НОД по познавательному развитию "Птичий двор"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звездочка» г. Зернограда Ростовской области
НОД по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «Птичий двор»
Воспитатель: высшей квалификационной
категории Глушко Елена
Владимировна
2019 год
Программные задачи:
1. Расширять знания детей о домашних птицах, учить называть птенцов, членов семьи, описывать внешний вид птиц по схеме.
2. Пополнить знания детей о том, чем питаются птицы, и какую пользу приносят человеку.
3. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Знакомить детей с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых предметов.
Социально – коммуникативное развитие: учить детей работать в подгруппе, формировать навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Речевое развитие: обогащать словарный запас, активизировать в речи имена прилагательные, образованные от имен существительных.
Экспериментальная деятельность способствует познавательной активности и любознательности.
Демонстративный материал: игрушки (курица с цыпленком в корзинке , петушок, ширма с изображением насеста или изгороди), мисочки с крупой и фасоль ;разрезные картинки( ключи с геометрическими фигурами); корзинка с угощением, сундук , яйцо 3 штуки( белое – сырое, бежевое, коричневое- варенное), гусиное перо и куриное перо, таз с водой, иллюстрации к рассказу: «Птичий двор».
Методы и приемы: Практические: опыт с яйцом, пальчиковая гимнастика; Наглядные: иллюстрации с изображением: птичьего двора, геометрических фигур, Бабы-Яги. Использование ИКТ в игре «Четвертый лишний»; прослушивание звукозаписи с голосами домашних птиц; Словесные: беседа, загадывание загадок, рассказ, ситуативный разговор.
Оборудование: ноутбук, сд- проигрыватель, мольберт.
Предварительная работа: НОД по данной теме, совместная деятельность, ежедневное разучивание речевых игр, стихотворений, загадок, слушание художественных произведений по данной теме.
Словарь: курица - куриное, гусь -гусиное, утка –утиное.
Ход НОД:
Орг. момент.
Педагог: Ребята скажите , чему нас учат сказки?
Ответы детей.
Я расскажу вам удивительную сказку. Жили-были дед и баба, и была у них Золушка. Испекла она колобок. Мышка бежала хвостиком махнула, яйцо упало и разбилось. Что в сказке необычного ?
Ответы детей.
П : Точно, все сказки перемешались. Нужно расставить все по местам. Приглашаю вас в заколдованную сказку, но ,смотрите , путь закрыт( впереди ширма , на ней замок с отверстием в форме круга).Что нам делать?
Ответы детей.
Соберем ключ из частей.
РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ
Соберите картинки, подберите ключик. На ключике какая фигура , а на замке?
Ответы детей. Получились ключи с фигурами: круг, овал ,квадрат, треугольник, прямоугольник.
П: Каким ключом откроем замок?
Ответы детей(ключ с кругом).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « На дверях висит замок»
ПИСЬМО
П: От кого это письмо?( иллюстрация с изображением Бабы-Яги). Баба – Яга сказку запутала, путь закрыла. В письме еще, что-то есть. Смотрите ребята, внимательно.
Дети рассматривают перо.
П: Чье перо? О ком эта сказка? Педагог демонстрирует книгу «Курочка Ряба»
Ответы детей. О Курочке Рябе.
П: Вы ребята знаете загадки о птицах?
ЗАГАДКИ
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. ( Гусь)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. ( Утка с утятами)
П: Петух, курица, цыпленок, утка, гусь - живут возле дома человека, на птичьем дворе .Кто их кормит? А ухаживает за ними? ( человек). Значит они домашние.
Откроем сундучок. Что это? ( перо - маленькое, пестрое)
П: чем покрыто тело у птиц? (перьями). Для чего нужны перья птицам?
Обобщение: перья нужны для полета, для сохранения тепла тела птицы, перья делают птицу незаметной, красивые перья самца привлекают самок. Это перо курицы, значит оно чье?
(куриное)
Экспериментальная деятельность.
П: Возьмите по перу. Какого оно цвета?
Дети: Белое.
П: Оно тяжелое, или легкое? ( предлагает детям взвесить его на ладони)
Д: Лёгкое.
П: Подбросьте в воздух, смотрите, как они падают – быстро или медленно?
Давайте подуем на них снизу.
Дети подбрасывают перья, дуют.
Д: Медленно падают, кружатся в воздухе.
П: Опустите перья в воду, они утонут, или будут плавать?
Дети опускают перья в таз.
Д: Плавают.
Обобщение.
П: Вот так перья! Белые, легкие, плавают, не тонут, не намокают, остаются сухими. Чьи это перья? ( гусиные). Молодец!
Рассматривание игрушек в виде птиц (курица, петух, цыпленок).
П: Какие части тела есть у птиц?
Ответы детей ( голова, туловище, крылья, хвост, лапки. На голове клюв глаза, уши. У петуха и курочки – гребешок ) .
Д: Человек их кормит зерном. Летом гуси щиплют травку, куры клюют червяков. У меня как раз есть немного пшена для цыплят (достает тарелочку с пшеном, в ней – еще фасоль). А как же малыши будут пшено клевать, тут такая крупная фасоль, они могут поперхнуться. Давайте переберём пшено. Будем выбирать фасоль в другую тарелочку! Только сначала – разомнем наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика.
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки - индюшонок,
А у утки есть утенок.
(большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца).
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(показывают пальчики, играя ими.)
П: Пальчики готовы к работе!
Дети перебирают пшено под музыку.
П: Смотрите вот зерно ,нужно перебрать. Фасоль соберите в эту миску. Цыплятки будут рады чистым зернышкам.
А что еще осталось в нашем сундучке?
Д: Яйцо.
П: кто снес яйцо?
Д: Курица снесла.
В: Если курица снесла, значит яйцо какое?
Д: Куриное.
В: А остальные птицы несут яйца? Кто еще откладывает яйца на нашем птичьем дворе?
П : Какую пользу приносят домашние птицы?
Дети отвечают ( несут яйца, их перьями набивают подушки).
Опытно-экспериментальная деятельность.
П : Вы знаете как отличить вареное яйцо от сырого?( опыт: дети с педагогом крутят куриные яйца на столе и делают вывод, что вареные яйца крутятся быстро, а сырые медленно).
Просмотр презентации.
П: Садитесь на стульчики. Смотрите, слушайте и называйте, чья семья?
Д: Куриная семья.
П: Как петух голос подает? Кукарекает. А курица? Кудахчет. А цыпленок? Пищит.
Д: Это утиная семья.
П: Как утка голос подает? Крякает.
Это милый утенок , он хорошо плавает.
Д: Потому что у него на лапках перепонки.
Это гусиная семья.
П: Как гуси голос падают?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
П: Кто лишний? Почему?
Ответы детей ( гусь, утка и курица-домашние птицы, а синица дикая).
ИТОГ: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
Дети с педагогом подходят к мольберту и рассматривают иллюстрацию с изображением птичьего двора.
П: Пойдемте. составим рассказ о курице.
Примерный рассказ.
Курица.
Курица - домашняя птица. У курицы есть голова, туловище, крылья, хвост и лапы. Все тело курицы покрыто перьями. Летать она не умеет. Она кудахчет
« ко - ко».Курица несет яйца и выводит птенцов – цыплят. Курица живет в курятнике с петушком и цыплятами. Хозяйка заботится о птицах , кормит их зерном. Курица дает человеку яйца, перо , пух и мясо.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
П:Молодцы, вот ваш сюрприз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий, познавательно-речевой проект "Птицы нашего двора"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3335268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"152"}}]]Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаютс...
спортивно-познавательная игра по правилам дорожного движения для детей и взрослых "Мы гуляем во дворе - изучаем ПДД"
Эту игру мы предлагаем воспитателям детских садов, учителям начальных классов, родителям, всем кто заботиться о безопасности детей. Эта игра не требует огромных затрат и большой подготовки...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в 1 младшей группе на тему "На птичьем дворе"
Конспект НОД по познавательно-речевому развитиюТема: "На птичьем дворе"Образовательные области: познание. коммуникация,художественное чтение,музыкаЦель: Развитие познавательных способностей дете...
Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе «Домашние птицы. Создание макета «Птичий двор».
Задачи:1. Образовательные:· Дать детям первоначальное представление о домашних птицах: петушок, курица, гусь, утка – их облике, ...
Физкультурно-познавательное занятие: Птичий двор
Интегрированное занятие в средней группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по познавательному развитию с использованием ЭОР. Тема «Путешествие на птичий двор»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по познавательному развитию с использованием ЭОР «Путешествие на птичий двор». В ходе заняти...