Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие к Хлудневским мастерам".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Романова Мария Альбертовна

Цель: закрепить ранее полученные знания о Калужской области и г.Калуге; познакомить с ремеслом – Хлудневской игрушкой;   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

для подготовительной группы

 «Путешествие к Хлудневским мастерам».

 (итоговое занятие по проекту «Знакомство с городами России. Калуга»).

Дата проведения: январь 2017г.

Воспитатель: Романова Мария Альбертовна.

Обучающие задачи: закрепить ранее полученные знания о Калужской области и г.Калуге; познакомить с ремеслом – Хлудневской игрушкой;      Развивающие задачи: развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за родной край, интерес и любовь к Родине;

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация.

Тип занятия: интегрированное.

Ход занятия:

Дети входят в зал, встают в круг:

«Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся».

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: -В каком городе мы с вами живем? (Химки).

-Какие города России вы знаете? (Дети перечисляют).

-А мы сегодня с вами отправимся в город, который называют «колыбелью космонавтики» (Дети отвечают: Калуга).

Дети под музыку едут в Калугу, в это время переворачиваю мольберт, на нем карта Калужской области (без всяких обозначений). Дети садятся на ковре около мольберта).

-Вот мы с вами и в Калужской области.

-Покажите на карте границы Калужской области.

-Назовите области, с которыми граничит Калужская область.

Но на нашей карте нет никаких обозначений.

В это время раздаются электронные звуки, воспитатель поднимает ткань, на столе необычный космический аппарат. Воспитатель достает из него цветных картонных человечков.

-Необыкновенные человечки прилетели в Калужскую область вместе с нами, чтобы посмотреть, что же здесь необычного и как здесь живут.  

-Итак, наш первый гость. Идет по земле синий человечек. Рубашка на нем синяя, штаны синие и шапка тоже синяя. Посмотрел он на Калужскую область и сказал: «Ох, небогата область, некрасива, обидно как-то за нее, подарю-ка я ей реки синие и озера. Побежала, заблестела по Калужской земле вода.

Воспитатель показывает на карте реки.

-Какая большая река протекает здесь? (Ока).

И появилась в реках рыба.

Несколько детей выходят и выбирают на столе символы с изображением только тех рыб, которые водятся в реках Калужской области. Наклеивают их на карту.

-Назовите рыб, которые водятся в реках Калужской области? (Сом, щука, лещ, плотва, ерш).

Воспитатель:-Следом за синим идет зеленый человечек. Рубашка на нем зеленая, шапка зеленая, сапоги зеленые… «Ох, небогата земля Калужская, да и некрасива, обидно за нее как-то, одни здесь реки и озера. Подарю-ка я ей….»

-Ребята, как вы думаете, что подарил зеленый человечек? (Леса, растения, деревья).

-Зашумели зеленые леса, зазеленела вокруг высокая трава.

Несколько детей выходят, выбирают символы с изображением деревьев этого края и наклеивают их на карту.

-Следом за зеленым человечком шел коричневый человечек. Рубашка у него коричневая, шапка коричневая, сапоги тоже. Посмотрел он на Калужскую область и сказал: «Ох,  небогата она, некрасива. Есть здесь только реки и озера, да леса. Подарю-ка я ей живность всякую: зверей. Разбежалась по полям и лесам живность всякая, веселее стало везде».

Несколько детей выходят, выбирают символы только с изображением  животных этого края и наклеивают их на карту.

-А следом за коричневым человечком шел белый. Все у него было белое. Он тоже что-то подарил Калужской области. А что? Это пока загадка.

Белый человечек раскроет свою загадку, если дети расскажут то, что они уже знают о Калуге.

Дети рассказывают о достопримечательностях, о памятниках Калуги.

Далее подвижная игра «Заря – заряница» (народная).

Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла (молодца нашла

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Дети садятся.

-Давайте посмотрим, какую же загадку приготовил для нас белый человечек?

Презентация «В гости к Хлудневским мастерам».

Рассказ воспитателя: «Отправимся мы сегодня в деревню Хлуднево Калужского края. Находится она совсем недалеко от Калуги. Посмотрим, каким старинным промыслом занимались здесь. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины – игрушки.

«На родимой стороне, на Калужской на земле,

Не велико, не мало – стоит Хлуднево-село.

А в селе с древней поры жили-были гончары

И лепили мастера, старые и детвора,

Крынки, плошки и горшки

Да свистульки-петушки.

За работою в светлице собирались мастерицы,

Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,

И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки».

-Как вы думаете, из чего лепили народную игрушку? (Из глины).

Воспитатель: В деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была серого цвета. Ее набирали в яме, сначала глину хорошенько рубили лопатой, заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли, выбирали из нее все камушки, веточки растений. Мягкая как тесто глина хорошо лепится.

В умелых руках мастерицы кусок глины превращался в игрушку. Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, сначала игрушку нужно высушить на воздухе.

А потом игрушка отправляется на несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига игрушки и посуда станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды.

Вот посмотрите, как горячо в печи, все игрушки раскалились. Пока наши игрушки обжигаются, мы поиграем.

Физкультминутка.

«Чечары, чечары – собирайтесь гончары.

Хватит охать и зевать – надо глины накопать!

Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,

Под землею глины – слой на три аршина.

Глину месим, глину мнем,

А теперь лепить начнем,

Вот вам и игрушка  - кукла-грематушка».

-Пока мы играли, наши игрушки обожглись в печи. Они остыли и поменяли цвет. Из серой глина стала белой. Это еще один секрет Хлудневских мастеров. Вот в чем загадка белого человечка.

Теперь игрушки надо расписать. Какие цвета использовали мастерицы? Да самые яркие: красный, зеленый, голубой, желтый. Обратите внимание, что расписывали не всю игрушку, а только некоторые части: хвостик, крылышки, гребешок у петушка. Игрушки получались яркими, нарядными, затейливыми.

А это что за необычная игрушка? Это чудо-дерево. Почему его так назвали? Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить отневзгод, от болезней и т.д. Состояло оно из ствола и затейливых веточек, а в гнездышках сидели затейливые птички.

Да все хлудневские игрушки были не только ради забавы. Служили они «оберегами» (от слова оберегать). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут эту семью стороной.

Каждая игрушка имела свое предназначение.

Воспитатель показывает фото.

  1. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы семья была крепкая и было много детей;
  2. Барашки, петушки, коровы с телятами, козы с козлятами – чтобы у хозяев водилась всякая живность;
  3. Барышня со снопами пшеницы – чтобы вырастить богатый урожай.

Грематушки (погремушки) и солопелки (свистульки) лепили не только детям ради забавы. Верили наши предки, что грохотом и свистом они отгоняют нечистую силу и злых духов. Даже когда игрушка разбивалась, ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы.

-Давайте и мы распишем своих птичек. Проходите в мастерскую.

Дети проходят за столы и расписывают глиняных птичек, вылепленных заранее.

-А мне очень понравилась идея с чудо-деревом. Давайте сделаем такое чудо-дерево для нашей группы.

Ребята развешивают своих птичек на чудо-дерево.

Ребенок: «Мы не ели, мы не пили,

                     Чудо-дерево слепили,

                     Символ мира и добра,

                     Полюбуйся, детвора!»

Далее дети говорят, что желает всем его птичка (добра, здоровья,счастья и т.д.)

Далее дети читают стихи:

  1. «Славилась Россия чудо-мастерами,

Белую глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили».

  1. «Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!

Но русская игрушка не стареет много лет,

В красоте, в таланте русском весь находится секрет!»

-Понравилось вам в гостях у Хлудневских мастеров?

А нам пора возвращаться домой.

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа«Защита окружающей среды от мусора»

Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусоромЗадачи:Образовательные:• уточнить представления детей о причинах возникновения...

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусором...