Консультация для воспитателей "Целевые прогулки"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

В современном мире существует проблема - замена реальной природы  виртуальной. Целевые прогулки, организованные педагогом в детском саду, способствуют развитию у детей познавательного интереса, наблюдательности, речи, памяти, мышления. Общение с природой имеет не только познавательное, но и  оздоровительное, релаксационное значение. Целевые прогулки - это средство разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevye_progulki.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Целевые прогулки

 

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду. 

 Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной чистоты (очень часто песочницы активно «используют» для своих целей кошки и собаки), оставить его копаться в песке, а самим пообщаться с соседями. Причем часто невдалеке от дома находится сквер, парк и даже лесопарк – великолепные условия для общения ребенка с природой, для его познавательного развития. Однако многим родителям это даже не приходит в голову. Так, одна из воспитателей очень престижного Московского детского сада, расположенного рядом с лесопарком, с удивлением обнаружила, что многие дети 5 – 6 лет не знают, как выглядит берёза! Поговорив с родителями, она выяснила, что большинство из них не выводят детей за пределы своего двора. Хорошо еще, если детская площадка не расположена вблизи оживленной автотрассы, что часто бывает в больших городах. В противном случае ребенок еще и дышит на «оздоровительной» прогулке загрязненным воздухом, возится в песке, возможно содержащим высокую концентрацию тяжелых металлов. Не случайно процент болеющих детей в городах намного выше, чем в сельской местности. Наверное, многие родители, узнав о тесной связи здоровья с окружающей средой, об экологической ситуации в своем районе, нашли бы возможность выделить время для прогулок в более безопасном и интересном для ребенка месте. А пока что большинство детей столицы, по результатам наших опросов, представляют природу как что-то очень отвлеченное и отдаленное. «Природу», по их мнению, можно увидеть на даче, у бабушки в деревне, в лесу. Крайне редко дети отмечают парки, деревья, птиц в городе, хотя они существуют рядом с ними. Все это объясняется просто: никто не обратил внимание ребенка на то, что в городе вместе с людьми проживает большое количество разнообразных животных и растений, не предложил понаблюдать и пообщаться с ними.

        Еще одна проблема – замена реальной природы виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели), дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Многие экологи отмечали, что во время экспериментирования с песком, глиной, почвой, дошкольники сначала просто боялись взять в руки «грязь» - за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателя, привыкнув к природному материалу, они начинали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной. При общении с животными некоторые дети замечали: «Фу, они противные, плохо пахнут, кусаются!».  Многие городские дети совершенно не представляют связь продуктов питания с объектами природы. Они действительно уверены, что «булки растут на деревьях», а «молоко бывает только в магазине». Конечно, не все дети таковы, однако «отчужденных» от природы детей с каждым годом становится все больше. Но ведь экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально к ней относиться. Да и можно ли любить то, чего боишься?

        Какой же выход из создавшейся ситуации? Детский сад должен стремиться, как можно чаще выводить своих воспитанников в ближайшие зеленые зоны (в том числе и вместе с родителями), создавать соответствующие условия на территории сада, в группах, учить детей видеть необычное в обычном, обращать их внимание на туман, дождь, деревья, жучков, которые окружают нас ежедневно. К сожалению, иногда и сами дошкольные учреждения усугубляют отчуждение ребенка от природы, причем из самых лучших побуждений. Идя на поводу у родителей, они стремятся максимально его загрузить: с утра математика, чтение, французский, английский, потом – музыка, ритмика, шахматы, бассейн, и так каждый день с утра до вечера с перерывом на обед и сон. Добавьте к этому еще и домашние задания школьного типа. При такой интенсивной подготовке к школе, к «будущей жизни» ребенку некогда жить своей нормальной, естественной именно для дошкольника жизнью: самостоятельно играть, наблюдать за объектами природы, экспериментировать. Приходилось даже слышать, что воспитателям некогда гулять с детьми! Но ведь это совершенно недопустимая ситуация. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой. Родителям можно показать оздоровительную роль природы, научить использовать прогулки в лес, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Ян Амос Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.

 Человек — часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Прежде чем отправиться в первое путешествие надо предусмотреть  цель и задачи, содержание, физические нагрузки, связь с другими формами работы. Подготовку целесообразно начать с подбора соответствующей литературы, подробного ознакомления с флорой и фауной мест предполагаемых наблюдений, географией района. Надо хорошо знать особенности климатических условий, рельефа, почвы. Каждая прогулка должна стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой. В городских условиях сделать это непросто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе есть скверы, парки, тенистые аллеи, небольшая речка или пруд,  различные зоны отдыха, тихие улочки на окраинах с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута. Социальные объекты, такие, как библиотека, музей, стадион, магазин, почта, также включаются в план путешествий при условии, что дорога к ним будет проходить через зеленую зону города. В перспективном плане маршрутов предусмотрим и обозначим каждый маршрут в общей годовой системе прогулок-походов, день, время. Составим карту местности и нанесем на нее маршруты. Продумаем программу ознакомления с природой так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельности человека. Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие окружающего, отберем литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки; особое внимание обратим на народные приметы. В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей. Физические нагрузки необходимы ребенку: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Наивно полагать, что развитие быстроты, ловкости, выносливости - этих важных для человека физических качеств - может осуществляться само по себе, без напряжения скелетно-мышечной системы. Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки-походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок. Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки. Одной из задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей. Прогулки-походы с дошкольниками непродолжительны, маршруты не отличаются сложностью, однако и для них нужна специальная экипировка. Рюкзачок за спиной, мягкие кроссовки, туристская шапочка создают хороший психологический настрой,  вносят элемент романтики, без которой поход не поход. Отправляясь в поход, предусмотрим одежду и обувь по сезону и погоде. Чтобы поощрять творчество детей, полезно иногда брать в поход небольшие мольберты для рисования, фломастеры, карандаши. Полезно иметь и некоторый инвентарь для того, чтобы при необходимости очистить место стоянки, например, маленькие складные грабли, лопатку. Поход с детьми на  природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности. Прежде всего проверяется запрограммированный маршрут. Руководитель накануне похода обследует дорогу, места стоянок и игр, измеряет расстояние, определяет время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий. Обязательна медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.

 Хорошее настроение детей, общий успех прогулки во многом зависят от соблюдения определенных правил:

 

  • в черте города  дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения;  а на лугу,  лесной дороге и т. д. идут свободно, группируясь по своему желанию; 
  • менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекаются, идут впереди; труднопроходимые участки (густой кустарник, низко расположенные ветки деревьев) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1м, идущий впереди предупреждает об опасности (скрытые препятствия, возможный удар веткой);
  • взрослые идут так, чтобы всех детей держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал к остановке (например,  свисток),  по которому они должны быстро собраться;
  • на месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), чтобы проверить их самочувствие, настроение;
  • дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых. Нельзя без разрешения выходить за ограничительные ориентиры, срывать растения, ягоды, грибы; всегда следует помнить о тех, кто рядом, оказывать в случае необходимости помощь, сообщать обо всех непредвиденных обстоятельствах.

Создадим у детей радостное ожидание предстоящего похода: они обязательно должны участвовать в сборах. Накануне похода проводится беседа с детьми о маршруте. Можно вспомнить стихи, пословицы, поговорки, подобрать походную песню. Дети самостоятельно собирают рюкзаки. Накидка от дождя аккуратно свертывается и кладется в наружный карман рюкзака. Туда же можно положить носовой платок, салфетки, полиэтиленовый мешочек для находок. Дополнительно дети берут по желанию карандаши, бумагу для рисования, скакалку, мячик.

Перед выходом необходимо проверить одежду, обувь детей, поправить рюкзаки. Каждый раз определяется погода (солнечно, пасмурно, наличие ветра, температура воздуха), высказываются предположения, сохранится она или изменится в ближайшие часы. Отмечаются наиболее характерные признаки времени года. Выберем для походов оптимальное время в распорядке дня, продумаем сочетание разных видов деятельности с содержанием прогулки.

Прогулка-поход рассматривается как:

  1. одна из форм физкультурных занятий (разыгрываются сюжеты «Мы - туристы», «Соревнование» и др.);
  2. активный отдых;
  3. комплексное занятие, в которое включаются программные
    задачи по ознакомлению с окружающим и развитию речи, конструированию, математике.

 На привале можно провести любое 15-20-минутное занятие с детьми, эффективность которого будет ничуть не ниже, а, может быть, даже выше проведенного в обычных условиях. Вспомним открытие В. А. Сухомлинского - «Уроки в лесу». Каждый день в лес за 5-6 км отправлялись по очереди все классы, начиная с подготовительных. Дети гуляли, наблюдали природу - тут и биология, и география, и физкультура. Великий педагог был убежден, что некоторое отступление от программы и даже потеря уроков во сто крат окупятся настроением, эмоциональной приподнятостью детей, которые важнее всего, потому что на этом фоне легче идет учение. Чем больше свободы в движениях и поведении мы предоставим детям, тем ярче будут их впечатления, тем больше пользы принесет им путешествие. Тем, кто затрудняется найти себе занятие, предложим несколько вариантов деятельности: рассматривать деревья, цветы, травы; наблюдать за насекомыми, птицами. Можно любоваться пейзажем, отправиться на поиски даров природы (шишки, камешки, желуди, коряжки и пр.), рассматривать принесенные с собой книжки. Пусть каждый сумеет каким-то образом проявить свое «Я» перед другими - найдет красивый камешек, самую большую шишку, выучит какое-нибудь сложное движение, выполнит интересный рисунок, победит в соревновании, возьмет на себя главную роль в игре, первым увидит белку и т. д. Совместные игры и упражнения воспитатель организует тогда, когда видит, что дети отдохнули, у них появилась потребность в общении. Не нужно стремиться к тому, чтобы непременно все принимали участие в играх. Дошкольникам доступно освоение элементов ориентирования. Можно научить их определять стороны горизонта по компасу, а также по отдельным приметам. Эта работа проводится как на стоянке, так и в пути.

Нельзя быть настоящим хозяином на Земле без любви к природе. Одной из задач прогулок-походов является воспитание бережного отношения к окружающей среде. В местах прогулок-походов необходимо подчеркнуто бережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику; привлекать детей к участию в практических делах по охране природы. Дети постепенно постигнут истину - там, где побывал человек, должна оставаться чистота. Завершающим этапом прогулки-похода является обратный путь. Следует учесть, что дети утомлены обилием впечатлений, физическими нагрузками, поэтому выбирается короткая дорога. Дети идут в свободном темпе, движения разнообразны, однако бег и прыжки лучше исключить. Кратковременный отдых можно использовать для того, чтобы подчеркнуть наиболее яркие моменты, закрепить полученные впечатления. Каждый выход на природу необходимо увязывать с разными видами деятельности. Принесенные из похода дары природы дети могут использовать на занятиях по развитию речи, в театрализованных представлениях, в рисовании, аппликации, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Необходима оценка результативности каждой прогулки-похода - это поможет увидеть все плюсы и минусы организации путешествий в природу в целом и способствовать их совершенствованию.

Что принять за критерии оценки? Настроение и самочувствие детей, а также то, с какими впечатлениями дети вернулись из похода. Если они обсуждают увиденное, рассказывают о нем, сохраняют принесенные дары, значит, поход был удачным. Самостоятельные игры детей - один из самых главных показателей яркости их впечатлений. Задача педагога не только заметить эти впечатления, но и закрепить их, развить. Необходимо оценить также оптимальность физической нагрузки и умение детей использовать знакомые движения в природных условиях. Таким образом, благодаря целевым прогулкам дети могут максимально приблизиться к миру природы, понять ее, почувствовать. Их наблюдения, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях способствуют процессу становления осознанно-правильного отношения к природе и сопровождаются определенными формами поведения ребенка, что служит критерием оценки уровня его экологической воспитанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 Дудорова Татьяна.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, ...

Консультация для родителей «Целевые прогулки"

Как здорово катать огромные снежки, строить снежную крепость....

консультация для воспитателей "Целевые ориентиры ДО"

Преемственность начальной школы и ДОУ по введению ФГОС...

Консультация для педагогов «Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению...

консультация для воспитателей "Целевые ориентиры по созданию групповой песочницы".

Для тех, кто только начинает работать с песком, предлагаю несколько  рекомендаций по созданию групповой песочницы и расскажу о ее приемуществах....

Консультация для воспитателей "Интересная прогулка. Организация и методика проведения прогулки в детском саду"

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...