Конспект НОД "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беляева Оксана Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnitsa_voda.docx101.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Волшебница вода» в старшей группе

Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель: развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить знания о том, что вода имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед), газообразная (пар), жидкая, закрепить знания о свойствах воды и снега.

Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в

работе,  умение  работать  сообща,        совершенствовать двигательных качеств в разнообразных

формах двигательной деятельности

Словарная работа: обогащение активного словаря, развитие связанной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Материал: Демонстрационный: презентация на тему: «Волшебница вода», глобус, термос с кипятком, зеркало, ноутбук, экран для проектора.

Раздаточный: 2 стакана с водой, снег и лед на игрушечных тарелочках, пластмассовые игрушечные ложечки, материалы для продуктивной деятельности (листы бумаги разных цветов, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки, восковые карандаши, акварельные краски, гуашь, клей, ножницы, пластилин, шаблоны различных фигур по теме).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, экспериментальная, социально - коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Тип занятия: закрепляющее.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Формы организации детей: групповая.

Предварительная работа с детьми:

  1. Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».

  1. Знакомство с глобусом.

  1. Загадывание загадок о воде.

  1. Чтение произведений: К.Д.Ушинского «Ручеек», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки».

  1. Наблюдение за состоянием воды в природе.

  1. Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие — нет», «Тонет — не тонет». Список использованной литературы

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6

  1. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития //Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).

Воспитатель рассказывает: Жил-был дождик. (Слайд 1) Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много - много весёлых капелек. Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку Капитошкой. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку (слайд 2). Капелька сегодня будет с нами.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Верно, она живет в воде. Кто хочет рассказать стихотворение о воде?

(дети читают стихотворение):

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

  • луже, в море, в океане. И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,

  • лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?

Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.

Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Повторим, где в природе встречается вода? ( Ответы детей). (Слайды 4,5,6,7,8) Для чего нужна вода человеку?

Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

Дети: Все живое на планете погибнет.

Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе?

Дети: У нас есть глобус.

Воспитатель: Верно (Детям показывают глобус). Вот глобус. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какой формы наша планета?

Дети: Планета Земля круглой формы.

Воспитатель: Молодцы. А каким цветом окрашены моря и океаны на глобусе?

Дети: Моря и океаны окрашены голубым цветом.

Воспитатель: Нашу Планету, поэтому называют «голубой планетой». Как называются все моря и океаны на Земле? (Предположения детей). Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.… Давайте поиграем в игру, «Какая бывает вода». (Воспитатель бросает детям мяч, и дети называют свойства воды).

Дети: Вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие — нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете? (Слайд 9)

Дети: Снежинки опускаются все ниже и ниже и ложатся на землю рядом друг с другом,

друг на друга

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Сугроб».

(Проводится Физкультминутка) (слайд 10)

Воспитатель: Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже и ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.

(Дети танцуют, кружатся под спокойную классическую музыку. (Собираются вместе и образуют «сугроб»).

Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какой разной может быть вода? (ответы детей).

  • сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?

Дети: Это помещение, где проводят опыты.

Воспитатель: Почему лаборанты работают в белых халатах? (Закрепить в речи детей

слова: лаборатория, лаборант, опыты)

Дети: В лаборатории очень чисто, там не должно быть посторонних запахов, звуков, пыли.

Воспитатель:  Прежде чем пройти в лабораторию мы поиграем в игру: «Подскажи

словечко». Я прочту стихотворение - загадку, а вы добавите соответствующее слово: Тихо, тихо, как во сне Падает на землю…(снег).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки). С неба все скользят пушинки Серебристые…(снежинки). Словно в белый пуховик Нарядился (снеговик).

На поляну, на лужок

Все снижается …(снежок). Рядом снежная фигурка, Это девочка …(снегурка). Вот веселье для ребят-Все сильнее…(снегопад). На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой…(снегири). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…(снег).

Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите (слайд 11)

Дети: Снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири.

Воспитатель: Чем похожи все эти слова?

Дети: Слова похожи на одно слово - снег.

Воспитатель: Правильно. Что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Снег холодный, мягкий, белый, пушистый, легкий…

Воспитатель: Что такое снег?

Дети: Снег - это вода. Это замерзшие капельки воды.

Воспитатель: Пройдите в лабораторию. Капельку тоже возьмем в лабораторию, пусть учится вместе с нами делать опыты. В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешать друг другу (правило для детей) (Слайд 12)

Воспитатель: Положите немного снега ложечкой на ладошку и посмотрите, что же случилось?

(Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).

Дети: Снег тает, превращается в воду.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечкой кусочек льда. Что такое лед?

Дети: Лед — твердая вода.

Воспитатель: Положите снег в один стакан с водой, а лед — в другой в стакан с водой. Что происходит?

(Дети проводят опыты — опускают снег и лед в воду).

Дети: Они тают.

Воспитатель: Правильно, они постепенно уменьшаются, превращаясь в воду. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лед. (Почему одно в-во тает быстрее, другое медленнее как вы думаете?)

Дети: Снег тает быстрее, а лед — медленнее, снег легче, мягче он тает быстрее, а лед твердый он тает дольше, чем снег)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче — лед или вода?

Дети: Лед легче воды.

Воспитатель: Верно. А как вы догадались?

Дети: Когда мы отпустили лед в воду, он не тонул.

Воспитатель: Молодцы. Что вы видите у меня на столе?

Дети: На столе стоит термос.

Воспитатель: Сейчас я открою крышку, а вы внимательно следите (Воспитатель открывает крышку термоса). Что вы заметили?

Дети: Из термоса выходит пар.

Воспитатель: Это можно проверить, поместив зеркало над паром (Воспитатель держит зеркало над паром, показывает детям капельки пара на зеркале). Что вы видите на зеркале?

Дети: На зеркальце видны капельки воды.

Воспитатель: Это пар. Какой вывод можно сделать из всех проделанных опытов?

Дети: Снег, лед, пар — это вода.

Воспитатель: Снег и лед — твердое состояние воды, пар — газообразное состояние воды. Вода в стакане — жидкое состояние воды. Вот и закончились наши опыты. Капитошке они очень понравились. Предлагаю снять халаты и подойти к столам.

III. Заключительная часть (рефлексия):

Воспитатель: Все вы сегодня хорошо работали, молодцы. Капитошка приглашает вас нарисовать, что вам больше всего понравилось или запомнилось о волшебнице воде (дети выполняют работу по своему выбору) (Слайды 13,14,15)

Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что пар, снег, лед - это тоже вода. Повторили, что вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие — нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут. Мы были лаборантами, проводили опыты. Играли в игры: «Сугроб», «Подскажи словечко». Что вам понравилось больше всего, что вы узнали нового, в чем испытывали трудности?

Воспитатель: Спасибо всем за работу. Капитошке очень понравилось с вами работать. Оставим капельку в группе до весны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...