Проект "Изучаем профессии"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воскресенская Светлана Александровна

В  проекте представлен системный подход по ознакомлению дошкольников с профессиями.  Разработан дидактический  материал, подобраны разные виды игр, проблемных ситуаций, художественные произведения с последующим обсуждением.                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izuchaem_professii.docx109.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

Проект

 Составители:

                                                                      Воскресенская С.А., Палочкина Е.В.,

Алексеева Е.А, Карасева А.В.,

Куканова Е.В., Позднякова М.А.

Рыбинский муниципальный район

2018

Аннотация

В  проекте представлен системный подход по ознакомлению дошкольников с профессиями.  Разработан дидактический  материал, подобраны разные виды игр, проблемных ситуаций, художественные произведения с последующим обсуждением.                      

Введение

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители? » - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.

Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.

Ознакомление детей с трудом взрослых в данном проекте осуществляется через знакомство со сказками Владимира Григорьевича Сутеева. Не смотря на то, что В. Сутеев  писал для самых маленьких, он  решал в своих произведениях глубокие этические  проблемы. Главные герои сказок –  как животные, так и люди – думают, разговаривают, переживают, совершают поступки.  Через эти образы писатель знакомит детей  с миром взрослых людей,  а мы решили использовать его произведения, чтобы ввести детей-дошкольников в мир профессий, используя нравственный потенциал произведений.

Цель:

Сформировать  у детей дошкольного возраста представления о профессиях взрослых.

Задачи:  

2 младшая группа

формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

 учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

 обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.

Средняя группа

формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; - формировать первичные представления о мотивах труда людей;

формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

 учить сравнивать профессии;

 учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.

формировать уважения к труду взрослых разных профессий.

поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.

Старшая группа

расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

 расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

развивать коммуникативные навыки;

развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.

.

Подготовительная группа

расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества

 расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах  помощниках человека;

формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;

обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «профессионал»,  названий профессий;

создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей;

воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно

В работе с родителями:

2.1. Актуализировать перед родителями  значимость вопроса ранней профориентации детей.

2.3. Организовать сотрудничество  родителей и  детей по ознакомлению  с профессиями

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта:  3 месяца

Тип проекта: среднесрочный 

Этапы  реализации проекта

1 этап – Подготовительный (разработка схемы реализации проекта в возрастных группах ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта).

2 этап - Практический (реализация проекта)

3 этап – Заключительный (подведение итогов, результаты деятельности в процессе реализации проекта).

Схема реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

• Постановка цели и задач.

• Подбор и изучение дополнительной методической литературы, разработка содержания проекта.

• Подбор художественной литературы для детей

• Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности

• Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике

• Разработка схем-реализации сюжетно-ролевых игр, а так же организованной образовательной деятельности по данной тематике.

2 этап – Практический (основной)

• Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.

• Знакомство с детской художественной литературой о

• Беседа с детьми о профессиях родителей.

.

• Разучивание стихов и чтение художественной литературы о профессиях.

• Дидактические игры

• Сюжетно-ролевые игры

• Просмотр  мультфильмов 

• Отгадывание загадок по теме проекта

• Художественное творчество в свободное время по теме проекта 

• Экскурсии в ДОУ 

• Оформление выставок, альбомов

• Пальчиковые игры по теме

•Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.

Работа с родителями

• Организация информационных стендов в родительском уголке по теме проекта

• Привлечение к оформлению книги «Кем работают наши родители»

3 этап – Заключительный

• Выставка детских работ 

• Создание детских альбомов

     • Выставка  «Профессии наших родителей», "Все работы хороши, выбирай на вкус"

• Организация открытой сюжетно-ролевой игры в возрастных группах ДОУ.

Каждая возрастная группа разрабатывает свою схему-реализации проекта  с учётом ФГОС ДО и  возрастных и индивидуальных особенностей детей. (Приложение 1)

Предполагаемый результат:

2 младшая группа

У детей расширены знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

Понимание детьми значимости этих профессий

 Использование полученных знаний в  сюжетно-ролевых играх

Средняя группа

Знание детьми информации о профессиях

Понимание детьми значимости этих профессий;

Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;

Проявление признательности и уважения к труду взрослых;

Старшая группа

Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;

Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;

Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Проявляю уважение к труду взрослых

Подготовительная группа

 Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;

У детей сформированы  знания  о различных профессиях и их особенностях.
Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.

Сформированы понятия о значимости родителей в жизни общества.

Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей.

 Во всех  группах  пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

Оценка результатов.

Уровень сформированности знаний о профессиях у  младших дошкольников будет отслеживаться  путем наблюдения в свободной деятельности, сюжетно-ролевых играх, познавательной деятельности.

Для изучения уровня информированности детей старшего дошкольного возраста  о труде взрослых можно  использовать опросник на основе диагностики Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик. (Приложение 2)

Управление и обеспечение проекта

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате зон по нравственно-патриотическому воспитанию, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видеооборудование.

Кадровое:

- Воспитатели.

Приложение 2

Серия №1.Опрос проводится в свободное от занятий время. Индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Кто работает в больнице?

2. Кто работает в магазине?

3. Кто работает на почте?

4.Что делает воспитатель?

5. Что делает лесник?

6. Что делает архитектор?

7. Что делает адвокат?

8. Что делает артист?

9. Что нужно для работы моряку?

10. Что нужно для работы врачу?

11. Что нужно для работы плотнику?

12. Что нужно для работы швее?

13. Что нужно для работы продавцу?

14. Где бы ты хотел работать?

15.Почему ты выбрал эту профессию?

16. Зачем нужен труд лесника?

17. Зачем нужен труд врача?

18. Зачем нужен труд моряка?

19. Зачем нужен труд архитектора?

20. Зачем нужен труд врача?

Серия №2. Рассказ детей по картинкам. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда. Дети самостоятельно выбирают картинку и рассказывают о месте работы человека этой профессии, о его трудовых действий, орудий труда и общую значимость труда.

Характеристика оценки ответов детей .

Характеристика оценки ответов детей

3 балла

Ребенок дает правильный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача, библиотекаря; орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

2 балла

Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

1балла  

Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.


Список литературы

1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,

2005. – 64с.

2.  Буре,  Р.  С.  Дошкольник  и  труд.  Теория  и  методика  трудового

воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] /  Р. С.

Буре.  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.

3.  Знакомство  дошкольников  с  профессиональной  деятельностью

взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-

методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.

5. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы

с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л.

6. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М.

Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

7. Сборник сказок  В. Сутеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...