Конспект интегрированной образовательной ситуации во II младшей группе «Морское путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы, разработанной с учётов Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение», рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности. Тема образовательной ситуации выбрана в результате обсуждения на Детском совете и технологии «Модель трёх вопросов». Совместная деятельность педагога и детей группы является завершающим этапом проекта: «Морские обитатели».
В данном конспекте прослеживается интеграция ОО (образовательных областей). Ведущая – «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kabanova_konspekt_na_konkurs.docx | 511.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
Конспект интегрированной образовательной ситуации во II младшей группе «Морское путешествие».
воспитатель Кабанова Елена Степановна
г. Стрежевой 2019 год.
Пояснительная записка
Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы, разработанной с учётов Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение», рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности. Тема образовательной ситуации выбрана в результате обсуждения на Детском совете и технологии «Модель трёх вопросов». Совместная деятельность педагога и детей группы является завершающим этапом проекта: «Морские обитатели».
В данном конспекте прослеживается интеграция ОО (образовательных областей). Ведущая – «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
Методы и приемы, используемые в образовательной ситуации:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Представленный конспект соответствует требованиям к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость данного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
- большая информационная емкость материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок занятия.
При выборе темы и материалов мы опирались на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывали возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.
С детьми была проведена предварительная работа:
- ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики «Рыбка»;
- занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Обитатели моря», рассматривание иллюстраций, предметов на эту тему;
- слушание музыкальных фрагментов. (шум моря).
Использовались следующие формы организации детей: групповая, подгрупповая (работа в Центрах активности), индивидуальная.
Структура и содержание образовательной ситуации соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Характеристика частей занятия:
Вводная часть направлена на мотивацию детей.
Основная часть строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Наглядные: иллюстративный красочный материал;
Словесные: составление конструкций – простых предложений, чтение, педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;
Практический.
Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы мы старались раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов были отобраны следующие: репродуктивный метод – образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям, речь педагога была образцом для детей: речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов, исследовательский метод – решение проблемно-игровой ситуации. Также использовались ЭОР: звуковые файлы. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика.
Третья часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.
Разнообразие используемого оборудования и материалов, позволили удерживать внимание и познавательный интерес детей. В ходе образовательной деятельности создавалась ситуация успеха для каждого ребенка. Совместное общение проходило эмоционально, соблюдались партнерские отношения (что и трактует ФГОС ДО).
Представленная образовательная ситуация была представлена педагогическому коллективу ДОУ как Открытое занятие и воспитатель получила много положительных отзывов от коллег.
Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности применяющими технологию проектной деятельности.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о жизни подводного мира, формирование у дошкольников установки на защиту окружающей среды.
Задачи.
Образовательные:
- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
- закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;
- учить конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители;
- учить располагать предметы и элементы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности – тарелки с пластилиновой основой.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
- развивать самостоятельность, активность, творчество детей.
Воспитательные:
- вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;
- формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;
- воспитывать дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах;
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: море, соленное, шумящее, бескрайнее, прозрачное, таинственное, манящее, волшебное, морские обитатели, подводный мир, рыбы, хищные, нехищные, водоросли, чешуя, ракушки.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, изобразительная.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые.
Технологии: здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные, работа в центрах.
Предполагаемый результат. В результате образовательной деятельности у детей пополнятся знания о подводном мире, его обитателях, расширятся словарный запас. Дети научатся размышлять, приобщатся к миру природы, к его необычным проявлениям. Дети научатся конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители), научатся располагать предметы и элементы красиво и равномерно.
Разовьётся интерес к живой и неживой природе. Обогатится словарный запас, закрепится умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения.
Материал и оборудование:
фонограмма со звуками природы.
Работа в центрах.
Центр творчества:
пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетки, вырезанные рыбки из картона.
Центр науки:
камешки, ракушки, бросовый материал, ткань синего цвета.
Предварительная работа:
ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики «Рыбка»;
выбор темы проекта, обсуждение проектных задач по модели «трёх вопросов»,
работа над проектом недели на тему «Обитатели моря», поиск информации, рассматривание иллюстраций, предметов на эту тему;
слушание музыкальных фрагментов (шум моря), просмотр видео сюжетов о море.
Сценарий занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поприветствуем их. (здороваются)
Приветствие
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Звучит фонограмма «шум моря»
Воспитатель. Что это за звуки, что это шумит? (шум моря)
- Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, …)
- А кто живёт в море? (рыбы, дельфины, раки и т. д……)
Игра-беседа «Рыбы, дети, воды»
Воспитатель. Ребята, а много рыб живёт в море? (ответы детей)
Воспитатель. Рыбы похожи друг на друга? (ответы детей)
Воспитатель. Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель ведёт вопросо-ответную беседу.
Что есть у рыб? (ответы детей)
- Как передвигаются рыбы? (ответы детей)
Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.
- Чем дышат рыбы? (ответы детей)
Правильно, у рыб есть специальное приспособление для дыхания жабры.
- Ребята, каких рыб называют хищными? (ответы детей)
Да они питаются другими рыбами.
- Не хищные рыбы чем питаются? (ответы детей)
- Каких только рыб не водится в морях и океанах. Недаром говорят « Рыбы дети воды»
Воспитатель. Что вы знаете о море? (ответы детей о том, что море очень глубокое и солёное. В море растут красивые растения, красивые морские водоросли. Они очень полезные и помогают морским жителям дышать.
Воспитатель. А сейчас мы превратимся в рыбок и поиграем.
Динамическая пауза
(дети повторяют движения за воспитателем)
Рыбка плавает в водице | сложили ладошки |
Рыбке весело играть | изображают как плавает рыбка |
Рыбка, рыбка озорница | грозят пальчиком |
Мы хотим тебя поймать. | Медленно сближают ладони |
Рыбка спинку изогнула | изображают как плавает рыбка |
Крошку хлебную взяла | хватательные движения рук |
Рыбка хвостиком махнула | |
Рыбка быстро уплыла | ладони вместе, уплывают |
Воспитатель. Ещё море манящее. Оно манит нас к себе. Мне так и хочется побывать там.
А вам? (ответы детей)
Проблемная ситуация. Как можно очутиться на море? (ответы детей)
Мне нравятся все ваши идеи. Можно пофантазировать и очутиться на море. Какая идея вам нравится больше всего (ответы детей). Да, ребята, идея Димы, в которой он предложил сделать подводный мир в нашей группе, мне тоже понравилась больше всего. Хотите сделать море у нас в группе. (ответы детей)
Воспитатель. Из чего их можно сделать? (предлагают свои варианты).
Воспитатель. Ребята у нас сегодня работают 2 центра
Центр творчества и центр науки.
В центре творчества мы можем сделать рыбок.
В центре науки мы можем найти все для морского дна.
Ребята, для того что бы разойтись по центрам я вам дам стикеры, красного и синего цвета.
Красный стикер - работа в центре творчества. Синий стикер - работа в центре науки.
Дети расходятся по центрам. Одна подгруппа делает рыбок, а вторая подгруппа украшает морское дно.
Во время выполнения работы воспитатель подходит к детям в центре науки, задает вопросы.
Воспитатель. Как будешь, Наташа, делать морское дно? Чем, Семён, будешь украшать дно? Для чего нужны тебе ракушки, Ратмир? Мелек, зачем тебе нужны водоросли?
Воспитатель подходит в центр творчества задаёт вопросы.
Воспитатель. Арина, кого будешь делать? Дуся, для чего тебе нужен пластилин? Кирилл, как будешь делать чешуйки рыбке? Эльза, почему чешуйки у твоей рыбки разноцветные?
После того, как подгруппы закончили работать в центрах, дети «запускают» рыб м море. Воспитатель предлагает рассмотреть свою работу. Рассказать, как они добились такого результата. Предложить детям поиграть в подводном мире, созданном детьми.
Воспитатель включает звук моря.
Воспитатель. Как вы считаете, очутились мы на море? (ответы детей)
Итог занятия.
Воспитатель. Дуся, расскажи, что вы делали. (дети рассказывают о том, что делали и как в центрах)
Воспитатель. Посмотрите какое море и подводный мир мы с вами сделали. Вы молодцы. Много знаете о море и подводном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»
Интегрируемые, образовательные области: познание, коммуникация, социализация. Цель: формирование первичных, элементарных представлений о жизни диких животных зимой....
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Украсим ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ» (Путешествие в страну мастеров)
Программное содержание: - Продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями узора;- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку; ри...
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну здоровья"
В моем конспекте показана интегрированная образовательная деятельность и описаны здоровьесберегающие технологии....
Конспект интегрированной образовательной ситуации во второй младшей группе на тему «Путешествие в зимний лес»»
Закреплять знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой...
Конспект интегрированной образовательной ситуации в первой младшей группе. «В гостях у Мишутки»
интеграция ОО познание,речевое развитие,физическое развитие...
Конспект интегрированной образовательной ситуации во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес».
Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения интегрированного заняти...
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие с пиратом Вырвиухом» (Обучение детей чтению по технологии Ю. Пчелинцевой «Словолодочки»)
Конспект занятия подготовки обучения грамоте по метидики Юлии Пчелинцевой "Словолодочки"...