Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко (конспект занятия)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чурина Оксана Ивановна

Конспект познавательного занятия для старшей группы (5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_vsemu_golova.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Киселёвского городского округа детский сад № 13

Конспект познавательного занятия для старшей группы (5-6 лет)

«Рада скатерть хлебушку,

он на ней, как солнышко» 

Подготовила:

Чурина Оксана Ивановна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

 

Киселёвск

2017


Конспект занятия

Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей, воспитывать у детей уважение к людям, их труду (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу, обобщить и систематизировать знания детей о процессе выращивания и изготовления хлеба.

Реализация образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье, художественная литература, музыка, безопасность.

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

Форма занятия: путешествие.

Оборудование: наглядно-демонстрационный материал.

Музыкальное сопровождение: Шведская песенка «Отличные пшеничные» (пер. И. Токмаковой).

Ход:

Игровое действие: дети входят в зал или  группу под песню «Отличный пшеничные».

Воспитатель: ребята если отгадаете загадку, то узнаете, о  чем сегодня будем говорить.

Загадка:

Отгадать легко и быстро,

мягкий пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый.

Без него плохой обед

вкусней его на свете нет. (Хлеб)

- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб. (Мягкий, пышный, черный, белый, подгорелый).

– Верно. Молодцы! Хлеб - это продукт, который мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе.  

– А из чего делают хлеб? (Из муки).

– А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная).

– Какой хлеб получается из пшеничной муки? (Белый).

– А из ржаной (Темный). Раньше хлеб пекли только ржаной. Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка». Было время, когда кусочек ржаного хлеба стоял дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т.д.

– А сейчас мы с вами отправимся  в путешествие и узнаем, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Воспитатель показывает репродукцию картины «На поле» (Кустодиев).

– Куда мы попали? (На поле)

- Что мы видим (Трактор пашет землю)

– Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая и пушистая. Чтобы зёрнам было уютно, и они не оставались на поверхности.)

 – Землю вспахивают, а потом что делают? (С помощью машин-сеялок зёрна сажают в землю).

– А теперь представьте, что зёрна пригрело солнышко, полил дождь, и наши зёрна превратились в колосья.  

Склонила тяжёлую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я. Дягутите

- Наше путешествие продолжается,  и мы с вами попадаем на поле, где уже созрела пшеница.

(Воспитатель показывает иллюстрацию, где изображено поле и комбайн убирает пшеницу)

-Что изображено? (Поле, комбайн)

- Кто убирает зерно? (Комбайнеры)

–На поле много колосков, а мы с вами  рассмотрим один

(Иллюстрация колоска).

–Какой он? (Пузатый, колючий, много зёрнышек).

–А что делают с колосками? (Достают зёрна, молотят). Это делает специальная машина.

– А зачем зерна достают? (Из них делают муку, измельчают на специальных машинах).

– А что делают из муки? (Тесто и пекут хлеб).

– А как называют людей, которые пекут хлеб? (Хлебопеки).

- Ребята! Сейчас у людей очень  много помощников-машин. Но было время, когда машин не было. Давайте с вами представим, что мы попали в старину. Как раньше выращивали хлеб и что людям помогало. Наши предки славяне, как и в наше время, еще зимой начинают подготовку к будущему урожаю. Они делают специальные снегозадерживающие заграждения, чтобы ветер не выдувал снег с полей и пшеница не вымерзала. А еще древние славяне обращались к природе со специальными  словами - закличками. Послушайте одну из них.

Падай, падай, белый снег!

Хватит, хватит всем на всех,

Падай, падай на село,

На гусиное крыло

Поле белым накрывай,

Будет летом урожай.

(рус. нар. зимние потешки)

-Как только наступала весна, славяне плугом пахали землю и сеяли на неё зерна пшеницы или ржи. Зерна прорастали, тянулись к солнышку. А если лето было засушливым, то люди обращались к дождю.

Дождик, дождик, поливай.

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

И в амбар пшено катится.

(рус. нар. потешки)

- Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Они срезали колосья серпом. Посмотрим, как выглядит это орудие труда (Иллюстрация). Потом зерно попадало на мельницу, раньше эти мельницы были ветряными (Иллюстрация). Конечно сейчас у хлеборобов много помощников, но и в наше время труд хлебороба всегда в почете, т.к. это очень тяжелый, долгий и изнурительный труд.

– А теперь ребята давайте с вами немножко отдохнем.

Психогимнастика

-Представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (Присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли и стали колосками (Медленно поднимаем руки). Колоски тянутся к солнышку (Напрягаем руки, тянемся  на цепочки). Сильно солнышко припекло, завяли наши колоски (Расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище опустите па пол). Но вот полил дождик, ожили колоски и снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (Улыбнитесь друг другу, садитесь.)

- Как много муки из них получится, а самое главное, что из муки выпекают пышный хлеб.

- Ребята, а кто знает стихотворение о хлебе?  

Выступление детей:  

Хлеб ржаной, батон и булки.

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

                                                       Я. Аким

***

Вот лежит каравай.

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле!

                                                                Я. Дягутите

***

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

                                                                Я. Дягутите

- А теперь поиграем

Игра с мячом «Образование родственных слов к слову – хлеб».

-Назови хлеб ласково (Хлебушек)

- Крошки хлеба, какие (Хлебные)

- Прибор для руки как называется (Хлеборезка)

- Посуда для хлеба (Хлебница)

- Кто выращивает хлеб (Хлебороб)

- Назовите место, где выпекают хлеб (Хлебопекарня, хлебозавод)

- Как называются изделия из теста (Хлебобулочные изделия)

-Молодцы! Хорошо поиграли.

– Много труда нужно приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы должны относиться к хлебу? (Бережно).

 – Ребята, русский народ сложил много о хлебе пословиц и поговорок.

Хлеб-батюшка, водица матушка.

Будет хлеб, будет и обед.

Худой обед, коли  хлеба нет.

Хлеб край, так и под елью рай.

-Ребята, где можно купить хлеб? (В магазине).

 – Давайте пойдем в магазин.

(Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия).

– Какие изделия продаются в магазине? (Баранки, сухари, печенье, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный)

–Я думаю, что вы все любите их есть?

- Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу.

Игра «Узнай по вкусу»

Цель – определить вид хлеба по его вкусу.

Содержание. Нескольким детям (2-4 чел.) завязывают глаза и предлагают попробовать несколько кусочков хлеба. Необходимо по вкусу определить, какой это хлеб (ржаной, пшеничный  и т.д.).

- Итак, сегодня мы с вами побывали в путешествии, из которого узнали, сколько нужно применить сил, для того, чтобы в нашем доме, всегда был пышный и мягкий хлеб. И я думаю, что каждый из вас будет очень бережно относиться к хлебу.

Литература

1. Волчкова В.Н, Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. – М.: Учитель, 2010. – 267 с.

2. Горькова Г.Л., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: Учитель, 2008. – 176 с.

3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – М.: ОЛМА-пресс, 2001. – 154 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко".

«Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко».Цели: Расширять знание о хлебе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Закреплять знания о хлебе в пословицах и по...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе «Рада скатерть хлебушку,он на ней как солнышко»

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира»  на тему: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» разработан д...

«Солнышко». Конспект занятия по пластилинографии в младшей группе

Занятие по пластилинографии в младшей группе.Цель:способствовать эстетическому развитию детей 3 – 4 летЗадачи:1. Знакомить детей с техникой пластилинографии.2. Учить детей создавать изображение приемо...

Кратковременный проект «Рада скатерть хлебушку»

Кратковременный проект «Рада скатерть хлебушку»(продолжительность проекта 15 дней)старшая группаЦель: Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старше...

«В гости к солнышку» Конспект занятия по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей группе

Создание положительного эмоционального настроя детей, через здоровьесберегающие технологии....

Конспект занятия по рисованию в ясельной группе «Солнышко». Конспект занятия в ясельной группе

Конспект занятия по рисованию в ясельной группе              «Солнышко».Конспект занятия в ясельной группеЦель: развивать у...