музея детских лет Ю.А.Гагарина | воспитатели групп |
4. | Подготовка сценария интерактивной постановки «Юрино детство» | Штанникова Е.В., руководитель театральной группы детей. |
5. | Подборка народных игр и создание атрибутов к ним | руководитель ФИЗО Муравьева Т.Н. |
6. | Создание костюмов | Кузакова Л.И., Кузовкина Т.Н. |
7. | Постановка спектакля с детьми через занятия в кружке «В гостях у сказки» Интерактивная театральная постановка «Юрино детство» | Штанникова Е.В., руководитель театральной группы детей. |
8. | Видео запись постановки, монтаж | учитель-логопед Чичваркина Л.Э. |
9. | Распространение записи постановки среди родителей | воспитатели групп |
III этап: заключительный
№ п/п | Мероприятие проекта | Ответственный |
1. | Определение значимости данного проекта по результатам опроса родителей. | Заведующий Зорина Е.В. |
2. | Составление презентации проекта | воспитатель Трофимова В.М. |
3.. | Распространение опыта работы среди коллег г. Гагарин через конкурсное движение | Заведующий Зорина Е.В. |
Практическая значимость проекта
1. Дети расширили знания о жизни и подвиге первого космонавта планеты Ю.А.Гагарине.
2. Дети научились использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности. Повысился образовательный уровень родителей через введение их в мир народных игр.
3. Укрепились партнерские отношения с семьями воспитанников через виртуальное общение (самостоятельное изучение литературы дома, просмотр видеозаписи спектакля) в условиях ограничительных мероприятий.
4. Повысился профессиональный уровень педагогов ДОУ.
5.Укрепила гражданскую позицию всех участников образовательных отношений.
Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлияло на повышение качества образовательного процесса.
Список литературы
- Гагарина А.Т. Слово о сыне. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 160с.
- Гагарина В. Каждый год 12 апреля. Издательсво М.: «Советская армия», 1984г.
- Венок Гагарину. Сборник стихотворений. Москва «Советская Россия», 1984.
- Гагарина Т.А. Память сердца. М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1985.
- Докучаев Юрий. Урок Гагарина. 2-е изд. М.: Изд-во «Детская литература», 1985.- 144с.
- Мой брат Юрий: повесть / лит.запись В. Сафонова.-3-е изд. –Смоленск: Моск. рабочий, Смол. отд-ние, 1984г. – 350с.
- Казаков С. Недаром был любим – Смоленск: Моск. рабочий Смолен. отдение, 1991. -160 с.
- Космический апрель. – ООО «Смоленское областной книжное издательство «Смядынь». – 2006. – 160с.
- Первый в космосе: хроникально-документальный сборник. – г. Гагарин, Смоленская область: СОГУК Музей Ю.А.Гагарина, 2011. – 232с.
- Черненко Г.Т. Как человек полетел в космос. Издательство «Художник РСФСР». 1987 г.
Список литературы для детей
- У доброй славы большие крылья. М.: Изд-во «Жизнь и мысль» ОАО «Московские учебники», 2007. – 48с.
- Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине. «Детская литература», 1988.
Приложения
Приложение 1. Презентация проекта.
Приложение 2. Слово о сыне. Воспоминания (эпизоды начальных глав книги А.Гагариной «Слово о сыне», раннее детство Ю.А.Гагарина до 1941 года.)
Приложение 3. Сценарий интерактивной театральной постановки, посвященной 60-ти летию полета Ю.А.Гагарина в космос «Юрино детство».
Приложение 4. Описание детских игр Юры Гагарина.
Приложение 5. Видео-запись интерактивной постановки «Юрино детство».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника через ознакомление с семейным укладом и играми детей в семье Гагариных.
Подбор литературы для чтения детям, педагогам и родителям
Чтение книг о Гагарине. Рассматривание альбомов, иллюстраций
Посещение Дома-музея школьных лет Ю.А.Гагарина
Создание интерактивного мини-музея «Дом детских лет Ю.А.Гагарина»
Интерактивная театральная постановка «Юрино детство»
Участие детей в интерактивной постановке «Юрино Детство»
Посещение детьми интерактивного мини-музея «Дом детских лет Ю.А.Гагарина»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
Сценарий интерактивной театральной постановки
посвященной 60-ти летию полета Ю.А.Гагарина в космос
«Юрино детство»
Составитель:
воспитатель Штанникова Е.В.
г. Гагарин
2020-2021 уч. год.
Цель: воспитание у детей нравственности и патриотизма в процессе театральной деятельности.Повышать у детей уровень нравственно - патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности в процессе театрализованной деятельности.
Оборудование:
Декорации в мини-музее ДОУ – комната в доме родителей Ю. Гагарина:
Русская печь, кухонная утварь, швейная машинка, кровать с подушками, патефон. Столярная мастерская: ящик с инструментами, молоток гвозди, рубанок. Валенки, рубашка, корзина с овощами, портфели с книгами, деревянный самолетик.
Декорации в мини-музее ДОУ – двор:
забор, коромысло, горшки, грабли, вилы, серп.
Атрибуты для игр: «Городки», «Накидушки», «Бурчалка - гурчалка», «Калечина - малечина», «Кубарь».
Предварительная работа:
Чтение книг о Юрии Гагарине, разучивание игр детских лет Юры, беседы, экскурсия в Дом-музей школьных лет Ю.А. Гагарина.
Музыкальное сопровождение:
Фонограмма минусовки «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера
Фонограмма «Смоленский гусачок – «Началось в деревне утро»
Патефон пластинка «Амурские волны» муз. М. Кюсса
Фонограмма «Елочки - сосеночки» народная песня
Фонограмма песни «Родина слышит» (детский хор) муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского
Действующие лица:
Взрослые:
Ведущий - Розова Е.И.
Мама Анна Тимофеевна Гагарина – воспитатель Сукач М.Ю.
Отец Алексей Иванович Гагарин – воспитатель Евса Т.А.
Дети:
Сын Юра Гагарин – Сульдин Ярослав, 5 лет
Дочь Зоя Гагарина – Милена Акобян, 6 лет
Сын Валентин Гагарин – Кузьмин Александр, 7 лет
Друзья Юры:
Максим Логачев
Альвина Зайцева
Алина Осипова
Ход спектакля
Звучит музыка. Фонограмма минусовки «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера
Ведущий под музыку:
- Сегодня мы расскажем вам одну историю. Эта история поведает о жизни простого мальчика, который родился 9 марта 1934 года. А самое главное, что этот мальчик прославил наш город! О Юре Гагарине…
- Давайте мы с вами перенесёмся в детство Юры Гагарина. И посмотрим, каким оно было…
Сцена 1. В доме Гагариных. Комната в доме родителей Ю. Гагарина.
Звучит музыка. Фонограмма «Смоленский гусачок – «Началось в деревне утро»
Анна Тимофеевна сидит за столом и шьет на машинке рубашку. Алексей Иванович подшивает валенки.
Анна Тимофеевна:
- Чем ты занимаешься, Алексей Иванович? Смотри, табурет сломался! Почини его!
Алексей Иванович:
-Давай посмотрю (рассматривает табурет). Хорошо. Сейчас Валентин со школы придёт, и мы вместе его отремонтируем. (Продолжает подшивать валенок)
Анна Тимофеевна:
- Хорошо, а я дошью Юрке рубаху.
Звучит музыка.
Входит Юра с корзиной овощей.
Юра:
- Мам, пап, смотрите, сколько я овощей принёс.
Анна Тимофеевна:
- Молодец, поставь у печи. Будем щи варить.
Юра ставит корзину с овощами у печи. Берет самолетик и начинает играть с ним, садится на коврик у кровати.
Звучит музыка. Валентин и Зоя приходят из школы (в руках портфели)
Анна Тимофеевна:
- Как дела в школе?
Зоя:
- Я получила сегодня пятерку! (ставит портфель, подходит к патефону, заводит его и начинает танцевать). Патефон «Амурские волны» муз. М. Кюсса
Алексей Иванович: (обращается к сыну)
- а у тебя Валентин как дела?
Валентин:
- А мне надо бы математику подтянуть…(садится на стул и начинает выкладывать книги из портфеля на стол, учит уроки).
Алексей Иванович: (обращается к танцующей Зое)
-Вот стрекоза-то.
Зоя подходит к патефону, выключает музыку.
Анна Тимофеевна:
- Зоя, примерь-ка Юрке рубаху. Примеряют Юре рубашку.
Алексей Иванович: (обращается к Валентину)
- А ты, Валентин, помоги мне с табуретом. Не всем же академиками быть надо же и кому-то табурет уметь починить. (вместе чинят табурет)
Звучит музыка. Действие в молчании.
Стук в дверь. Входят друзья Юры.
- Здравствуйте, Юрка, пошли гулять?
Юра:
- Мама, можно я пойду, погуляю?
Анна Тимофеевна:
- Сделал дело – гуляй смело! Иди, погуляй. Смотри, рубаху не порви! А мы пока с Зоей займёмся обедом (идут готовить обед).
Смена декораций. Ставится забор, уличная утварь.
Сцена 2. Игры на дворе. «Елочки - сосеночки» народная песня
Юра (обращаясь к друзьям):
- Ребята, а давайте в «калечину – малечину» поиграем?
Друзья:
- Давай. Произносят все вместе: Калечина – малечина, сколько часов до вечера.
2 игра
- А в «Накидушки» тоже интересно играть. Давайте посмотрим, кто в этой игре будет самый меткий, да ловкий. Выиграет тот, кто больше колец набросит и наберет больше очков.
- ребята, а вы хотите с нами поиграть? Играют в игру со зрителями.
3 игра
- А я люблю в городки играть. А вы не забыли фигуры? Давайте посоревнуемся. Кто больше соберёт фигур?
4 игра
Юра:
- У меня есть «Бурчалка – гурчалка». Давайте послушаем, как она поет, у кого звонче и громче будет ее песня.
5 игра
- Ребята, а давайте в «Кубарь» поиграем. У кого кубарь дольше будет крутиться, тот и выиграл.
- ребята, а вы хотите с нами поиграть? Играют в игру со зрителями.
Анна Тимофеевна:
- Юра! Пора обедать!
Юра:
- Всё, ребята! Пока! До завтра! (уходит домой)
Друзья:
- Пока, Юрка!
Общее фото семьи Гагариных.
Ведущий:
- Вот мы с вами и провели один день в семье простого деревенского мальчика, который стал первым космонавтом Земли и прославил наш город! А зовут его ...?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Фонограмма песни «Родина слышит» (детский хор) муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
Описание детских игр Юры Гагарина
Составитель:
Руководитель ФИЗО
Муравьева Т.Н.
г. Гагарин
2020-2021 уч. год.
«…А дети на свете играют в Гагарина.
Значит, ты на планете живешь!..»
Н.Н.Добронравов
«У сегодняшних мальчишек и девчонок другие забавы: они больше увлекаются компьютерными играми. Конечно, эти игры развивают логическое мышление, но не способствуют укреплению здоровья. А ведь только физически развитый человек способен много и плодотворно работать, принося пользу обществу. Старинные же русские народные забавы помогают детям гармонично развиваться, расти здоровыми морально и физически.»
Т.Д.Филатова,
племянница Ю.А.Гагарина,
Почетный гражданин г. Гагарин
Цель: сохранение и популяризация игровых традиций времени, на которое пришлось детство Ю.А.Гагарина.
Колечина - малечина
Колечиной – малечиной называется и сама игра, и применяемая палочка длиной не менее 30 см. Балансируя, без помощи другой руки игрок держит в роавновесии эту палочку. Толстый конец палочки надо нгаправить вверх и в момент игры смотреть именно на него, говоря старинное «заклинание»: «Колечина – малечина, сколько часов до вечера?...» Соперники игрока считают вслух, сколько секунд палочка простоит, потом сравнивают свои результаты. Когда игроки достигнут мастерства в этом простейшем способе поддержания колечины- малечины в равновесии, можно придумывать разнообразные виды игры, когда главным результатом является не длительность удерживания, а умение балансировать палочкой в руке, на ладони, на пальцах, на локте, на носке ноги и т.д.
Кубарь
В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных. Простейшие кубари вытесывались топором и ножом ( а позднее и на токарном станке) из деревянного цилиндра диаметром от 4 до 8,5 см и высотой от 5 до 11 см путем стесывания его нижнего конца до формы конуса.
Иногда кубарям придавалась более затейливая форма: с перехватом примерно на середине его высоты или вырезался желобок (кубарь в этом случае носил название «точка»).
Начинающие игроки удовлетворяются простым состязанием в том, у кого кубарь дольше прокрутится. Когда этим овладевают в совершенстве, начинают устраивать поединки между кубарями, заставляя их сталкиваться, пока один не повалится на бок.
Накидушки
На деревянном щите чертится фигура, по ее углам забиваются колышки. Игроки получают по 5-6 колец каждый, отходят от щита на 4-6 шагов, по очереди бросают кольца одно за другим так, чтобы они повисли на колышках. За каждое попадание защитывается то количество очков, которое обозначено на щите. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число очков.
Городки
Старинная русская игра. Для игры надо иметь 10 коротких круглых одинаковых чурок- городков(толщиной 5 см, длиной 10-12 см), несколько бит длиной 50-70 см.
Для игры выбирается ровная площадка. На одном конце площадки чертят два квадрата, стороны каждого 1м. Это «города». В них размещаются фигуры, составляемые из 5 городков. Передние линии городов должны находится друг от друга на расстоянии 0,8- 1 м.
На расстоянии 4 м от лицевой линии каждого города, параллельно ей, проводят линию (кон), от которой играющие начинают бросать биты. А на расстоянии 2-3 м от города – полукон, с которого дети получают право бить только после того, как хотя бы один городок фигуры будет выбит из кона.
Играющие делятся на две равные по численности команды. Каждая получает по жребию свой «город», 5 городков и биты. Команды ставят в своих «городах» фигуры из городков и стараются их выбить битами. Каждый игрок по очереди может бросить только 2 биты. После того, как пробили все игроки одной команды, начинает выбивать городки в своем «городе» вторая команда.
Победителем считается команда, которая затратила на выбивание всех фигур меньшее количество бит.
На начальном этапе знакомства с игрой проводятся соревнования «Кто больше и быстрее построит фигур».
Бурчалка- гурчалка
На толстую нить надевают большую пуговицу, концы крепко завязывают. Длина нити 60- 80 см. Двойную нить разъединяют и надевают на 2-3 пальца правой и левой руки. Затем длительно вращают пуговицу вперед. Когда нить накрутится до пальцев, руки разводят в стороны. Пуговица вращается и нить при растягивании издает звук. Растягивать нить нужно быстро и ритмично, чтобы нить не раскрутилась.
Играть в данную игру может играть несколько человек одновременно. Победителем будет тот, у кого пуговица прокрутится дольше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине
Воспитетель показывает портрет Ю.А.Гагарина и задает детям следующие вопросы: Чей это портрет? Почему все люди знают Гагарина? Чем он прославил нашу страну? (Он самый первый в мире полетел в ко...
Юрий Алексеевич Гагарин
Как можно кратко рассказать детям о космонавте Гагарине....
«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект ОД по окружающему миру для детей старшей группы
Тема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин.Цель: закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, ч...
Беседа по теме "Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин"
Из этой беседы можно узнать о биографии первого космонавта всей земли - Юрии Алесеевиче Гагарине, о нго чертах и качествах характера. Так же можно узнать о том, как в войну жила семья Гагариных, как р...
«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы
Тема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин.Цель: закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, ч...
«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы
laquo;Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группыТема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин....
Юрий Алексеевич Гагарин - первый пооритель космоса
Актуальность проекта: Первый полет человека в открытый космос - величайшее событие для всего человечества. 12 апреля 2022 года в нашей стране будет отмечаться 61 годовщина со дня первого полета в косм...