конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Учить составлять рассказ о зиме,используя раннее полученные знания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по
Тема: «Зима»
Воспитатель ; Беляевских Ирина Юрьевна
Развитие речи. Тема: «Зима».
Задачи:
Расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;
Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.
Оборудование: картинки с изображениями зимы; доска; раздаточный материал – схемы предложений; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.
Ход занятия
Разминка
Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
II. Основная часть
Отгадайте загадку и узнаете о чем мы будем говорит
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
( Зимой).
Воспитатель: Мы сегодня поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.
Логические игры: (Подбери признак, назови ласково)
«Подбери признак».
Воспитатель: Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:
Зима (какая?) - …(холодная, снежная).
Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).
Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).
Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).
Горка (какая?) - …(снежная, ледяная).
Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая).
Игра: «Назови ласково».
Лед - …(ледок)
Мороз - …(морозец)
Санки - …(саночки)
Холод - …(холодок)
Метель - …(метелица)
Зима - …(зимушка)
Снег - …(снежок)
Солнце - …(солнышко)
Дифференциация слова и предложения.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно составить из слов?
Дети: Предложения.
Воспитатель: Что нам может помочь составить предложение?
Дети: Схема предложения. (вывешиваю на доску схему предложения)
Воспитатель: А чем отличается слово от предложения?
Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.
Воспитатель: перед вами схема предложения, как думаете, сколько слов в этом предложение?
Дети: Одно слово.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.
Воспитатель: А сейчас придумайте мне по схеме предложение.
Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.
Воспитатель: Попробуйте сами составить предложения по вашим схемам по времени года «Зима». ( вывешиваю на доску схему предложений)
Физкультминутка «Белые снежинки».
Выполнение движений под музыку
Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.
Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.
Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни
Чтение рассказа «Зима» воспитателем.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.
- Работа по содержанию рассказа «Зима».
Воспитатель: Какое наступило время года?
Дети: Наступила зима.
Воспитатель: Что лежит кругом?
Дети: Кругом лежит белый снег.
Воспитатель: Какие деревья?
Дети: Деревья стоят голые.
Воспитатель: Куда медведь залез?
Дети: Медведь залез в берлогу.
Воспитатель: Кто рад зиме?
Дети: Рады зиме дети.
Воспитатель: Что делают зимой дети?
Дети: Дети катаются на лыжах, санках и снегокатах.
Воспитатель: Я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на план на доске.
Составление детьми рассказа о «Зиме».
III. Подведение итогов занятия
Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: Отгадали загадку, играли в разные игры, составляли предложения по схемам, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ про «Зиму» опираясь на картинки.
Воспитатель: Все молодцы! А что вам больше всего было тяжелым или трудным на занятие (составлять предложение по схеме)
Дополнительный материал
- Игра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.
Зимой метель (что делает?) … (метет).
Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).
Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).
Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).
Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).
- Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:
Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)
Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)
Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по
Тема: «Зима»
Воспитатель ; Беляевских Ирина Юрьевна
Развитие речи. Тема: «Зима».
Задачи:
Расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;
Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.
Оборудование: картинки с изображениями зимы; доска; раздаточный материал – схемы предложений; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.
Ход занятия
Разминка
Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
II. Основная часть
Отгадайте загадку и узнаете о чем мы будем говорит
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
( Зимой).
Воспитатель: Мы сегодня поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.
Логические игры: (Подбери признак, назови ласково)
«Подбери признак».
Воспитатель: Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:
Зима (какая?) - …(холодная, снежная).
Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).
Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).
Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).
Горка (какая?) - …(снежная, ледяная).
Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая).
Игра: «Назови ласково».
Лед - …(ледок)
Мороз - …(морозец)
Санки - …(саночки)
Холод - …(холодок)
Метель - …(метелица)
Зима - …(зимушка)
Снег - …(снежок)
Солнце - …(солнышко)
Дифференциация слова и предложения.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно составить из слов?
Дети: Предложения.
Воспитатель: Что нам может помочь составить предложение?
Дети: Схема предложения. (вывешиваю на доску схему предложения)
Воспитатель: А чем отличается слово от предложения?
Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.
Воспитатель: перед вами схема предложения, как думаете, сколько слов в этом предложение?
Дети: Одно слово.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.
Воспитатель: А сейчас придумайте мне по схеме предложение.
Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.
Воспитатель: Попробуйте сами составить предложения по вашим схемам по времени года «Зима». ( вывешиваю на доску схему предложений)
Физкультминутка «Белые снежинки».
Выполнение движений под музыку
Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.
Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.
Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни
Чтение рассказа «Зима» воспитателем.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.
- Работа по содержанию рассказа «Зима».
Воспитатель: Какое наступило время года?
Дети: Наступила зима.
Воспитатель: Что лежит кругом?
Дети: Кругом лежит белый снег.
Воспитатель: Какие деревья?
Дети: Деревья стоят голые.
Воспитатель: Куда медведь залез?
Дети: Медведь залез в берлогу.
Воспитатель: Кто рад зиме?
Дети: Рады зиме дети.
Воспитатель: Что делают зимой дети?
Дети: Дети катаются на лыжах, санках и снегокатах.
Воспитатель: Я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на план на доске.
Составление детьми рассказа о «Зиме».
III. Подведение итогов занятия
Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: Отгадали загадку, играли в разные игры, составляли предложения по схемам, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ про «Зиму» опираясь на картинки.
Воспитатель: Все молодцы! А что вам больше всего было тяжелым или трудным на занятие (составлять предложение по схеме)
Дополнительный материал
- Игра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.
Зимой метель (что делает?) … (метет).
Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).
Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).
Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).
Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).
- Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:
Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)
Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)
Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну Красивой Речи»
Задачи: ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"
Закреплять навыки правильного звукопроизведения....