Познавательно-исследовательский проект "Наш огород"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «Надежда» городского округа Ступино
Познавательно-исследовательский проект
«Наш огород»
для детей старшей группы
Составил: Воробьева О.С.
г. Ступино
2019 г.
Актуальность проекта:
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создали мини - огород, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.
Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, петрушки, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов.
Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.
Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива.
И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Задачи проекта:
- приобщать детей к трудовой деятельности;
- учить детей ухаживать за растениями;
- развивать познавательные и творческие способности;
- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Время реализации проекта: с 03.03.2019 г. по 29.08.2019г.
Предполагаемый результат проекта:
• Знания о строении растений, способах ухода за овощами;
• Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
• Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
• Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности;
• Формирование социокультурных, личностных компетенций.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Вводный этап:
- Вовлечение детей в обсуждение темы «Наш огород».
- Сбор методического материала по теме проекта.
- Постановка задач.
- Составление перспективного плана работы над проектом.
- Перспективный план реализации проект «Наш огород».
- Привлечь детей к процессу, выращивания, уходу и охране овощей.
- Предварительная работа с родителями и детьми:
- беседы об условиях роста растений;
- изучение строения растений;
- проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках);
-проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде;
- наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках).
Практический этап
- Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
- Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
- Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
- Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
- Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.
Заключительный этап
Подведение итогов.
Анализ результативности.
Итоговая беседа.
Выставка поделок.
Планирование мероприятий.
Этапы:
Подготовительный этап
- Проведение опроса среди детей «Что такое огород?».
- Сбор и систематизация информации по теме «Наш огород».
- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
- Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
- Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Наш огород».
Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие.
Создание игровых ситуаций:
Дидактические игры:
«Узнай на ощупь»
«Чудесный мешочек»
«Узнай на вкус»
«Вершки и корешки»
«Приготовь салат».
Познавательное и речевое развитие:
Беседы с родителями об участии в проекте
Беседы с детьми:
«Человек и растение»
«Значение овощей в жизни человека»
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка «Вершки и корешки»,
Белорусская сказка «Пых»
Украинская сказка «Колосок»
Пословицы и поговорки
«Без капусты щи не густы»
«Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»
«Щей поел – словно шубу надел»
«Огород – для семьи доход»
Загадки про овощи:
- В форме капли, цвета сливы,
Овощ вкусный и красивый.
(Баклажан)
- Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее.
(морковка).
- Это овощ, а не куст.
В слове этом сочный хруст.
Если очень любишь щи,
Этот овощ в них ищи.
(Капуста)
- Вся украшена цветами,
На нее взгляните сами.
Эти белые соцветья
В сухарях обжарим детям.
(Цветная капуста)
- Он похож на светофор:
Красный, желтый иль зеленый.
Всем известен с давних пор
Фаршированный, соленый.
Ты в салат его клади
И в приправы добавляй.
Ты без дела не сиди,
Овощ этот называй.
(Перец)
- Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется.
(Огурец).
Наблюдение за:
- Ростом и развитием растений;
- Строением растений;
- Движением растений за солнцем в течении дня;
- Составом почвы.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Условия, необходимые для жизни растений»
«Размножение, рост, развитие растений»
«Сравнение плодов разных культур».
Трудовая деятельность:
Освобождение грядок от старой травы, рыхление земли, полив растений, прополка.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование, аппликация, поделки.
Физическое развитие:
Подвижные игры и игровые упражнения:
«Съедобное - несъедобное»
«Найди пару»
«Огуречик-огуречик».
Результаты реализации проекта:
Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, цветы.
Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.
Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками, и с взрослыми.
Участие детей в экологическом проекте «Наш огород» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности.
Проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитал в детях бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыл возможность формирования собственного жизненного опыта.
Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
6. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Чудо огород"
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....
Познавательно-исследовательский проект "Веселый огород"
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях в условиях Крайнего Севера, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности че...
Познавательно-исследовательский проект "Вырастим огород на окне"
Цель проекта:Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работы. Познавательно-исследовате...
Познавательно – исследовательский проект «ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД "
В проекте рассматриваются следующие проблемы:Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений.О пользе чеснока детям.Пос...
Познавательно – исследовательская деятельность Тема: Огород на подоконнике
Детям очень интересно знать о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Для этого в нашей группе мы расположили мини-огород на подоконнике.Выращивание растений в помещениях полезно...
Краткосрочный познавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»
Краткосрочныйпознавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»...
Познавательно-исследовательский проект«ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД»
Цель – создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.Проектная идея – создать в группе детского сада огород на подоконнике.Задачи:•Обобщить и ...