консультация для воспитателей "Целевые ориентиры по созданию групповой песочницы".
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Зимоздра Наталья Петровна

Для тех, кто только начинает работать с песком, предлагаю несколько  рекомендаций по созданию групповой песочницы и расскажу о ее приемуществах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!» 

К.Д.Ушинский

Для тех, кто только начинает работать с песком, есть ряд рекомендаций:

Задача педагога: сформировать у ребёнка умения развёртывать условные сюжетные действия с  предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

Для организации  групповой песочницы необходимо:

- согласие и желание ребенка;

- творческий подход воспитателя к проведению игровых занятий в песочнице.

- отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Оборудование: 

 - водонепроницаемый деревянный  ящик 50х70см или пластиковый таз, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Либо фабричный пластиковый стол для игр с водой и песком;

-песок должен быть  сертифицированный, средней фракции 0,3-0,6;

- набор игрового материала (камешки, ракушки разного размера, мелкие игрушки из киндер сюрприза, палочки, дощечки, грабельки, сито, лопатки, формочки для лепки и игр с песком);

 - наличие фотоаппарата даст возможность запечатлеть этапы создания композиции и конечный результат.

Виды песка:

- речной песок - больше подходит для познавательной деятельности, для игр- экспериментов;

- кварцевый песок - предназначен для песочной анимации, его можно заменить солью, манкой;

- цветной песок - подходит как для песочной аппликации, так и  для песочной мандалы.

- кинетический песок –  являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций, в нем не заводятся бактерии и микробы. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

- гидрофобный песок -  такое название он получил, потому что боится воды, отталкивает ее, и в результате совершенно не намокает.   многие называют его Космическим, потому что при попадании в воду он образует красивые фигуры, но если слить воду, он останется сухим. Этот песок подходит больше для игр-развлечений.

Принципы организации игр с песком:

  • «Создание» естественной стимулирующей среды:

- подбираем задания, соответствующее возможностям ребенка;

- формулируем инструкцию в сказочной форме;

- исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей;

- поощряем фантазию и творческий подход.

  •     «Оживление» абстрактных символов. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к выполнению заданий и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  •      Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Виды игр и упражнений:

- адаптационные игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста;

- дидактические и познавательные игры;

- работа с ограниченным числом объектов;

- игры - эксперименты с мокрым и сухим песком;

- игры-сказки на песке;

- песочная мандала;

- песочные сосуды;

- песочная аппликация;

- песочная анимация.

Применение игр с песком:

- с целью диагностики, коррекции и развития;

- в процессе краткосрочной адаптации детей;

- как здоровьесберегающее воздействие;

- как долгосрочное психотерапевтическое воздействие.

Структура занятия с песком:

ориентировочный этап –мотивация, введение в игровую ситуацию;

этап прикосновений к песку – вспоминаем свойства песка, отбираем необходимое количество песка для игры, проговаривание эмоций;

дидактические игры и упражнения;

выведение из игровой среды и определение дальнейшей перспективы;

рефлексия – подводим итог, даем детям возможность поделиться своими впечатлениями.

Преимущество игр с песком:

- простота и доступность;

- красота;

-популярность;

- пластичность и функциональность;

- борьба со стрессом.

Любой песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильную чувствительность как основу развития «ручного интеллекта», а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. В играх песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию мозгового  напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия, развивают образное мышление и пространственное воображение, улучшают процессы саморегуляции - что очень актуально перед поступлением в школу.

Учитывая, что игры с песком обусловлены физическими его свойствами - приятная мягкость, шершавость, тягучесть, которые действуют на человека вдохновенно и завораживающе.

 Кроме того, это занятие особенно рекомендуется специалистами для моторных (гиперактивных) детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

Уважаемые коллеги, пробуйте, творите, созидайте и дети будут радовать вас своими успехами, ведь играть с песком не только просто, но и полезно!

 

МАДОУ ЦРР "Детский сад № 123 - "Планета детства"

 

 "Целевые ориентиры по созданию групповой песочницы".

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Зимоздра Наталья Петровна

г. Саратов 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Целевые ориентиры возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС ДО"

Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомиться с целевыми ориентирами возможных достижений ребёнка....

Консультация для родителей "Целевые ориентиры Дошкольного образования"

     Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ДО ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС явля...

консультация для воспитателей "Целевые ориентиры ДО"

Преемственность начальной школы и ДОУ по введению ФГОС...

Консультация для родителей " Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования"

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования...

Консультация для родителей " Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования" консультация (подготовительная группа)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования- это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования....