Технологическая карта НОД "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД.
Тема: «Вода».
(посредством опытно-экспериментальной деятельности детей с водой выяснить её свойства и значение)
Ф.И.О. (педагога): Самойленко Оксана Викторовна
Должность: воспитатель.
Квалификационная категория: высшая квалификационная.
Цель: формирование у детей интереса к окружающему миру посредством ознакомления с свойствами воды.
Программные задачи:
1) образовательные:
- формирование представлений о воде её свойствах и качествах;
- формирование умений и способности определять взаимосвязь между водой, её состоянием, явлениями в природе;
- формирование умения делать выводы и открытия на основе результатов своей деятельности;
- расширить представления о роли воды в природе;
- обогащать словарный запас (жидкая, твёрдая, газообразная, пар, круговорот, водопад, водоворот, овраг, русло, море, океан).
2) развивающие:
- способствовать развитию мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, обобщение на основе наглядно – действенного мышления и воображения;
- развивать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- развитие внимания и памяти.
3) воспитательные:
- воспитание усидчивости и аккуратности, последовательности действий;
- воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- закрепить навыки безопасного поведения во время проведения опытов;
- воспитывать бережное отношение к водоёмам и природе.
Способы организации НОД: сидя группами за столами, стоя вокруг демонстрационного стола, стоя полукругом, работа в парах.
Материалы и оборудование: стаканы с водой по количеству детей; сосуды различной формы на демонстрационном столе; конверты с заданиями для каждого стола; фильтр на демонстрационном столе; сахар на каждом столе; фотографии: водопадов, рек, океана, морей, озёр; мнемотаблица - правила поведения при проведении исследований и опытов.
Сюрприз для детей: конверты с заданием о проведении опыта с водой совместно с родителями для всех детей.
Ход НОД:
№ | Этап | (мин.) | Методы, формы, приемы, способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия созданию общей атмосферы заинтересованности. | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
1 | Вводная часть | 1мин. | Приветствие. Установление контакта с детьми. | Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, о чём эта загадка? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без ... (Воды) | Дети заходят, встают в полукруг, здороваются. Отгадывают загадку. |
2 | Мотивация на деятельность | 2мин. | Словесная установка на дальнейшую деятельность (вопросы, объяснения). | Сегодня мы с вами поговорим о воде и как настоящие ученые-исследователи раскроем её свойства. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (демонстрация изображения лаборатории) В лаборатории, при проведении опытов, надо соблюдать определенные правила. Какие? Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Правильно. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. «Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность.» Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. | Слушают. Лаборатория. Опираясь на мнемотаблицу, дети повторяют правила поведения при проведении опытов: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Дети подходят к столам и садятся. |
3 | Проблемно-поисковая деятельность. Динамическая пауза. | 18-20 мин. | Беседа, создание проблемной ситуации. Демонстрация наглядного пособия. Практический метод: постановка задания, контроль и регулирование в ходе деятельности детей, оценка. Помощник воспитателя убирает использованные стаканы и приносит чистые. Практический метод: экспериментирование. Демонстрация опыта воспитателем по очистке воды. Наглядно-демонстрационный метод. Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение). Упражнения для снятия общего утомления. Выполнение имитационных движений под текст. Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение). Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Словесная установка. Приемы активизации самостоятельного мышления детей с помощью наглядно – демонстрационного материала. Беседа. | Что вы видите на столах? Для чего эти предметы нам понадобятся? Правильно! А сейчас, вы будете проводить сами свои опыты, которые помогут вам раскрыть все тайны воды. 1 - определим прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком пуговицу. Видна она или нет? Теперь в стакан с водой. Какие вы молодцы!
Налейте немного чистой воды из кувшинов себе в стаканы и попробуйте её. Какая она на вкус? А запах? Вывод – не имеет запаха и без вкуса. А можно её сделать вкусной? Что надо сделать? Какой стала вода? Что же произошло с сахаром? Какой вывод мы сделаем? Где в нашей жизни мы можем наблюдать это? Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? А что стало с нашей бумагой? Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить обитатели рек, озёр, морей и океанов?
Давайте с вами немного поиграем. Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте всё, что я скажу. Где встречается капелька воды?
1.Капелька в уголке природы возле растений. 2.Капелька около туалетной комнаты. Так кто же наша знакомая Незнакомка? А почему она Незнакомка? Ну-ка, посмотрите на наш стол, что вы видите? Что в них налито? А какой она формы? Что вы можете сказать? Правильно! Её нельзя узнать по форме. В реке она между берегов реки, в море между берегов моря и всегда заполняет собою пространство любой формы. Вот почему она знакомая Незнакомка. | Рассматривают. Называют все предметы, находящиеся на столах. Слушают. Проводят эксперимент. Делают выводы. Вода прозрачная. Ребята выполняют указания воспитателя. Приходят к выводу, что вода не имеет запаха и вкуса. Высказывают свое мнение. Используя сахар делают воду сладкой. Приводят свои примеры. Рассуждают, отвечая на вопросы и делают выводы. (разные варианты ответов) Высказывают свое мнение (в чистой, нельзя загрязнять водоёмы, надо бережно относиться к воде). Дети прыгают. Встают парами, взявшись за руки. Встают в цепочку. Перестраиваются в хоровод. Отвечают на вопрос. Составляют рассказы о воде и её свойствах, на основе приобретенных знаний в ходе исследовательской деятельности и предварительных бесед. Рассказывают о круговороте воды в природе, ее свойствах Дети идут по группе ищут изображение капельки, делают выводы, где и как используется вода. (цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода, чтобы умываться…) Слушают, рассматривают и отвечают на вопросы. Рассуждают и делают выводы. |
4 | Открытый выход из деятельности. Рефлексия. | 2мин. | Сюрпризный момент. | Ребята, что нового мы узнали о воде? Какие секреты её раскрыли. Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачностью; не имеет запаха; без вкуса; не имеет формы; растворитель. А теперь давайте всё уберём за собою и приготовимся поиграть в разные игры. | Слушают. Отвечают. Разбирают конверты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...