Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко (конспект занятия)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательного занятия для старшей группы (5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Киселёвского городского округа детский сад № 13
Конспект познавательного занятия для старшей группы (5-6 лет)
«Рада скатерть хлебушку,
он на ней, как солнышко»
Подготовила:
Чурина Оксана Ивановна,
Воспитатель высшей квалификационной категории
Киселёвск
2017
Конспект занятияПрограммное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей, воспитывать у детей уважение к людям, их труду (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу, обобщить и систематизировать знания детей о процессе выращивания и изготовления хлеба.
Реализация образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье, художественная литература, музыка, безопасность.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Форма занятия: путешествие.
Оборудование: наглядно-демонстрационный материал.
Музыкальное сопровождение: Шведская песенка «Отличные пшеничные» (пер. И. Токмаковой).
Ход:
Игровое действие: дети входят в зал или группу под песню «Отличный пшеничные».
Воспитатель: ребята если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
Загадка:
Отгадать легко и быстро,
мягкий пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый.
Без него плохой обед
вкусней его на свете нет. (Хлеб)
- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб. (Мягкий, пышный, черный, белый, подгорелый).
– Верно. Молодцы! Хлеб - это продукт, который мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе.
– А из чего делают хлеб? (Из муки).
– А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная).
– Какой хлеб получается из пшеничной муки? (Белый).
– А из ржаной (Темный). Раньше хлеб пекли только ржаной. Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка». Было время, когда кусочек ржаного хлеба стоял дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т.д.
– А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Воспитатель показывает репродукцию картины «На поле» (Кустодиев).
– Куда мы попали? (На поле)
- Что мы видим (Трактор пашет землю)
– Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая и пушистая. Чтобы зёрнам было уютно, и они не оставались на поверхности.)
– Землю вспахивают, а потом что делают? (С помощью машин-сеялок зёрна сажают в землю).
– А теперь представьте, что зёрна пригрело солнышко, полил дождь, и наши зёрна превратились в колосья.
Склонила тяжёлую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Я. Дягутите
- Наше путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на поле, где уже созрела пшеница.
(Воспитатель показывает иллюстрацию, где изображено поле и комбайн убирает пшеницу)
-Что изображено? (Поле, комбайн)
- Кто убирает зерно? (Комбайнеры)
–На поле много колосков, а мы с вами рассмотрим один
(Иллюстрация колоска).
–Какой он? (Пузатый, колючий, много зёрнышек).
–А что делают с колосками? (Достают зёрна, молотят). Это делает специальная машина.
– А зачем зерна достают? (Из них делают муку, измельчают на специальных машинах).
– А что делают из муки? (Тесто и пекут хлеб).
– А как называют людей, которые пекут хлеб? (Хлебопеки).
- Ребята! Сейчас у людей очень много помощников-машин. Но было время, когда машин не было. Давайте с вами представим, что мы попали в старину. Как раньше выращивали хлеб и что людям помогало. Наши предки славяне, как и в наше время, еще зимой начинают подготовку к будущему урожаю. Они делают специальные снегозадерживающие заграждения, чтобы ветер не выдувал снег с полей и пшеница не вымерзала. А еще древние славяне обращались к природе со специальными словами - закличками. Послушайте одну из них.
Падай, падай, белый снег!
Хватит, хватит всем на всех,
Падай, падай на село,
На гусиное крыло
Поле белым накрывай,
Будет летом урожай.
(рус. нар. зимние потешки)
-Как только наступала весна, славяне плугом пахали землю и сеяли на неё зерна пшеницы или ржи. Зерна прорастали, тянулись к солнышку. А если лето было засушливым, то люди обращались к дождю.
Дождик, дождик, поливай.
Будет славный урожай.
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катится.
(рус. нар. потешки)
- Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Они срезали колосья серпом. Посмотрим, как выглядит это орудие труда (Иллюстрация). Потом зерно попадало на мельницу, раньше эти мельницы были ветряными (Иллюстрация). Конечно сейчас у хлеборобов много помощников, но и в наше время труд хлебороба всегда в почете, т.к. это очень тяжелый, долгий и изнурительный труд.
– А теперь ребята давайте с вами немножко отдохнем.
Психогимнастика
-Представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (Присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли и стали колосками (Медленно поднимаем руки). Колоски тянутся к солнышку (Напрягаем руки, тянемся на цепочки). Сильно солнышко припекло, завяли наши колоски (Расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище опустите па пол). Но вот полил дождик, ожили колоски и снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (Улыбнитесь друг другу, садитесь.)
- Как много муки из них получится, а самое главное, что из муки выпекают пышный хлеб.
- Ребята, а кто знает стихотворение о хлебе?
Выступление детей:
Хлеб ржаной, батон и булки.
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
***
Вот лежит каравай.
У меня на столе.
Черный хлеб на столе –
Нет вкусней на земле!
Я. Дягутите
***
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
Я. Дягутите
- А теперь поиграем
Игра с мячом «Образование родственных слов к слову – хлеб».
-Назови хлеб ласково (Хлебушек)
- Крошки хлеба, какие (Хлебные)
- Прибор для руки как называется (Хлеборезка)
- Посуда для хлеба (Хлебница)
- Кто выращивает хлеб (Хлебороб)
- Назовите место, где выпекают хлеб (Хлебопекарня, хлебозавод)
- Как называются изделия из теста (Хлебобулочные изделия)
-Молодцы! Хорошо поиграли.
– Много труда нужно приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы должны относиться к хлебу? (Бережно).
– Ребята, русский народ сложил много о хлебе пословиц и поговорок.
Хлеб-батюшка, водица матушка.
Будет хлеб, будет и обед.
Худой обед, коли хлеба нет.
Хлеб край, так и под елью рай.
-Ребята, где можно купить хлеб? (В магазине).
– Давайте пойдем в магазин.
(Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия).
– Какие изделия продаются в магазине? (Баранки, сухари, печенье, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный)
–Я думаю, что вы все любите их есть?
- Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу.
Игра «Узнай по вкусу»
Цель – определить вид хлеба по его вкусу.
Содержание. Нескольким детям (2-4 чел.) завязывают глаза и предлагают попробовать несколько кусочков хлеба. Необходимо по вкусу определить, какой это хлеб (ржаной, пшеничный и т.д.).
- Итак, сегодня мы с вами побывали в путешествии, из которого узнали, сколько нужно применить сил, для того, чтобы в нашем доме, всегда был пышный и мягкий хлеб. И я думаю, что каждый из вас будет очень бережно относиться к хлебу.
Литература
1. Волчкова В.Н, Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. – М.: Учитель, 2010. – 267 с.
2. Горькова Г.Л., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: Учитель, 2008. – 176 с.
3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – М.: ОЛМА-пресс, 2001. – 154 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко".
«Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко».Цели: Расширять знание о хлебе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Закреплять знания о хлебе в пословицах и по...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе «Рада скатерть хлебушку,он на ней как солнышко»
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» разработан д...
«Солнышко». Конспект занятия по пластилинографии в младшей группе
Занятие по пластилинографии в младшей группе.Цель:способствовать эстетическому развитию детей 3 – 4 летЗадачи:1. Знакомить детей с техникой пластилинографии.2. Учить детей создавать изображение приемо...
Кратковременный проект «Рада скатерть хлебушку»
Кратковременный проект «Рада скатерть хлебушку»(продолжительность проекта 15 дней)старшая группаЦель: Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старше...
«В гости к солнышку» Конспект занятия по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей группе
Создание положительного эмоционального настроя детей, через здоровьесберегающие технологии....
Конспект занятия по рисованию в ясельной группе «Солнышко». Конспект занятия в ясельной группе
Конспект занятия по рисованию в ясельной группе «Солнышко».Конспект занятия в ясельной группеЦель: развивать у...