Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агросад»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Программа "Агросад" предполагает объединение биологического, психологического и художественного подхода в изучении растений, а также в использовании декоративно – прикладного творчества, способствующего поддержанию неослабевающего интереса у детей в изучении их биологических особенностей. Формирует экологически грамотную, творческую личность, посредством изучения комнатных растений, овощных и декоративных культур. Удовлетворяет интерес детей к миру растений, прививает любовь к природе, дает основы агрономического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_alekseevoy_o.v.docx | 47.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Павушка»
143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1
тел.: 8 498 785-75-75
E-mail:madou_ds22@mail.ru
ПРИНЯТО педагогическим советом МАДОУ д/с № 22 протокол № 5 от «29» мая 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ д/с № 22 ____________ Н.Ю. Бобылева от «29» мая 2019г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Агросад»
Возраст участников программы 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Воспитатель
Алексеева Оксана Владиславовна
Г. о. Балашиха, 2019
Пояснительная записка
Любовь родной стране начинается с любви к природе.
К. Паустовский
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Естественно-научный профиль программы - это новое направление, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.
Дополнительная общеразвивающая программа «Агросад» разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.),
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительств РФ от 24.04.2015г. № 729-р),
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008),
- Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4),
- Устав МАДОУ д/с № 22 утверждён19.04.2016г, приказ № 677.
Формирование учебных групп производится на добровольной основе. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок. Основными критериями результативности данной программы является участие воспитанников в конкурсах, викторинах, выставках.
Актуальность программы «Агросад» связана с тем, что книг по растениеводству, цветоводству и овощеводству-много, но они не адаптированы к пониманию их дошкольниками 6-7 лет. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении и вне, растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней. Это позволяет создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано, что Земля - наш общий дом, а человек – часть живого мира природы. Только при систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненные проявления в процессе игровой и практической деятельности ребёнка, в форме наглядных образов, открывается не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное.
Новизна данной программы в том, что она предполагает объединение биологического, психологического и художественного подхода в изучении растений, а также в использовании декоративно – прикладного творчества, способствующего поддержанию неослабевающего интереса в изучении их биологических особенностей.
Цель Программы: формирование экологически грамотной, творческой личности, посредством изучения комнатных растений, овощных и декоративных культур. Удовлетворить интерес детей к миру растений, привить любовь к природе, получить основы агрономического образования.
Задачи Программы:
Обучающие:
- дать знания, как и чем, питается растение;
- дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений;
- формировать у детей знания о многообразии видового состава растений;
- формировать умения и навыки фиксации своих наблюдений;
- учить изготавливать поделки «комнатные растения» из различного материала;
- учить оформлять цветочные горшки, грядки, клумбы разнообразными материалами.
- способствовать формированию у воспитанников ответственного отношения к миру растений;
- способствовать формированию базовых компетенций, творческой активности воспитанников. в благоприятном психологическом климате детского коллектива;
Развивающие:
- развитие интереса к естественным наукам;
- развивать любознательность, исследовательскую деятельность.
- развивать экспериментальные, практические умения и навыки в работе с растениями;
Воспитательные:
- воспитывать экологическую грамотность и художественно-эстетическое восприятие мира;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Методическое обеспечение программы.
Формы обучения. | Виды занятий |
Контрольно-диагностическая | - беседа - художественное слово |
Познавательно – досуговая деятельность | - экскурсии - дидактические игры - развлечения |
Нетрадиционные формы | - фитотерапия - дегустация - аромотерапия |
Субъективная и научно - исследовательская деятельность | - опыты |
Методы | Приемы |
1. Наглядный | - наглядно - зрительные |
- наглядно - слуховые - предметная наглядность | |
2. Информационно - рецептивный | - совместная деятельность педагога и ребенка |
3. Практический, исследовательский | - опыты - труд в природе |
4. Словесный | - беседа - рассказ - художественное слово |
Типы занятий: комбинированное, теоретическое, практическое, контрольное, экскурсии.
Особенностью организации образовательного процесса является то, что занятия строятся на идеях развивающего обучения: если воспитанник выполняет задание с дозированной помощью педагога или товарищей (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность ребенка, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии разноуровневого обучения. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа «Агросад» позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность | Количество занятий в год | |
в неделю | в месяц | |||
6-7 лет | 30 минут | 1 | 4 | 36 |
Количество детей - 10-15 человек
Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж работы в организации - 3 года и более, курсовая подготовка «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО».
Ожидаемые результаты:
В результате освоения воспитанниками данной образовательной программы предполагается достижение следующих целевых ориентиров:
Дети имеют представление:
* об экологии родного города;
* о охране природы;
Дети знают:
* Основную терминологию;
* Что такое почва;
* Агротехнику овощных культур;
* Полезных и вредных жителей огорода;
* Основные болезни овощных культур;
* Представителей живой природы, занесённых в Красную книгу;
* Сорные растения;
* Правила поведения в природе;
* Правила техники безопасности при работе с инвентарём.
Дети умеют:
* Проводить наблюдения за растениями;
* Проводить наблюдения за природными явлениями;
* Собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом.
* Правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
* Распознавать семена овощных и декоративных культур;
* Работать в группе, договариваться с партнёрами.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой образовательной деятельности предусмотрено проведение комбинированных занятий.
Результаты освоения программой «Агросад», содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, для реализации цели и задач данной программы. Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные: в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об агрономии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человека; в познавательной сфере – наличие углубленных представлений об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; формирование элементарных исследовательских умений; в трудовой сфере – владение навыками ухода за культурными и овощными растениями и на учебно-опытном участке.
Метапредметные: Освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей старшего возраста: формулирование с помощью воспитателя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, рисунков и т. д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные: Ребенок научится основам «сельскохозяйственной грамотности»; способности анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с агрономией, навыками безопасного обращения с растениями, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. формированию представлений о значении биологических наук в решении проблем защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Мониторинг образовательных результатов программы:
На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме собеседования, наблюдений) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения. Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился). Итоговый контроль по темам проходит в виде итоговых заданий. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Месяц |
| Сентябрь |
| Октябрь |
| Ноябрь |
| Декабрь |
| Январь |
| Февраль |
| Март |
| Апрель |
| Май |
Содержание учебного плана
№ | Тема | Цель |
1. | "Человек и природа" | Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о растениях и животных; |
2. | "Сезонные изменения в неживой природе" | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями |
3. | "Выставка -Урожай- 2019". | Изготовление поделок из овощных культур. Оформление выставки. |
4. | "Павлинский лес" | Экскурсия в Павлинский лес (осень, лето, зима, весна). Знакомство детей с разновидностью растительного мира. |
5. | "Солнце, воздух и вода..." | Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро". |
6. | "Знакомство детей с почвой" | Дать понять детям, что почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы. |
7. | "Грибное царство" | Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов. |
8. | "Лесничий - кто он такой?" | Встреча с лесником Павлинского леса. Знакомство с его работой. Я - помощник лесничего (заготовка трав и ягод для кормления птиц и животных зимой). |
9. | "Путешествие волшебной капли по растению" | Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы. |
10. | "Необходимость влаги для роста растений" | Дать детям понятие о необходимости влаги для роста растений на примере опыта с сухими и пророщенными семенами фасоли, луковицами в сухой банке и в банке с водой. |
11. | "Строение цветков" | Понятие цветок, его расположение на побеге. Строение цветка, описание его составных частей. Типы соцветий. |
12. | "Комнатные растения" | Познакомить детей с комнатными растениями и их разновидностями. Объяснить, почему комнатные растения не могут расти на клумбе. |
13. | "Уход за комнатными растениями" | Знакомство с особенностями содержания комнатных растений. Уточнить знания детей о приёмах ухода за растениями и их последовательности. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. |
14. | "Болезни комнатных растений" | Выяснение болезней и вредителей комнатных растений, способов борьбы с ними, расширение и упорядочение знаний о комнатных растениях. |
15. | "Почему листья зеленые?" | Провести опыт. Выработать умение самостоятельно работать с микроскопом, находить клетки и ее части, уметь сравнивать увиденное и зарисовывать. |
16. | "Зеленое чудо" | Знакомство детей с цветочными часами и растениями синоптиками. Знакомство с растениями, по которым можно определить время суток и предсказывающие погоду. |
17. | "Люблю тебя, родное Подмосковье" | Познакомить детей с растительностью Подмосковья, с красотой и богатством родного края. |
18. | "Красная книга" | Познакомить детей с "Красной книгой" Знакомство с растениями, внесенными в нее. "Красная книга" Подмосковья. |
19. | "Как растения зимуют" | Познакомить детей со способами приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признаки. |
20. | "Огород на подоконнике" | Посадка лука. |
21. | "Овощи" | Рассказать детям, откуда в Россию приехали овощи. Рассказать о разновидностях картофеля. |
22. | "Фасоль и ее секреты" | Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли". |
23. | "Сеньор-помидор" | "Сеньор-помидор" и его собратья. Познакомить детей с семьей томатов. |
24. | "Календарь огородника" | Знакомство с календарем огородника: сроки посева и посадки овощных и декоративных культур. Подготовка к новому сезону. |
25. | "Подготовка семян к посадке". | Воспитывать желание участвовать в совместном труде, стремление быть полезным, добиваться результата. Развивать желание ухаживать за растениями. Знакомить детей с агротехникой. |
26. | "Посев семян овощных культур". | Показать детям способы обработки семян овощных культур: проверка на всхожесть, сортировка, закаливание, обработка. |
27. | "Посев семян декоративных культур". | Показать детям способы обработки семян декоративных культур: проверка на всхожесть, сортировка, закаливание, обработка. |
28. | "Цветы в радость" | Экскурсия к цветочному магазину. Знакомство и наблюдение за работой оформителя букетов. Дизайнер - кто он такой? |
29. | "Полевые культуры" | Рассказать детям историю возникновения полевых культур: виды, места произрастания, агротехника, питательная ценность, применение полевых культур. |
30. | "Сельскохозяйственный инвентарь" | Познакомить детей с понятием «сельскохозяйственный инвентарь»-грабли, лопаты, вилы, лейки, носилки, совки, рыхлители. Способы применения: перекопка почвы, полив, рыхление, прополка. Хранение. |
31. | "Во саду ли, в огороде". | Расширять и уточнять знания о фруктах и овощах, формировать представления о труде овощеводов и садоводов; закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов. |
32. | "Сеем, веем" Работа на учебно-опытном участке. | Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде. Прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода на территории детского сада. Наблюдение за посадкой и всходами семян. |
33. | "Сорняки". | Учить различать сорные растения по внешнему виду; борьба с ними: прополка, рыхление. |
34. | "Основные приёмы ухода за растениями. Рыхление". | Познакомить детей с методом «Рыхление»- необходимый для разрушения почвенной корки, сохранения влаги, аэрации почвы, уничтожения всходов сорняков, повышения эффективности полива растений. |
35. | "Оформление альбома «Такие разные растения» " | Продолжать знакомить с разнообразием растений родного края, закрепить умение классифицировать растения по видам. |
36. | "Итоговое занятие" | Обобщить представления о значении природы в жизни людей; о растениях, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течении года. Формировать бережное отношение ко всему живому. Активизировать речь, обогащать словарь. |
Материально-техническое обеспечение программы «Агросад»
Вид | Тематика |
1. Картины | - Времена года - Сезонные изменения в природе - Живая природа - Труд людей в природе |
2. Плакаты | - лекарственные травы - ягоды - овощи и фрукты - грибы съедобные и несъедобные |
3. Дидактический материал к играм | - овощи и муляжи овощей - ягоды - комнатные растения |
- семена - зерна кофе | |
4. Дидактический материал для проведения опытов | - микроскоп - лупа - вода - цветные карандаши - бумага - вата - колбы - мензурки - краситель - стакан |
5. Лекарственные растения | - душица - мята - лимонник - шиповник |
6. Технические средства | - аудиокассета "Времена года" |
Список используемой литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., Изд. «Мозаика –синтез» Москва, 2014 год.
- Николаева С. Н. Программа «Юный эколог» [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. — С. 51–53.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду, Изд. «Мозаика – синтез» Москва, 2015 год.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2014.
- Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2015.
- Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 141-143.
- Лаврентьева, Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания / Н. Г. Лаврентьева. — Чита: ЗабГПУ, 2000.
- Декоративнолистные комнатные растения. – М.: АСТ: Астрель, Д28 2005. – 32 с.: ил.
- Николаевна С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
- Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Колос, 1997. – 320 с., ил.
- Тимирязев К.А. Жизнь растения. – государственное издательство Сельскохозяйственной Литературы – Москва, 1949. – 334с
- Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников: из опыта работы регионов России. / Под ред. М.В. Медведевой. – М.: ЗАО «Издательство Икар», 2008. – 240 с.
- Оконов М.М., Паршин В.А., Манджиева А.Н., Парсункова С.А. Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2013.
- Макаров И.П. Окультуривание почв: научные основы, опыт и направления, Москва, 2012.
- Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада и огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ . Классик.-М, 2015.
- Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.
- Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос, 1999.
- Л.В.Ковинько "Секреты природы - это так интересно"
- Андреев В.М. Наш огород.- М.: Мир книги, 2004.
Список используемой литературы для родителей:
- Владимир Орлов «ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ», сборник стихов.
- Танасийук Виктор Васильевич «Экология в картинках».
- Виталий Валентинович Бианки «Рассказы и сказки о природе».
Интернет-ресурсы:
- http://www.edu.ru/
- http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1
- https://moluch.ru/archive/128/35466/
- http://www.chtivo.ru
- http://potomy.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная запискаВ современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образо...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная запискаСовременный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьют...