Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агросад»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Оксана Владиславовна

Программа "Агросад" предполагает объединение биологического, психологического и художественного подхода в изучении растений, а также в использовании декоративно – прикладного творчества, способствующего поддержанию неослабевающего интереса у детей в изучении их биологических особенностей. Формирует экологически грамотную, творческую личность, посредством изучения комнатных растений, овощных и декоративных культур. Удовлетворяет интерес детей к миру растений, прививает любовь к природе, дает основы агрономического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_alekseevoy_o.v.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Павушка»

143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1

тел.: 8 498 785-75-75

E-mail:madou_ds22@mail.ru

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МАДОУ д/с № 22

протокол № 5

от «29» мая 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ д/с № 22

____________ Н.Ю. Бобылева

от «29» мая 2019г.

Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Агросад»

Возраст участников программы 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

         

 Автор – составитель:

            Воспитатель  

 Алексеева Оксана Владиславовна

Г. о. Балашиха, 2019

Пояснительная записка

Любовь родной стране начинается с любви к природе.

К. Паустовский

      Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Естественно-научный профиль программы - это новое направление, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.

Дополнительная общеразвивающая программа «Агросад» разработана в соответствии с:

  • «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.),
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительств РФ от 24.04.2015г. № 729-р),
  • «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), 
  • Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4),
  • Устав МАДОУ д/с № 22 утверждён19.04.2016г, приказ № 677.

Формирование учебных групп производится на добровольной основе. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок. Основными критериями результативности данной программы является участие воспитанников в конкурсах, викторинах, выставках. 

 Актуальность программы «Агросад» связана с тем, что книг по растениеводству, цветоводству и овощеводству-много, но они не адаптированы к пониманию их дошкольниками 6-7 лет. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении и вне, растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней. Это позволяет создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано, что Земля - наш общий дом, а человек – часть живого мира природы. Только при систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненные проявления в процессе игровой и практической деятельности ребёнка, в форме наглядных образов, открывается не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное.

Новизна данной программы в том, что она предполагает объединение биологического, психологического и художественного подхода в изучении растений, а также в использовании декоративно – прикладного творчества, способствующего поддержанию неослабевающего интереса в изучении их биологических особенностей.

Цель Программы: формирование экологически грамотной, творческой личности, посредством изучения комнатных растений, овощных и декоративных культур. Удовлетворить интерес детей к миру растений, привить любовь к природе, получить основы агрономического образования.

Задачи Программы:

Обучающие:  

  • дать знания, как и чем, питается растение;
  • дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений;
  • формировать у детей знания о многообразии видового состава растений;
  • формировать умения и навыки фиксации своих наблюдений;
  • учить изготавливать поделки «комнатные растения» из различного материала;
  • учить оформлять цветочные горшки, грядки, клумбы разнообразными материалами.
  • способствовать формированию у воспитанников ответственного отношения к миру растений;
  • способствовать формированию базовых компетенций, творческой активности воспитанников. в благоприятном психологическом климате детского коллектива;

Развивающие:

  • развитие интереса к естественным наукам;
  • развивать любознательность, исследовательскую деятельность.
  • развивать экспериментальные, практические умения и навыки в работе с растениями;

Воспитательные: 

  • воспитывать экологическую грамотность и художественно-эстетическое восприятие мира;
  • воспитание аккуратности в работе;
  • воспитывать ответственность, коммуникативные способности.

                       Методическое обеспечение программы. 

Формы обучения.

Виды занятий

Контрольно-диагностическая

  - беседа

  - художественное слово

Познавательно – досуговая деятельность

  - экскурсии

  - дидактические игры

  - развлечения

Нетрадиционные формы

  - фитотерапия

  - дегустация

  - аромотерапия

Субъективная и научно - исследовательская деятельность

  - опыты

 

                     Методы

Приемы

1. Наглядный

  - наглядно - зрительные

  - наглядно - слуховые

  - предметная наглядность

2. Информационно - рецептивный

  - совместная деятельность педагога     и ребенка

3. Практический, исследовательский

  - опыты

  - труд в природе

4. Словесный

  - беседа

  - рассказ

  - художественное слово

Типы занятий: комбинированное, теоретическое, практическое, контрольное, экскурсии.

Особенностью организации образовательного процесса является то, что занятия строятся на идеях развивающего обучения: если воспитанник выполняет задание с дозированной помощью педагога или товарищей (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность ребенка, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии разноуровневого обучения. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа «Агросад» позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возрастная группа

Продолжительность

занятия

Периодичность

Количество занятий в год

в неделю

в месяц

6-7 лет

30 минут

1

4

36

Количество детей - 10-15 человек

Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж работы в организации - 3 года и более, курсовая подготовка  «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО».

Ожидаемые результаты:

В результате освоения воспитанниками данной образовательной программы предполагается достижение следующих целевых ориентиров:

Дети имеют представление:

*​ об экологии родного города;

*​ ​ о охране природы;

Дети знают:

*​ Основную терминологию;

*​ Что такое почва;

*​ Агротехнику овощных культур;

* Полезных и вредных жителей огорода;

* Основные болезни овощных культур;

* Представителей живой природы, занесённых в Красную книгу;

* Сорные растения;

* Правила поведения в природе;

* Правила техники безопасности при работе с инвентарём.

Дети умеют:

*​ Проводить наблюдения за растениями;

* Проводить наблюдения за природными явлениями;

* Собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом.

* Правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;

* Распознавать семена овощных и декоративных культур;

* Работать в группе, договариваться с партнёрами.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой образовательной деятельности предусмотрено проведение комбинированных занятий.

Результаты освоения программой «Агросад», содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, для реализации цели и задач данной программы. Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные: в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об агрономии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человека; в познавательной сфере – наличие углубленных представлений об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; формирование элементарных исследовательских умений;  в трудовой сфере – владение навыками ухода за культурными и овощными растениями и на учебно-опытном участке.

Метапредметные: Освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей старшего возраста: формулирование с помощью воспитателя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, рисунков и т. д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

 Предметные: Ребенок научится основам «сельскохозяйственной грамотности»; способности анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с агрономией, навыками безопасного обращения с растениями, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. формированию представлений о значении биологических наук в решении проблем защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Мониторинг образовательных результатов программы:

На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме собеседования, наблюдений) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения. Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился). Итоговый контроль по темам проходит в виде итоговых заданий. Результаты контроля фиксируются в протоколах.

                               Календарно-тематическое планирование

                             Тема

Месяц

  1. "Человек и природа"
  2. "Земля – живая планета"
  3. "Выставка овощей «Урожай- 2019»".
  4. "Павлинский лес".

Сентябрь

  1. "Солнце, воздух и вода".
  2. "Знакомство детей с почвой"
  3. "Грибное царство".
  4. "Лесничий - кто он такой?"

Октябрь

  1. "Путешествие волшебной капли по растению".
  2.  "Необходимость влаги для роста растений".
  3. "Строение цветков"
  4. "Комнатные растения".

Ноябрь

  1. "Уход за комнатными растениями"
  2. "Болезни комнатных растений"
  3. "Почему листья зеленые?"
  4. "Зеленое чудо".

Декабрь

  1. "Люблю тебя, родное Подмосковье".
  2. "Красная Книга".
  3. "Как растения зимуют"
  4. "Огород на подоконнике".

Январь

  1. "Овощи".
  2. "Фасоль и ее секреты".
  3. "Сеньор-помидор".
  4. "Календарь огородника. "

Февраль

  1. "Подготовка семян к посадке".
  2. "Посев семян овощных культур".
  3. "Посев семян декоративных культур".
  4. "Цветы в радость".

Март

  1.  "Полевые культуры"
  2.  "Сельскохозяйственный инвентарь. "
  3.  "Во саду ли, в огороде".
  4.  "Сеем, веем" Работа на учебно-опытном участке.

Апрель

  1. "Сорняки. Закон пустоты".
  2.  "Основные приёмы ухода за растениями. Рыхление".
  3. "Оформление альбома «Такие разные растения» "
  4.  "Итоговое занятие"

Май

                                 Содержание учебного плана

 

         Тема

                                   Цель

1.

"Человек и природа"

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

2.

"Сезонные изменения в неживой природе"

Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями

3.

"Выставка -Урожай- 2019".

Изготовление поделок из овощных культур. Оформление выставки.

4.

"Павлинский лес"

Экскурсия в Павлинский лес (осень, лето, зима, весна). Знакомство детей с разновидностью растительного мира.

5.

"Солнце, воздух и вода..."

Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро".

6.

"Знакомство детей с почвой"

Дать понять детям, что почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

7.

"Грибное царство"

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов.

8.

"Лесничий - кто он такой?"

Встреча с лесником Павлинского леса. Знакомство с его работой. Я - помощник лесничего (заготовка трав и ягод для кормления птиц и животных зимой).

9.

"Путешествие волшебной капли по растению"

Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни

поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы.

10.

"Необходимость влаги для роста растений"

Дать детям понятие о необходимости влаги для роста растений на примере опыта с сухими и пророщенными семенами фасоли, луковицами в сухой банке и в банке с водой.

11.

"Строение цветков"

Понятие цветок, его расположение на побеге. Строение цветка, описание его составных частей. Типы соцветий.

12.

"Комнатные растения"

Познакомить детей с комнатными растениями и их разновидностями. Объяснить, почему комнатные растения не могут расти на клумбе.

13.

"Уход за комнатными растениями"

Знакомство с особенностями содержания комнатных растений. Уточнить знания детей о приёмах ухода за растениями и их последовательности. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

14.

"Болезни комнатных растений"

Выяснение болезней и вредителей комнатных растений, способов борьбы с ними, расширение и упорядочение знаний о комнатных растениях.

15.

"Почему листья зеленые?"

Провести опыт. Выработать умение самостоятельно работать с микроскопом, находить клетки и ее части, уметь сравнивать увиденное и зарисовывать.

16.

"Зеленое чудо"

Знакомство детей с цветочными часами и растениями синоптиками. Знакомство с растениями, по которым можно определить время суток и предсказывающие погоду.

17.

"Люблю тебя, родное Подмосковье"

Познакомить детей с растительностью Подмосковья, с красотой и богатством родного края.

18.

"Красная книга"

Познакомить детей с "Красной книгой" Знакомство с растениями, внесенными в нее. "Красная книга" Подмосковья.

19.

"Как растения зимуют"

Познакомить детей со способами приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признаки.

20.

"Огород на подоконнике"

Посадка лука.

21.

"Овощи"

Рассказать детям, откуда в Россию приехали овощи. Рассказать о разновидностях картофеля.

22.

"Фасоль и ее секреты"

Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли".

23.

"Сеньор-помидор"

"Сеньор-помидор" и его собратья. Познакомить детей с семьей томатов.

24.

"Календарь огородника"

Знакомство с календарем огородника: сроки посева и посадки овощных и декоративных культур. Подготовка к новому сезону.

25.

"Подготовка семян к посадке".

Воспитывать желание участвовать в совместном труде, стремление быть полезным, добиваться результата. Развивать желание ухаживать за растениями. Знакомить детей с агротехникой.

26.

"Посев семян овощных культур".

Показать детям способы обработки семян овощных культур: проверка на всхожесть, сортировка, закаливание, обработка.

27.

"Посев семян декоративных культур".

Показать детям способы обработки семян декоративных культур: проверка на всхожесть, сортировка, закаливание, обработка.

28.

"Цветы в радость"          

Экскурсия к цветочному магазину. Знакомство и наблюдение за работой оформителя букетов. Дизайнер - кто он такой?

29.

"Полевые культуры"

Рассказать детям историю возникновения полевых культур: виды, места произрастания, агротехника, питательная ценность,  применение полевых культур.

30.

"Сельскохозяйственный инвентарь"

Познакомить детей с понятием «сельскохозяйственный инвентарь»-грабли, лопаты, вилы, лейки, носилки, совки, рыхлители.  Способы применения: перекопка почвы, полив, рыхление, прополка. Хранение.

31.

"Во саду ли, в огороде".

Расширять и уточнять знания о фруктах и овощах, формировать представления о труде овощеводов и садоводов; закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.

32.

"Сеем, веем" Работа на учебно-опытном участке.

Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде. Прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода на территории детского сада. Наблюдение за посадкой и всходами семян. 

33.

"Сорняки".

Учить различать сорные растения по внешнему виду; борьба с ними: прополка, рыхление.

34.

"Основные приёмы ухода за растениями. Рыхление".

Познакомить детей с методом «Рыхление»- необходимый для разрушения почвенной корки, сохранения влаги, аэрации почвы, уничтожения всходов сорняков, повышения эффективности полива растений.

35.

"Оформление альбома «Такие разные растения» "

Продолжать знакомить с разнообразием растений родного края, закрепить умение классифицировать растения по видам.

36.

"Итоговое занятие"

Обобщить представления о значении природы в жизни людей; о растениях, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течении года. Формировать бережное отношение ко всему живому. Активизировать речь, обогащать словарь.

             Материально-техническое обеспечение программы «Агросад»

                           Вид

Тематика

1. Картины

  - Времена года

  - Сезонные изменения в природе

  - Живая природа

  - Труд людей в природе

2. Плакаты

  - лекарственные травы

  - ягоды

  - овощи и фрукты

  - грибы съедобные и несъедобные

3. Дидактический материал к играм

  - овощи и муляжи овощей

  - ягоды

  - комнатные растения

  - семена

  - зерна кофе

4. Дидактический материал для проведения опытов

  - микроскоп

  - лупа

  - вода

  - цветные карандаши

  - бумага

  - вата

  - колбы

  - мензурки

  - краситель

  - стакан

5. Лекарственные растения

  - душица

  - мята

  - лимонник

  - шиповник

6. Технические средства

  - аудиокассета "Времена года"

                                                     

Список используемой литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., Изд. «Мозаика –синтез» Москва, 2014 год.
  2. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог» [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. — С. 51–53.
  3. Соломенникова О.А.  Ознакомление с природой в детском саду, Изд. «Мозаика – синтез» Москва, 2015 год.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2014.
  5. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2015.
  6. Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 141-143.
  7. Лаврентьева, Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания / Н. Г. Лаврентьева. — Чита: ЗабГПУ, 2000.
  8. Декоративнолистные комнатные растения. – М.: АСТ: Астрель, Д28 2005. – 32 с.: ил.
  9. Николаевна С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
  10. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Колос, 1997. – 320 с., ил.
  11. Тимирязев К.А. Жизнь растения. – государственное издательство Сельскохозяйственной Литературы – Москва, 1949. – 334с
  12. Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников: из опыта работы регионов России. / Под ред. М.В. Медведевой. – М.: ЗАО «Издательство Икар», 2008. – 240 с.
  13. Оконов М.М., Паршин В.А., Манджиева А.Н., Парсункова С.А. Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2013.
  14. Макаров И.П. Окультуривание почв: научные основы, опыт и направления, Москва, 2012.
  15. Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада и   огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ . Классик.-М, 2015.
  16. Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.
  17. Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос, 1999.
  18. Л.В.Ковинько "Секреты природы - это так интересно"
  19. Андреев В.М. Наш огород.- М.: Мир книги, 2004.

Список используемой литературы для родителей:

  1. Владимир Орлов  «ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ», сборник стихов.
  2. Танасийук Виктор Васильевич «Экология в картинках».
  3. Виталий Валентинович Бианки «Рассказы и сказки о природе».

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/
  2. http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1
  3. https://moluch.ru/archive/128/35466/
  4. http://www.chtivo.ru
  5. http://potomy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная запискаВ современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образо...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная запискаСовременный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьют...