Организация образовательной деятельности с детьми младшего возраста на прогулке
статья по окружающему миру (младшая группа)
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. В силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразно деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsia_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s_detmi_mladshey_gruppy_na_progulke.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательной деятельности с детьми младшей группы на прогулке.
И. Н. Дроздова
Воспитатель Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»
А. А. Кулакова
Воспитатель Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. В силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразно деятельности.
Прогулка-режимный момент, в процессе которого решаются образовательные задачи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Правильная организация прогулки предполагает использование таких структурных компонентов как:
-Наблюдение;
-Трудовая деятельность;
-Подвижные игры;
-Индивидуальная работа;
-Самостоятельная деятельность
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Объектами наблюдений могут быть:
-Живая природа: растения и животные;
-Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (песок, вода и т.п.);
-Труд взрослых. [1, с. 14-15]
Например, объектом наблюдения у нас стал песок. Мы пришли играть в летний, сухой день и обнаружили, что из песка ничего нельзя слепить. С собой у нас было дополнительное оборудование для прогулок, а именно 2 контейнера, в которые был засыпан сухой песок и лейка с водой. В один из контейнеров, детям было предложено налить воды из лейки и посмотреть, что станет с песком. Какай он станет? Предложить вновь попробовать слепить что-то из сухого песка, а затем предложить слепить из песка, в который мы налили воду.
Далее ребятам было предложено самостоятельно полепить кулички в песочнице, которую специально обработали водой. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности. Проходить это может в процессе сюжетно-ролевых игр, подвижных. [2, с. 60]
В это время можно с некоторыми детьми проработать индивидуальную работу, в виде дидактических игр или упражнений. Занимать такие игры должны не более 3-4 минут. Например, «Большой и маленький куличик», «Подбери по цвету» и т.п. При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
-Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
-Задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
-Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
-Конкретно и четко объяснять правила; [1]
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте. Формами организации труда детей являются:
-Индивидуальные трудовые поручения;
-Работа в группах;
-Коллективный труд.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, очистить бортики песочницы от песка. Воспитатель поочередно привлекает к очистке песочницы всех детей. Или, например, сбор камушков или веточек для поделок. [1, с. 40]
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах - 6 -10 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
При организации прогулок происходит интеграция образовательных задачи всех образовательных областей, что обеспечивает целостность образовательного процесса, непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. [2, с. 5]
Список литературы:
1. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста [текст]/ С. Н. Теплюк.- М: Издательство «Владос», 2005.-
2. Филиппова, Т. Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке [текст]/ Т. Г. Филиппова.- С-Пб: Издательство «Детство пресс», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО. Проект«Потешки-лучшие друзья»
Проект для работы с младшем возрастом ....
"Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО" Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, пресыщения удобствами, снижение внимания к формированию трудолюбия (...
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке Дети в возрасте 2-3 лет способны многое увидеть и запомнить, но осмыслить и правильно понять увиденное они могут лишь с п...
Организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке
Конспект на тему: "Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (осень)"...
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке
В конспекте представлена организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на зимней прогулке....
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего возраста.
Тема: «Совершенно не секрет-без воды нам жизни нет!» Цель: формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, первичных представлений об объектах окружа...