"Осеннее волшебство"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кордесова Елена Вадимовна

Государственное

Бюджетное Общеобразовательное

Учреждение Школа № 2101

Долгосрочный познавательный проект с детьми старшей группы на тему: «Осеннее волшебство»

 

Тип проекта:

  • Обучающий
  • Творческий
  • Игровой

Продолжительность проекта:

  • Долгосрочный

Участники проекта:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • углубить представления об изменениях в природе  осенью;
  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
  • Мотив:
  • Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
  • Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
  • - Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа –это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой –это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления –знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней –важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап
  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов НОД;
  • подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  1. Основной этап
  1. Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

- за изменениями природы осенью (солнце, небо, сила ветра, осенний дождь)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Ситуативная беседа:

«Почему заяц меняет окрас?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

  1. Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме.
  1. Соцаильно - коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».

  1. Физическое развитие

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования:

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу)

  1. Художественно – эстетическое развитие

Аппликация:

  • Осенние деревья

Рисование:

  • Ветка рябины
  • Дары осени

Лепка:

  • Грибочки
  • Фрукты и овощи

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
  • Подготовить поделки на осеннюю тему
  1. Заключительный этап
  • Проведение праздника осени

Ожидаемые результаты:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики и придумывания детьми литературных произведений собственного сочинения;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

 

Продукт проектной деятельности.

• Выставка поделок из природного материала «Осенние подарки»

• Праздник осени.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.

Образовательные области. Виды детской деятельности.

Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Труд Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Беседы с использованием презентаций:

  1. «Осень дивная пора».

Цель:

  1. Золотая осень»

Цель: Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе; закрепить знания об осени.

  1. «Приметы осени»

Цель:

Календарное планирование проектной деятельности:

  1. НОД Познание

Тема: «Осень»

Цель: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.

  1. НОД Рисование

Тема: «Золотая осень»

Цель: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени;

закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета.

  1. НОД Аппликация

Тема: «Осенний листопад»

Цель: расширить и обобщить знания детей о характерных особенностях осенних деревьев, познакомить с понятием «листопад».

Подвижные игры:

  1. «Ветер - ветерок»
  2. «Дождь»
  3. « Улетайте, птицы»
  4. « Собираем яблоки»
  5. « Сорви осенний цветок»
  6. «Ветер и листочки»

Сюжетно – ролевые игры:

  1.  «Поездка в лес за грибами»

Задачи: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Закреплять название съедобных и не съедобных грибов и ягод.

  1. «Перелетные птицы.

Появление птенчиков в гнезде»

Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. «Путешествие в осенний лес»

Цели:

Формирование экологической культуры детей, через игровые технологии в виде сюжетно-ролевой игры.

Познание Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия в осенний парк.

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Коммуникация Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги, «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Музыкальная сказка «Репка»

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник Осенние фантазии». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осениОсенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Осеннее волшебство».

3-й этап – заключительный.

• Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени.

• Поощрение участников выставки «Осенние подарки»

• Подведение итогов проекта.


Итог:

  1. Осенний утренник: «Осеннее волшебство»

Выводы по проекту:

  1.  В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
  2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
  3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Приложение 1

Подвижные игры

«Ветер - ветерок».

Цель: закреплять умение ходить и бегать по кругу, бегать с увертыванием.

Ход игры:

Ветер в парке листья кружит , Дети бегут по кругу, руки на поясе.

В центре круга стоит ребенок «ветер».

В небе кружит, кружит в лужах, Кружатся на месте.

Их бросает нам под ножки, Опять бегут по кругу.

Нам под ножки, на дорожки.

Ну-ка, ветер- ветерок,

Запятнай скорей листок! Разбегаются после слова «листок».

«Ветер» пытается запятнать как можно

больше листиков.

 

«Дождь».

Цель: закреплять умение детей двигаться поскоками по кругу, быстро реагировать на сигнал, уварачиваться от водящего.

Ход игры:

Дождь по лужам звонко скачет, Дети двигаются поскоками по кругу,

руки на поясе.

Целый день сегодня плачет, В центре круга стоит ребенок « Дождь»

Наклонил цветы и травы, встают лицом вкруг, выполняют

наклоны вперед.

Стали полными канавы , Поднимают руки, тянутся в верх.

Намочил он всех подряд,

Ну-ка, дождь, пятнай ребят! На слово «ребят»разбегаются, Дождь

старается запятнать как можно

больше детей.

 

« Улетайте, птицы».

Цель: закреплять умение бегать в рассыпную, с увертыванием; быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: маска-шапочка коршуна.

Ход игры:

В небе синем птичьи стаи, Дети свободно двигаются по площадке,

Птицы вольные летают. изображая полет птиц .В центре на

Черный коршун вдруг летит, корточках сидит « коршун».

Клюв как лезвие блестит. После слов « не попадайте» коршун

Быстро, птицы, улетайте, начинает ловить детей.

В этот клюв не попадайте!

 

« Собираем яблоки».

Цель: развивать внимание, координацию и четкость движений.

Оборудование: ведерки на подгруппу, мячи небольшого диаметра, 4 флажка.

Ход игры: в игре должно участвовать четное количество игроков .Дети делятся на две подгруппы, одни держат в руках ведерки и стараются поймать в них мячик, другие кидают мячик с расстояния 4 метра.

 

«Ветер и листочки».

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, бегать в разных направлениях не наталкиваться друг на друга

Оборудование: осенние листочки с разных деревьев, легкий шарф.

Ход игры: детям дается задание найти по два самых красивых листочка.

Наступила осень, Дети приседают

С деревьев опадают листья.

Подул слабый ветерок, Дети кружатся.

Закружил листочки.

Поиграл с листочками и затих. Дети приседают.

Подул сильный ветер. Дети с листочками разбегаются

И полетели листочки в разные стороны, кружатся,

В разные стороны. Выполняют прыжки с поворотами.

 

Приложение 2

Дидактические игры

 

Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

 

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

разложить листья на своё дерево

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

 

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.

 

Дидактическая игра. ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

 

Дидактическая игра «Какой овощ пропустили?»

 

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

 

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

 

Ход игры: Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

 

Приложение 3

Беседа «Осень»

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Ход.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Сегодня, дети, мы поговорим о золотой осени.

Воспитатель. Какие осенние месяцы вы знаете? ответы детей

Сейчас я предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в осенний лес. Сейчас мы пройдёмся по лесным дорожкам и послушаем как шуршат листья под ногами. (Включается звукозапись-шуршание листьев).

Воспитатель. Почему сейчас в лесу далеко видно?

Воспитатель. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на голые деревья, засохшую траву? (Ответы детей).

Воспитатель. Много стихотворений написали поэты про осень. Я хочу вам прочитать рассказ про осень. А написал этот сказочный рассказ Г. А. Скребицкий. (Чтение рассказа Г. А. Скребицкого «Осень).

Воспитатель. Куда отправилась художник осень?

Воспитатель. Чем осень покрыла берёзы и клёны?.

Воспитатель. А листья осинок?

Воспитатель. Каким стал осинник?

Воспитатель. Во что подумала осень одеть дуб?

Воспитатель. Как разукрасила осень кусты и деревья?

Воспитатель. Что осень сделала с соснами и елями?

В.:Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.

- Солнце “какое?” осеннее и т. д.

Итог: Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?

- А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?

- А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?

- Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.

 

Приложение 4

 

Сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Осеннее волшебство»

Автор: Кордесова Е.В

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору.

Задачи:

- расширять знания детей о русских народных традициях;

- развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей;

- знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества:

песнями, потешками, прибаутками, народными играми;

- побуждать детей к активному участию в инсценировках;

- приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со

 сверстниками;

- воспитывать уважение к прошлому своего народа.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.

Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели (ведущий, скоморохи, медведь, цыган, цыганка, корова).

Предварительная работа:

- подбор музыкального репертуара;

- разучивание стихов, танцев («Кадриль», «Музыкальный оркестр», «Матрешечки»,  хоровод «Березонька»);

- разучивание песен ( «Семечки»);

- работа над инсценировкой сказки С.Михалкова «Как мужик корову продавал»;

- русские народные игры «Ручеек»

Декорации: зал оформлен в русском народном стиле.

Место проведения: музыкальный зал.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы, музыкальные инструменты (трещётки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки), коромысла, ведра, колодец, самовар, музыкальный центр, диски с музыкой, столы, скатерти, глиняные горшки, березка, лошадки на палочках, зонтики.

Ход развлечения:

Вход:   садятся на лавочки

1 Скоморох: Позабудь про грустный вздох, прочь печаль отброшена.

Если рядом скоморох — будут скоморошины!

2 Скоморох: Сообщим, пока не поздно, мы условие одно:

Сегодня быть серьезными у нас запрещено!

1 Скоморох: А также запрещается здесь хныкать и хандрить,

И строго воспрещается зевать, пищать и ныть!

2 Скоморох: Не теряйте ни минутки, смейтесь весело, до слез.

В каждый шутке — доля шутки, остальная часть - всерьез!

1 Скоморох: Фома, кажется, музыка играет.

2 Скоморох: Это соседский Трезор лает.

1 Скоморох: Да нет, ты прислушайся хорошенько.

2 Скоморох: Это пес-Барбос завывает маленько.

1 Скоморох: Да нет, кто-то разводит меха.

2 Скоморох: Это Иван потрошит петуха.

(Музыка звучит громче)

1 Скоморох: Ну а сейчас, что скажешь?

2 Скоморох: Коль споешь, так меня уважишь.

(Исполняется песня «На ярмарку») - скоморохи

(На мелодию русской народной песни «Во кузнице»)

1.На я, на ярмарку (2 раза)

Как на ярмарку народу собралось. (2раза)

Дети-продовцы 6 группа

1 ребёнок: Внимание! Внимание! Ярмарка открывается, народ собирается.

2 ребёнок: Все спешите! На ярмарку заходите,

Глаза протрите, да что-нибудь купите!

(Дети садятся на места. Двое из детей подходят к столу с ложками(бумажные ложки))

1 ребенок: Да-а, товару хватит всякого, на Семена, Дарью, Якова.

2 ребенок: Смотри-ка, ложки расписные – маленькие и большие!

Красота и внешний вид вызывают аппетит!

Продавец(ребёнок): Ложки наши хоть куда, ими можно без труда

 Кашу есть и по лбу бить, продадим вам, так и быть!

Покупатель(ребёнок): Мы возьмем желанные ложки деревянные.

И сыграем мы сейчас пляску русскую для вас.

(Музыкальный оркестр)

1 Скоморох: Коль на ярмарку пришли, так гуляйте!

Неразменные рубли разменяйте!

2 Скоморох: Вот вёдра, а вот коромысло, чтоб воду носить легко и быстро!

Девочка: Вот вам рубль за ведра и два за коромысло.

Нам надо принести водицы, чтоб чайку напиться.

Игра «Ручеек»

1 ребенок: Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!

 

2 ребенок: Что ж, мальчишки, вы сидите? Аль играть вы не хотите?

1 ребенок: Собрались мы позабавиться да потешиться.

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Песня «Семечки»

1 ребенок: Что у вас здесь, покажите, про товар свой расскажите.

Продавец(ребёнок): Наши матрешки – загляденье, всем гостям на удивление.

Только их поставишь в ряд – будут петь семь дней подряд!

2 Скоморох: Пыль клубится по дорожке, в пляс пошли наши матрешки!

Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку.

Мы немножко посидим да на девчонок поглядим.

(Танец «Матрешечки»). Группа №4

2 скоморох(под музыку): Прялку продам, веретёнышко продам!

Гармонь куплю, плясать пойду!

Девочка: А ну, дружок Тимошка, поиграй-ка на гармошке.

А я песенку спою, всех гостей развеселю!

(Танец «Гармонист Тимошка») группа №5

2 скоморох: Пусть будут смех и шутки на ярмарке у нас.

Пусть будут все веселые и завтра и сейчас!

1 скоморох: Добры молодцы гуляли, красных девиц выбирали.

И вокруг берёзоньки парами вставали.

(Звучит музыка. Дети старшей группы №2 встают полукругом)

Ребёнок: Мы вокруг березки встанем в хоровод,

Радостно и звонко каждый запоет.

(Хоровод «Берёзонька») гр.№2

1 Скоморох: Ярмарка шумит, поёт. Слышу, кто-то к нам идёт!

(Звучит цыганская мелодия. Заходят цыгане (цыган Иван, цыганка Роза, цыганенок Яшка группа № 5.)

2 Скоморох: Глазам не верю! Неужели, идут цыгане?... В самом деле!

Покрепче кошельки держите, да кольца, серьги берегите!

Сейчас начнут гадать и за рукав тянуть,

Любого смогут обхитрить и обмануть!

Цыганка: Ай, ай, ай! Как не стыдно пугать цыганами!

Не живём мы давно обманами.

Цыган: Мы поём, на гитаре играем, мы в театре «Ромэн» выступаем!

Цыганка: Меня Розой все зовут.

Цыган: А меня – Иваном. Мы – известные артисты,

Нас знают в разных странах.

Вот мальчонку Яшку по дороге нашли,

Научили его петь песни и к вам привели.

Цыган: Мы на ярмарку пришли за товаром.

Покупать, а не брать его даром!

Я цыган богатый!

Цыганка: А я цыганка молодая, я цыганка не простая.

Умею ворожить! Пойду добрым людям счастья нагадаю. Дай, дорогая, погадаю!  Ах, драгоценная ты моя, блеск вижу вдоль линии твоей жизни. Богатой будешь, детей у тебя будет много. (Подходит к одному из детей): Ах, касатик ты мой, дай ручку - погадаю, да всю правду скажу. Ой, дорогу вижу, это дорога жизни и ведет она в казенный дом. А ждут тебя, бриллиантовый мой, в этом доме 4-ки и 5-ки, учителя тебя будут любить!

Цыган: Разойдись народ честной! Идет медведюшка со мной!

(медведь рычит и кланяется)

Ну-ка, мишенька, пройдись по ярмарке,

Попляши хорошенько, да проси угощения!

1 Скоморох: Угощение нужно заработать!

Цыган: А вот гляди, какой он у меня ласковый!

(гладит медведя, тот рычит довольно, мотает головой)

Гляди какая у него походка! Плывет как в море лодка!

Погляди-ка! Когда мой мишенька бежит, аж земля дрожит.

(Дает платочек медведю)

Ты, Топтыгин, попляши и всем людям покажи,

Как старушки пляшут да платочком машут.

(Медведь танцует с платочком)

Покажи-ка теперь, как старый дед ногами стучит,

На мальчишек ворчит. (Медведь топает ногами)

Молодец, мишутка! (Гладит медведя по голове)

Покажи, как девки на работу идут. (Мишка идет медленно)

А как они с работы домой возвращаются? (Бежит)

2 Скоморох: Вот потеха, так потеха! Люди падают от смеха!

Вот тебе, Мишка угощение, за то, что позабавил публику.

1 скоморох: Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!

(Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал» С.Михалкова)группа №6

(Звучит музыка. Выходит старик (мальчик), ведет за собой корову.) 

2 скоморох: Смотрите, корову старик продает, никто за корову цены не дает.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но видно, не нравилась людям она.

Цыганка: Хозяин, продашь нам корову свою?

Старик: (мальчик) Продам. Я с утра с ней на рынке стою.

Цыганка: Не много ли просишь, старик, за нее?

Старик: (мальчик) Да где наживаться! Вернуть бы свое!

Цыганка: Уж больно твоя коровенка худа!

Старик: (мальчик) Болеет проклятая, прямо беда!

Цыганка: А много ль корова дает молока?

Старик: (мальчик) Да мы молока не видали пока…

1 скоморох: Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика.

Паренек: Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою, авось продадим мы скотину твою.

2 скоморох: Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком.

Цыган: Корову продашь?

Паренек: Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

Цыган: Да так ли? Уж выглядит больно худой!

Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.

Цыган: А много ль корова дает молока?

Паренек: Не выдоишь за день – устанет рука.

1 скоморох: Старик посмотрел на корову свою.

Старик: Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

1 Скоморох: Уважаемые цыгане! Откуда же вы к нам на ярмарку

 пожаловали?

Цыган: Издалека, ух, издалека!

2 Скоморох: А на чем вы добирались?

Цыган: На коне, дорогой, на коне. Да вот беда, коня-то в дороге украли. Хороший был конь, цыганский, гнедой! Эх, что теперь делать? Ведь цыган без лошади – что без крыльев птица!

1 ребенок: А вы на нашей ярмарке коней себе купите.  Группа №2

2 ребенок: Наши кони молодые, они быстрые, лихие.

Цыган: Соревнования покажут, как быстро ваши кони скачут.

В две команды становитесь, на лошадках прокатитесь!

(Аттракцион «Скачки на лошадях») группа №2

Цыган: Мы по ярмарке ходили, подарков разных накупили,

1 Скоморох: Кому баранки, сушки, ватрушки,

Петушки на палочке, подходи, разбирай.

2 Скоморох: А есть у тебя то, чем заканчиваются все праздники на Руси?

1 Скоморох: А что это такое?

2 Скоморох: Отгадайте все: у носатого, у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит (Самовар).

Дети: Самовар!

2 Скоморох: Правильно. Самовар – самый желанный гость в каждом доме.

(Выходит самовар-ребенок группа № 5 на середину зала).

Самовар: Здравствуйте, я Самовар - Самоварович. Без меня вам никак не

 обойтись.

1 Скоморох: Самовар, самовар, где же, миленький, твой пар?

Что стоишь ты и молчишь, что никак не закипишь?

Самовар(ребенок гр.№5): Зря изволите ругаться, начинаю нагреваться.

Я ведь знаю, хоть и стар, что для пара нужен жар,

Так что щепочек подбросьте, а не то вскиплю от злости.

(Скоморох разворачивает конфету и кладет самовару в рот.)

1 Скоморох: Ладно, ладно, не серчай!

Самовар: Шу-шу-шу, пожалте чай!

1 скоморох: Тары-бары-растобары, раскупили все товары.

2скоморох: Плясали, пели, да чайку попить захотели.

1 скоморох: У нас угощение, всем на удивление!

2скоморох: Ярмарку мы закрываем и на чай всех приглашаем!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное

Бюджетное Общеобразовательное

Учреждение Школа № 2101

Долгосрочный познавательный проект с детьми старшей группы на тему: «Осеннее волшебство»

Тип проекта:

  • Обучающий
  • Творческий
  • Игровой

Продолжительность проекта:

  • Долгосрочный

Участники проекта:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • углубить представления об изменениях в природе  осенью;
  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
  • Мотив:
  • Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
  • Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
  • - Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа –это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой –это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления –знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней –важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап
  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов НОД;
  • подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  1. Основной этап
  1. Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

- за изменениями природы осенью (солнце, небо, сила ветра, осенний дождь)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Ситуативная беседа:

«Почему заяц меняет окрас?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

  1. Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме.
  1. Соцаильно - коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».

  1. Физическое развитие

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования:

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу)

  1. Художественно – эстетическое развитие

Аппликация:

  • Осенние деревья

Рисование:

  • Ветка рябины
  • Дары осени

Лепка:

  • Грибочки
  • Фрукты и овощи

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
  • Подготовить поделки на осеннюю тему
  1. Заключительный этап
  • Проведение праздника осени

Ожидаемые результаты:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики и придумывания детьми литературных произведений собственного сочинения;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Продукт проектной деятельности.

• Выставка поделок из природного материала «Осенние подарки»

• Праздник осени.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.

Образовательные области. Виды детской деятельности.

Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Труд Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Беседы с использованием презентаций:

  1. «Осень дивная пора».

Цель:

  1. Золотая осень»

Цель: Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе; закрепить знания об осени.

  1. «Приметы осени»

Цель:

Календарное планирование проектной деятельности:

  1. НОД Познание

Тема: «Осень»

Цель: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.

  1. НОД Рисование

Тема: «Золотая осень»

Цель: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени;

закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета.

  1. НОД Аппликация

Тема: «Осенний листопад»

Цель: расширить и обобщить знания детей о характерных особенностях осенних деревьев, познакомить с понятием «листопад».

Подвижные игры:

  1. «Ветер - ветерок»
  2. «Дождь»
  3. « Улетайте, птицы»
  4. « Собираем яблоки»
  5. « Сорви осенний цветок»
  6. «Ветер и листочки»

Сюжетно – ролевые игры:

  1.  «Поездка в лес за грибами»

Задачи: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Закреплять название съедобных и не съедобных грибов и ягод.

  1. «Перелетные птицы.

Появление птенчиков в гнезде»

Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. «Путешествие в осенний лес»

Цели:

Формирование экологической культуры детей, через игровые технологии в виде сюжетно-ролевой игры.

Познание Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия в осенний парк.

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Коммуникация Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги, «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Музыкальная сказка «Репка»

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник Осенние фантазии». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Осеннее волшебство».

3-й этап – заключительный.

• Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени.

• Поощрение участников выставки «Осенние подарки»

• Подведение итогов проекта.


Итог:

  1. Осенний утренник: «Осеннее волшебство»

Выводы по проекту:

  1.  В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
  2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
  3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Приложение 1

Подвижные игры

«Ветер - ветерок».

Цель: закреплять умение ходить и бегать по кругу, бегать с увертыванием.

Ход игры:

Ветер в парке листья кружит , Дети бегут по кругу, руки на поясе.

В центре круга стоит ребенок «ветер».

В небе кружит, кружит в лужах, Кружатся на месте.

Их бросает нам под ножки, Опять бегут по кругу.

Нам под ножки, на дорожки.

Ну-ка, ветер- ветерок,

Запятнай скорей листок! Разбегаются после слова «листок».

«Ветер» пытается запятнать как можно

больше листиков.

«Дождь».

Цель: закреплять умение детей двигаться поскоками по кругу, быстро реагировать на сигнал, уварачиваться от водящего.

Ход игры:

Дождь по лужам звонко скачет, Дети двигаются поскоками по кругу,

руки на поясе.

Целый день сегодня плачет, В центре круга стоит ребенок « Дождь»

Наклонил цветы и травы, встают лицом вкруг, выполняют

наклоны вперед.

Стали полными канавы , Поднимают руки, тянутся в верх.

Намочил он всех подряд,

Ну-ка, дождь, пятнай ребят! На слово «ребят»разбегаются, Дождь

старается запятнать как можно

больше детей.

« Улетайте, птицы».

Цель: закреплять умение бегать в рассыпную, с увертыванием; быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: маска-шапочка коршуна.

Ход игры:

В небе синем птичьи стаи, Дети свободно двигаются по площадке,

Птицы вольные летают. изображая полет птиц .В центре на

Черный коршун вдруг летит, корточках сидит « коршун».

Клюв как лезвие блестит. После слов « не попадайте» коршун

Быстро, птицы, улетайте, начинает ловить детей.

В этот клюв не попадайте!

« Собираем яблоки».

Цель: развивать внимание, координацию и четкость движений.

Оборудование: ведерки на подгруппу, мячи небольшого диаметра, 4 флажка.

Ход игры: в игре должно участвовать четное количество игроков .Дети делятся на две подгруппы, одни держат в руках ведерки и стараются поймать в них мячик, другие кидают мячик с расстояния 4 метра.

«Ветер и листочки».

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, бегать в разных направлениях не наталкиваться друг на друга

Оборудование: осенние листочки с разных деревьев, легкий шарф.

Ход игры: детям дается задание найти по два самых красивых листочка.

Наступила осень, Дети приседают

С деревьев опадают листья.

Подул слабый ветерок, Дети кружатся.

Закружил листочки.

Поиграл с листочками и затих. Дети приседают.

Подул сильный ветер. Дети с листочками разбегаются

И полетели листочки в разные стороны, кружатся,

В разные стороны. Выполняют прыжки с поворотами.

Приложение 2

Дидактические игры

Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

разложить листья на своё дерево

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра. ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

Дидактическая игра «Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

Приложение 3

Беседа «Осень»

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Ход.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Сегодня, дети, мы поговорим о золотой осени.

Воспитатель. Какие осенние месяцы вы знаете? ответы детей

Сейчас я предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в осенний лес. Сейчас мы пройдёмся по лесным дорожкам и послушаем как шуршат листья под ногами. (Включается звукозапись-шуршание листьев).

Воспитатель. Почему сейчас в лесу далеко видно?

Воспитатель. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на голые деревья, засохшую траву? (Ответы детей).

Воспитатель. Много стихотворений написали поэты про осень. Я хочу вам прочитать рассказ про осень. А написал этот сказочный рассказ Г. А. Скребицкий. (Чтение рассказа Г. А. Скребицкого «Осень).

Воспитатель. Куда отправилась художник осень?

Воспитатель. Чем осень покрыла берёзы и клёны?.

Воспитатель. А листья осинок?

Воспитатель. Каким стал осинник?

Воспитатель. Во что подумала осень одеть дуб?

Воспитатель. Как разукрасила осень кусты и деревья?

Воспитатель. Что осень сделала с соснами и елями?

В.:Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.

- Солнце “какое?” осеннее и т. д.

Итог: Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?

- А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?

- А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?

- Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.

Приложение 4

Сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Осеннее волшебство»

Автор: Кордесова Е.В

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору.

Задачи:

- расширять знания детей о русских народных традициях;

- развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей;

- знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества:

песнями, потешками, прибаутками, народными играми;

- побуждать детей к активному участию в инсценировках;

- приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со

 сверстниками;

- воспитывать уважение к прошлому своего народа.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.

Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели (ведущий, скоморохи, медведь, цыган, цыганка, корова).

Предварительная работа:

- подбор музыкального репертуара;

- разучивание стихов, танцев («Кадриль», «Музыкальный оркестр», «Матрешечки»,  хоровод «Березонька»);

- разучивание песен ( «Семечки»);

- работа над инсценировкой сказки С.Михалкова «Как мужик корову продавал»;

- русские народные игры «Ручеек»

Декорации: зал оформлен в русском народном стиле.

Место проведения: музыкальный зал.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы, музыкальные инструменты (трещётки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки), коромысла, ведра, колодец, самовар, музыкальный центр, диски с музыкой, столы, скатерти, глиняные горшки, березка, лошадки на палочках, зонтики.

Ход развлечения:

Вход:   садятся на лавочки

1 Скоморох: Позабудь про грустный вздох, прочь печаль отброшена.

Если рядом скоморох — будут скоморошины!

2 Скоморох: Сообщим, пока не поздно, мы условие одно:

Сегодня быть серьезными у нас запрещено!

1 Скоморох: А также запрещается здесь хныкать и хандрить,

И строго воспрещается зевать, пищать и ныть!

2 Скоморох: Не теряйте ни минутки, смейтесь весело, до слез.

В каждый шутке — доля шутки, остальная часть - всерьез!

1 Скоморох: Фома, кажется, музыка играет.

2 Скоморох: Это соседский Трезор лает.

1 Скоморох: Да нет, ты прислушайся хорошенько.

2 Скоморох: Это пес-Барбос завывает маленько.

1 Скоморох: Да нет, кто-то разводит меха.

2 Скоморох: Это Иван потрошит петуха.

(Музыка звучит громче)

1 Скоморох: Ну а сейчас, что скажешь?

2 Скоморох: Коль споешь, так меня уважишь.

(Исполняется песня «На ярмарку») - скоморохи

(На мелодию русской народной песни «Во кузнице»)

1.На я, на ярмарку (2 раза)

Как на ярмарку народу собралось. (2раза)

Дети-продовцы 6 группа

1 ребёнок: Внимание! Внимание! Ярмарка открывается, народ собирается.

2 ребёнок: Все спешите! На ярмарку заходите,

Глаза протрите, да что-нибудь купите!

(Дети садятся на места. Двое из детей подходят к столу с ложками(бумажные ложки))

1 ребенок: Да-а, товару хватит всякого, на Семена, Дарью, Якова.

2 ребенок: Смотри-ка, ложки расписные – маленькие и большие!

Красота и внешний вид вызывают аппетит!

Продавец(ребёнок): Ложки наши хоть куда, ими можно без труда

 Кашу есть и по лбу бить, продадим вам, так и быть!

Покупатель(ребёнок): Мы возьмем желанные ложки деревянные.

И сыграем мы сейчас пляску русскую для вас.

(Музыкальный оркестр)

1 Скоморох: Коль на ярмарку пришли, так гуляйте!

Неразменные рубли разменяйте!

2 Скоморох: Вот вёдра, а вот коромысло, чтоб воду носить легко и быстро!

Девочка: Вот вам рубль за ведра и два за коромысло.

Нам надо принести водицы, чтоб чайку напиться.

Игра «Ручеек»

1 ребенок: Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!

2 ребенок: Что ж, мальчишки, вы сидите? Аль играть вы не хотите?

1 ребенок: Собрались мы позабавиться да потешиться.

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Песня «Семечки»

1 ребенок: Что у вас здесь, покажите, про товар свой расскажите.

Продавец(ребёнок): Наши матрешки – загляденье, всем гостям на удивление.

Только их поставишь в ряд – будут петь семь дней подряд!

2 Скоморох: Пыль клубится по дорожке, в пляс пошли наши матрешки!

Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку.

Мы немножко посидим да на девчонок поглядим.

(Танец «Матрешечки»). Группа №4

2 скоморох(под музыку): Прялку продам, веретёнышко продам!

Гармонь куплю, плясать пойду!

Девочка: А ну, дружок Тимошка, поиграй-ка на гармошке.

А я песенку спою, всех гостей развеселю!

(Танец «Гармонист Тимошка») группа №5

2 скоморох: Пусть будут смех и шутки на ярмарке у нас.

Пусть будут все веселые и завтра и сейчас!

1 скоморох: Добры молодцы гуляли, красных девиц выбирали.

И вокруг берёзоньки парами вставали.

(Звучит музыка. Дети старшей группы №2 встают полукругом)

Ребёнок: Мы вокруг березки встанем в хоровод,

Радостно и звонко каждый запоет.

(Хоровод «Берёзонька») гр.№2

1 Скоморох: Ярмарка шумит, поёт. Слышу, кто-то к нам идёт!

(Звучит цыганская мелодия. Заходят цыгане (цыган Иван, цыганка Роза, цыганенок Яшка группа № 5.)

2 Скоморох: Глазам не верю! Неужели, идут цыгане?... В самом деле!

Покрепче кошельки держите, да кольца, серьги берегите!

Сейчас начнут гадать и за рукав тянуть,

Любого смогут обхитрить и обмануть!

Цыганка: Ай, ай, ай! Как не стыдно пугать цыганами!

Не живём мы давно обманами.

Цыган: Мы поём, на гитаре играем, мы в театре «Ромэн» выступаем!

Цыганка: Меня Розой все зовут.

Цыган: А меня – Иваном. Мы – известные артисты,

Нас знают в разных странах.

Вот мальчонку Яшку по дороге нашли,

Научили его петь песни и к вам привели.

Цыган: Мы на ярмарку пришли за товаром.

Покупать, а не брать его даром!

Я цыган богатый!

Цыганка: А я цыганка молодая, я цыганка не простая.

Умею ворожить! Пойду добрым людям счастья нагадаю. Дай, дорогая, погадаю!  Ах, драгоценная ты моя, блеск вижу вдоль линии твоей жизни. Богатой будешь, детей у тебя будет много. (Подходит к одному из детей): Ах, касатик ты мой, дай ручку - погадаю, да всю правду скажу. Ой, дорогу вижу, это дорога жизни и ведет она в казенный дом. А ждут тебя, бриллиантовый мой, в этом доме 4-ки и 5-ки, учителя тебя будут любить!

Цыган: Разойдись народ честной! Идет медведюшка со мной!

(медведь рычит и кланяется)

Ну-ка, мишенька, пройдись по ярмарке,

Попляши хорошенько, да проси угощения!

1 Скоморох: Угощение нужно заработать!

Цыган: А вот гляди, какой он у меня ласковый!

(гладит медведя, тот рычит довольно, мотает головой)

Гляди какая у него походка! Плывет как в море лодка!

Погляди-ка! Когда мой мишенька бежит, аж земля дрожит.

(Дает платочек медведю)

Ты, Топтыгин, попляши и всем людям покажи,

Как старушки пляшут да платочком машут.

(Медведь танцует с платочком)

Покажи-ка теперь, как старый дед ногами стучит,

На мальчишек ворчит. (Медведь топает ногами)

Молодец, мишутка! (Гладит медведя по голове)

Покажи, как девки на работу идут. (Мишка идет медленно)

А как они с работы домой возвращаются? (Бежит)

2 Скоморох: Вот потеха, так потеха! Люди падают от смеха!

Вот тебе, Мишка угощение, за то, что позабавил публику.

1 скоморох: Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!

(Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал» С.Михалкова)группа №6

(Звучит музыка. Выходит старик (мальчик), ведет за собой корову.)  

2 скоморох: Смотрите, корову старик продает, никто за корову цены не дает.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но видно, не нравилась людям она.

Цыганка: Хозяин, продашь нам корову свою?

Старик: (мальчик) Продам. Я с утра с ней на рынке стою.

Цыганка: Не много ли просишь, старик, за нее?

Старик: (мальчик) Да где наживаться! Вернуть бы свое!

Цыганка: Уж больно твоя коровенка худа!

Старик: (мальчик) Болеет проклятая, прямо беда!

Цыганка: А много ль корова дает молока?

Старик: (мальчик) Да мы молока не видали пока…

1 скоморох: Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика.

Паренек: Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою, авось продадим мы скотину твою.

2 скоморох: Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком.

Цыган: Корову продашь?

Паренек: Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

Цыган: Да так ли? Уж выглядит больно худой!

Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.

Цыган: А много ль корова дает молока?

Паренек: Не выдоишь за день – устанет рука.

1 скоморох: Старик посмотрел на корову свою.

Старик: Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

1 Скоморох: Уважаемые цыгане! Откуда же вы к нам на ярмарку

 пожаловали?

Цыган: Издалека, ух, издалека!

2 Скоморох: А на чем вы добирались?

Цыган: На коне, дорогой, на коне. Да вот беда, коня-то в дороге украли. Хороший был конь, цыганский, гнедой! Эх, что теперь делать? Ведь цыган без лошади – что без крыльев птица!

1 ребенок: А вы на нашей ярмарке коней себе купите.  Группа №2

2 ребенок: Наши кони молодые, они быстрые, лихие.

Цыган: Соревнования покажут, как быстро ваши кони скачут.

В две команды становитесь, на лошадках прокатитесь!

(Аттракцион «Скачки на лошадях») группа №2

Цыган: Мы по ярмарке ходили, подарков разных накупили,

1 Скоморох: Кому баранки, сушки, ватрушки,

Петушки на палочке, подходи, разбирай.

2 Скоморох: А есть у тебя то, чем заканчиваются все праздники на Руси?

1 Скоморох: А что это такое?

2 Скоморох: Отгадайте все: у носатого, у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит (Самовар).

Дети: Самовар!

2 Скоморох: Правильно. Самовар – самый желанный гость в каждом доме.

(Выходит самовар-ребенок группа № 5 на середину зала).

Самовар: Здравствуйте, я Самовар - Самоварович. Без меня вам никак не

 обойтись.

1 Скоморох: Самовар, самовар, где же, миленький, твой пар?

Что стоишь ты и молчишь, что никак не закипишь?

Самовар(ребенок гр.№5): Зря изволите ругаться, начинаю нагреваться.

Я ведь знаю, хоть и стар, что для пара нужен жар,

Так что щепочек подбросьте, а не то вскиплю от злости.

(Скоморох разворачивает конфету и кладет самовару в рот.)

1 Скоморох: Ладно, ладно, не серчай!

Самовар: Шу-шу-шу, пожалте чай!

1 скоморох: Тары-бары-растобары, раскупили все товары.

2скоморох: Плясали, пели, да чайку попить захотели.

1 скоморох: У нас угощение, всем на удивление!

2скоморох: Ярмарку мы закрываем и на чай всех приглашаем!




        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Осеннее волшебство»

Сценарий осеннего праздника может быть использован воспитателями и музыкальными руководителями в ходе подготовки и проведения сезонных праздников и развлечений на осеннюю тематику. Репертуар подбирает...

«Осеннее волшебство природы»

«Осеннее волшебство природы»Цель: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, ра...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Осеннее волшебство»

Знакомство детей с новым видом аппликации – флористикой. Продолжать знакомство с осенней природой и продолжать решать проблемную ситуацию «Как сохранить  красоту осенней природы?»...

Конспект занятия по рисованию в технике печать листьями "Осеннее волшебство"

Конспект занятия по рисованию в технике печать листьями "Осеннее волшебство"...

Сценарий развлечения для детей 4-5 лет и родителей «Осеннее волшебство»

Cоздание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной, познавательной и двигательной деятельности/...

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Осеннее волшебство»

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы«Осеннее волшебство»...