Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие к Хлудневским мастерам".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: закрепить ранее полученные знания о Калужской области и г.Калуге; познакомить с ремеслом – Хлудневской игрушкой;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
для подготовительной группы
«Путешествие к Хлудневским мастерам».
(итоговое занятие по проекту «Знакомство с городами России. Калуга»).
Дата проведения: январь 2017г.
Воспитатель: Романова Мария Альбертовна.
Обучающие задачи: закрепить ранее полученные знания о Калужской области и г.Калуге; познакомить с ремеслом – Хлудневской игрушкой; Развивающие задачи: развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за родной край, интерес и любовь к Родине;
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация.
Тип занятия: интегрированное.
Ход занятия:
Дети входят в зал, встают в круг:
«Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся».
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: -В каком городе мы с вами живем? (Химки).
-Какие города России вы знаете? (Дети перечисляют).
-А мы сегодня с вами отправимся в город, который называют «колыбелью космонавтики» (Дети отвечают: Калуга).
Дети под музыку едут в Калугу, в это время переворачиваю мольберт, на нем карта Калужской области (без всяких обозначений). Дети садятся на ковре около мольберта).
-Вот мы с вами и в Калужской области.
-Покажите на карте границы Калужской области.
-Назовите области, с которыми граничит Калужская область.
Но на нашей карте нет никаких обозначений.
В это время раздаются электронные звуки, воспитатель поднимает ткань, на столе необычный космический аппарат. Воспитатель достает из него цветных картонных человечков.
-Необыкновенные человечки прилетели в Калужскую область вместе с нами, чтобы посмотреть, что же здесь необычного и как здесь живут.
-Итак, наш первый гость. Идет по земле синий человечек. Рубашка на нем синяя, штаны синие и шапка тоже синяя. Посмотрел он на Калужскую область и сказал: «Ох, небогата область, некрасива, обидно как-то за нее, подарю-ка я ей реки синие и озера. Побежала, заблестела по Калужской земле вода.
Воспитатель показывает на карте реки.
-Какая большая река протекает здесь? (Ока).
И появилась в реках рыба.
Несколько детей выходят и выбирают на столе символы с изображением только тех рыб, которые водятся в реках Калужской области. Наклеивают их на карту.
-Назовите рыб, которые водятся в реках Калужской области? (Сом, щука, лещ, плотва, ерш).
Воспитатель:-Следом за синим идет зеленый человечек. Рубашка на нем зеленая, шапка зеленая, сапоги зеленые… «Ох, небогата земля Калужская, да и некрасива, обидно за нее как-то, одни здесь реки и озера. Подарю-ка я ей….»
-Ребята, как вы думаете, что подарил зеленый человечек? (Леса, растения, деревья).
-Зашумели зеленые леса, зазеленела вокруг высокая трава.
Несколько детей выходят, выбирают символы с изображением деревьев этого края и наклеивают их на карту.
-Следом за зеленым человечком шел коричневый человечек. Рубашка у него коричневая, шапка коричневая, сапоги тоже. Посмотрел он на Калужскую область и сказал: «Ох, небогата она, некрасива. Есть здесь только реки и озера, да леса. Подарю-ка я ей живность всякую: зверей. Разбежалась по полям и лесам живность всякая, веселее стало везде».
Несколько детей выходят, выбирают символы только с изображением животных этого края и наклеивают их на карту.
-А следом за коричневым человечком шел белый. Все у него было белое. Он тоже что-то подарил Калужской области. А что? Это пока загадка.
Белый человечек раскроет свою загадку, если дети расскажут то, что они уже знают о Калуге.
Дети рассказывают о достопримечательностях, о памятниках Калуги.
Далее подвижная игра «Заря – заряница» (народная).
Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла (молодца нашла
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Дети садятся.
-Давайте посмотрим, какую же загадку приготовил для нас белый человечек?
Презентация «В гости к Хлудневским мастерам».
Рассказ воспитателя: «Отправимся мы сегодня в деревню Хлуднево Калужского края. Находится она совсем недалеко от Калуги. Посмотрим, каким старинным промыслом занимались здесь. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины – игрушки.
«На родимой стороне, на Калужской на земле,
Не велико, не мало – стоит Хлуднево-село.
А в селе с древней поры жили-были гончары
И лепили мастера, старые и детвора,
Крынки, плошки и горшки
Да свистульки-петушки.
За работою в светлице собирались мастерицы,
Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,
И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки».
-Как вы думаете, из чего лепили народную игрушку? (Из глины).
Воспитатель: В деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была серого цвета. Ее набирали в яме, сначала глину хорошенько рубили лопатой, заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли, выбирали из нее все камушки, веточки растений. Мягкая как тесто глина хорошо лепится.
В умелых руках мастерицы кусок глины превращался в игрушку. Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, сначала игрушку нужно высушить на воздухе.
А потом игрушка отправляется на несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига игрушки и посуда станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды.
Вот посмотрите, как горячо в печи, все игрушки раскалились. Пока наши игрушки обжигаются, мы поиграем.
Физкультминутка.
«Чечары, чечары – собирайтесь гончары.
Хватит охать и зевать – надо глины накопать!
Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,
Под землею глины – слой на три аршина.
Глину месим, глину мнем,
А теперь лепить начнем,
Вот вам и игрушка - кукла-грематушка».
-Пока мы играли, наши игрушки обожглись в печи. Они остыли и поменяли цвет. Из серой глина стала белой. Это еще один секрет Хлудневских мастеров. Вот в чем загадка белого человечка.
Теперь игрушки надо расписать. Какие цвета использовали мастерицы? Да самые яркие: красный, зеленый, голубой, желтый. Обратите внимание, что расписывали не всю игрушку, а только некоторые части: хвостик, крылышки, гребешок у петушка. Игрушки получались яркими, нарядными, затейливыми.
А это что за необычная игрушка? Это чудо-дерево. Почему его так назвали? Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить отневзгод, от болезней и т.д. Состояло оно из ствола и затейливых веточек, а в гнездышках сидели затейливые птички.
Да все хлудневские игрушки были не только ради забавы. Служили они «оберегами» (от слова оберегать). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут эту семью стороной.
Каждая игрушка имела свое предназначение.
Воспитатель показывает фото.
- Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы семья была крепкая и было много детей;
- Барашки, петушки, коровы с телятами, козы с козлятами – чтобы у хозяев водилась всякая живность;
- Барышня со снопами пшеницы – чтобы вырастить богатый урожай.
Грематушки (погремушки) и солопелки (свистульки) лепили не только детям ради забавы. Верили наши предки, что грохотом и свистом они отгоняют нечистую силу и злых духов. Даже когда игрушка разбивалась, ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы.
-Давайте и мы распишем своих птичек. Проходите в мастерскую.
Дети проходят за столы и расписывают глиняных птичек, вылепленных заранее.
-А мне очень понравилась идея с чудо-деревом. Давайте сделаем такое чудо-дерево для нашей группы.
Ребята развешивают своих птичек на чудо-дерево.
Ребенок: «Мы не ели, мы не пили,
Чудо-дерево слепили,
Символ мира и добра,
Полюбуйся, детвора!»
Далее дети говорят, что желает всем его птичка (добра, здоровья,счастья и т.д.)
Далее дети читают стихи:
- «Славилась Россия чудо-мастерами,
Белую глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили».
- «Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!
Но русская игрушка не стареет много лет,
В красоте, в таланте русском весь находится секрет!»
-Понравилось вам в гостях у Хлудневских мастеров?
А нам пора возвращаться домой.
Дети под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...
Конспект занятия по окружающему миру старшая группа«Защита окружающей среды от мусора»
Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусоромЗадачи:Образовательные:• уточнить представления детей о причинах возникновения...
Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»
Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусором...