Проект «Моя малая родина» для детей старшей группы, посвященный 90 – летию Питерского района
проект по окружающему миру (старшая группа)
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.docx | 53.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Моя малая родина» для детей старшей группы
Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность проекта:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и
узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве
увидал»
К.М.Симонов.
Актуальность рассматриваемой темы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Чувство Родины…Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным селом должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если, используя метод проекта в своей работе, мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цели и задачи проекта.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному селу, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
- Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Питерка.
- Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
- Расширение представлений о России, как о родной стране, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину».
- Привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Гуманное, экологически целесообразное отношение к природе;
- Любовь к родному краю, желание видеть его красивым, экологически чистым;
- Уважение к традициям своего края.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой; краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1 неделя
Участники проекта: воспитатели группы, дети 5 лет, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Ожидаемые результаты:
•Пробуждение интереса к истории и культуре своего села, любви к родному краю.
•Формирование чувства национального достоинства, ответственности. •Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
•Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
4. Разработка перспективного плана.
2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
Формы работы с детьми
Беседы: «История возникновения родного села Питерка»,
«Питерка - мое родное село», «Села Питерского района», «Кто заботиться о нас в детском саду», «Где ты живешь? » (адрес, улица, что рядом расположено).
«Работники нашего детского сада», «Мои братья и сестры».
«О профессиях сельского труда».
«Питерская мельница – символ района»
Дидактические игры: «Достопримечательности села Питерка». «Секреты бабушкиного сундука».
Разучивание национальных игр: «Картопля», «Платочек», «Самовар».
Чтение стихов местных поэтов: Ю.Бозина, Г.Черебряковой, О.Савельевой, О.Искалиевой, М.Кумаровой
Сюжетно – ролевая игры: «Путешествие по селу», «Машины на нашей улице».
Презентация «Моя малая Родина».
Закрепить дома последовательность выращивания зерновых культур, названия орудий труда хлеборобов.
Художественно – продуктивная деятельность:
Рисование «Улицы родного села»
Аппликация «Герб Питерского района»
Рассматривание альбома: «Национальная одежда»,
Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками.
Экскурсия в краеведческий музей «История образования села Питерка», «Птицы нашего края».
Экскурсия к памятникам воинам – интернационалистам - «Скорбящая мать», воинам – участникам Великой Отечественной войны
Формы работы с родителями
Советы родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае. Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
Предложить родителям сшить национальные костюмы для участия в презентации проекта
Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям нашего села».
3-й этап - заключительный
1. Оценка этапов реализации проекта.
2. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
3. Выставка продуктов детской деятельности.
4. Квест – игра «Моя малая родина»
5. Презентация проекта «Моя малая родина» - развлечение «Мы – питерцы!»
«Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В.А.Сухомлинский
Методическая ценность
Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Проект «Моя малая родина ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы
Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...
Краткосрочный проект на тему « Мой город Троицк - моя малая Родина» для детей старшей группы.
Проблема: дети мало знают о родном городе и их родители сами имеют недостаточное представление о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания ...
Проект "Моя Малая Родина - Нижний Новгород" старшая группа
В последнее время все чаще встает вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей. Процесс этот непростой, длительный, поэтому важно сделать его понятным и интересным для детей. Проектная деятель...
Проект "Моя малая Родина" с детьми старшей группы.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу....
ПРОЕКТ «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Цель:Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным ...
Проект «Наша Малая Родина» (патриотическое воспитание), старшая группа
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в до...
Познавательно – творческий проект "Малая родина" для детей старшей группы.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым...