НОД для детей средней группы в рамах образовательной области «Познавательное развитие» «К бабушке Забавушке в гости на оладушки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
для детей средней группы
в рамах образовательной области «Познавательное развитие»
«К бабушке Забавушке в гости на оладушки»
2019г.
Цель: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1.Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (мини-музей «горница», изба, предметы быта, их назначение) («Познавательное развитие»);
2. Развивать умение свободно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, владеть диалогической формой речи; расширять словарный запас новыми словами («Речевое развитие»);
3. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества; расширять знания о характерных особенностях дымковских и филимоновских игрушках («Познавательное развитие»);
4. Развивать интерес к народной игрушке-матрешке, как к символу русского народного искусства расширять представления детей об игрушке (как украшена, из чего сделана и т.д.) («Познавательное развитие»);
5.Развивать социально-коммуникативные умения с помощью народных игр, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, соблюдать правила в подвижных играх («Социально-коммуникативное развитие»);
6. Формировать умение выразительно читать стихи, отгадывать загадки по опорным словам («Речевое развитие»);
7.Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ («Познавательное развитие»);
8. Развивать творчество; побуждать к самостоятельному выбору использования своих знаний и умений для украшения игрушек декоративными узорами («Художественно-эстетическое развитие»);
9. Повышать эмоциональную и двигательную активность детей, физических качеств ребенка («Физическое развитие»);
10. Совершенствовать умение двигаться под музыку; развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах-ложках («Художественно-эстетическое развитие»).
Материалы и оборудования: костюмы для детей и взрослых, платки, русская народная музыка, деревянная изба (макет), предметы старины, печка, лавка, письмо, коррекционные дорожки, клубок, спицы, самовар, «бабушкин сундук», ложка-заготовка, расписные ложки на каждого ребенка, 3 расписные домика, плоскостные изображения матрешек, разные виды матрешек, игрушки из глины, карусель с лентами, краски, кисточки, вода, заготовки игрушек для росписи, блюдо с сушками, баранками.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы: -наглядные (выставка атрибутов русской избы, игрушки мастеров-умельцев, расписные домики);
- словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потешек)
-практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Предварительная работа: заучивание потешек, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций избы и предметов быта, игры с матрешками, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек, дымковских и филимоновских игрушек, игра на ложках, разучивание народных игр, слушание музыкальных произведений русского народного творчества.
Обогащение словаря: изба, горница, печка, лавка, вязать, спицы, клубок, рукодельница, ухват, чугунок, сундук, сувенир, сарафан, символ России, мастера-умельцы, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, глиняная, расписная, народная игрушка, деревянная, ярмарка.
Логика образовательной деятельности:
Дети одеты в русские народные костюмы. Под народную мелодию «Земелюшка – чернозем», дети с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю (показывает, как правильно отдавать поклон, дети повторяют)
Неожиданно в группу «влетает» Сорока-белобока.
Сорока: Принесла я вам письмо,
Вот (показывает) от бабушки оно.
Сорока «улетает».
Воспитатель: Я, ребята, сейчас прочту письмо, а вы слушайте внимательно его (читает письмо-приглашение):
«Ко мне в гости собирайтесь, да в дорогу отправляйтесь.
Жду вас с нетерпением. Уж готово угощение!» Бабушка Арина.
Воспитатель: Предлагаю, ребята, принять приглашение и побывать в гостях у бабушки Арины, да посмотреть, как раньше жили люди, в каких домах, чем занимались, чем забавлялись. Согласны? (ответы детей) Только нужно поторопиться. Готовы? (ответы детей)
Воспитатель: По различным дорожкам будут шагать наши ножки.
Ходьба под музыку по различным коррекционным дорожкам.
Воспитатель: А теперь продолжим наше путешествие на лошадках:
Лады, лады, лады, лады, ладушки.
Едем, едем, едем в гости к бабушке.
Едем, едем на лошадке
К нашей Бабушке - Забавушке.
Дети имитируют движение, как скачет лошадка, и проговаривают слова.
Воспитатель: Вот и домик небольшой. Дым колечком над трубой (показывает) Видно варится обед. Есть здесь кто-то или нет? (стучит в дверь)
Из домика выходит бабушка Арина в русском народном костюме.
Бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! Давно вас жду-поджидаю. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог – хозяину радость. Я живу в старинной избе. А вы знаете, что такое изба? (ответы детей) Правильно, это дом, построенный из дерева. Проходите, на лавочку садитесь, всем места хватит.
Воспитатель: Ребята, но, входя в избу, волей-неволей каждый должен был поздороваться и поклониться хозяевам, приветствуя дом и хозяев, которые там живут. Давайте и мы пройдем в дом, не забудем поклониться и поздороваться.
Дети кланяются и заходят в избу, садятся на лавочку.
Бабушка Арина: Как вы заметили, в доме всего одна комната. Ее называют горницей. Она небольшая, но красивая какая! Сейчас я вам расскажу, как в старину жили-поживали.
Бабушка берет клубок и спицы, начинает вязать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чем любит заниматься хозяйка? (ответы детей)
Бабушка Арина: Этому ремеслу меня научила моя бабушка. Давным –давно шитью и вязанию обучали всех девочек, чтобы они, когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Девочки помогали своим мамам по хозяйству.
Хозяйка «нечаянно» роняет клубок, он «катится» к печке.
Бабушка Арина: Ребятушки, куда покатился мой волшебный клубочек? (к печке) А для чего в избе печка? Вы знаете? (ответы детей) Печь – это символ тепла. Она была самой главной в избе. Печь не только согревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду, на печи сушили одежду, грибы, ягоды, обувь. На печи можно было и спать. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Давайте посмотрим, что там, в печке?
Книзу узок, вверх широк,
Не кастрюля -…(чугунок)
Как же нам достать из печки чугунок, ведь он горячий и можно обжечься? А у хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. Что это, ребята? (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала чугунки со щами и вкусной кашей.
(достает ухватом горшок и ставит на стол)
Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (дети пробуют достать из печи ухватом чугунок)
А вот еще одна загадка, попробуйте найти отгадку в избе:
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
Каждый день, садясь кушать, вы берете в руку ложку. Первая ложка, ребята была из камня. Она была очень тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была легкой и гладкой, и не обжигала губы во время еды. Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Ложка получилась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Раньше без своей ложки в гости не ходили. Все деревянные ложки были расписные, яркие. Глаз не отвести!
Показывает детям деревянные ложки.
А какие ложки знаете вы? (ответы детей)
Деревянные ложки до сих пор живут у многих дома – украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. И деревянными ложками раньше не только ели, но еще и весело шумели.
Бабушка предлагает детям «пошуметь» на ложках.
Музыкально-ритмическая игра с ложками.
Дети ложки в руки взяли, (берут ложки)
Дружно в ложки застучали (ударяют ложкой о ложку перед собой)
Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться (постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками)
С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
(ударяем ложками перед собой, а потом отводим руки за спину)
А сейчас растопим печь,
Надо блинчиков испечь («пекут» блинчики)
А теперь пора повеселиться,
В каруселях прокатиться (кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой)
Вот как весело плясали,
Дружно ложками стучали (кладут ложки)
Дети садятся на лавочку.
Бабушка Арина: Ребята, посмотрите, а у меня в горнице стоит сундук, который подарила мне моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (ответы детей) В далекие-далекие времена, когда в домах еще не было тумбочек, шкафов, сундук являлся главным предметом мебели. В нем хранили одежду, драгоценности. Хотите заглянуть? (ответы детей)
Бабушка открывает сундук, заглядывает вместе с детьми.
Ой, да тут игрушки, какие красивые, расписные!
Достает из сундука игрушки и ставит на стол.
Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (их покупают в магазине, дарят) А в старину люди делали игрушки для своих детей сами. Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю для вас куколку.
Берет платок, и заворачивает в него деревянную ложку с глазками.
Вот и получилась у нас куколка. Давайте назовем куколку именем (дети придумывают ей имя) А из чего сделаны ваши игрушки? (из резины, пластмассы, дерева, ткани) А раньше, ребята, русский народ изготавливал игрушки из того, что было под рукой: сучков дерева, соломы, хлебного мякиша. Такие игрушки быстро ломались. А народные умельцы мастерили игрушки из глины, дерева, а потом украшали их разными росписями и продавали на ярмарках, куда съезжался народ с разных деревень и городов. Посмотрите, ребята, в моей мастерской есть три красивых домика.
Хозяйка провожает детей в мастерскую и обращает внимание детей на стол, где стоят три расписных домика.
Живут в этих веселых домиках веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко. Отгадайте, дети, какие игрушки живут в этом домике? (дымковские) Как вы догадались? (по росписи домика) А ну-ка расскажите, стихи про веселые игрушки:
Ребенок 1: Ой, люли. Ой, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые,
Гордые. Лихие.
Ребенок 2: Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
Ребенок 3: Эта девица красна,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят-
Замечательный наряд.
Бабушка Арина: Молодцы! Слушайте интересную историю, ребята. Попив по утром чаю с кренделями, игрушки выходили на прогулку. Вот так (выводит из-за домика 2 игрушки -барыни) Какие они красивые, нарядные, яркие, весёлые! Из какого материала их мастер сделал? (из глины) Каким узором они украшены? (ответы детей) Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (ответы детей)
Однажды встретились перед домиком две дымковские барышни и разговорились.
- Машенька, - сказала одна, - ты не знаешь, почему ставенки в этом домике всегда закрыты? Кто там живет?
- Не знаю, - ответила Варенька. – Смотри, у них и узоры на ставнях какие-то другие – в полосочку! Давай сходим к ним в гости!
Подошли Машенька и Варенька к домику и постучали в полосатые ставенки. Отворились расписные ставни, и увидели барышни дивные игрушки – яркие, веселые, полосатые!
- Ой, какие вы красивые! Вы кто? Мы хотим с вами познакомиться!
Вышли дивные игрушки на улицу. Стали знакомиться.
- Мы игрушки дымковские, - представились Машенька и Варенька.
Как вы думаете, дети, что сказали о себе другие игрушки? (ответы детей)
Дети, посмотрите, какие вытянутые шеи у этих игрушек. Так лепят все филимоновские игрушки. Они как будто тянутся к солнышку. Скажите, ребята, чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских? (ответы детей) Правильно, все филимоновские игрушки в отличии от дымковских-свистульки. Они очень звонкие!
Ну-ка, попробуем! (Берет игрушку и свистит)
А теперь, ребята, закрывайте глазки все, все, все, и не подсматривайте, а то фокус не получится.
Раз, два, три, барыня оживи!
Дети открывайте глазки.
В зал входит живой персонаж барыни.
А теперь давайте немножко поиграем с барышней.
Подвижная игра «Барышня».
К Барышни мы близко близко подойдем, (дети, сужая круг подходят к барышни)
Барышни низки-низкий наш поклон (кланяются)
Мы над барышней посмеемся (расширяют круг и показывают на нее рукой)
Ха-ха-ха!
Хороша ты, наша барышня, хороша! (качают головой)
Раз, два, три!
Нас ты, барышня, догони! (дети убегают, барышня их ловит)
Барыня: Ух, молодцы какие! Весело поиграли!
Ребята, а кто живет в этом красивом домике? Попробуйте отгадать:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
Но всего одна игрушка (матрешка)
Барыня: К вам пришла я не одна,
Я подружек привела.
Хозяйка выставляет разных матрешек на стол.
Бабушка Арина: Как вы думаете, ребята, для чего, мастера умельцы сделали этих матрешек? (играть, развлекаться, ума набираться) А из какого материала эти игрушки-куколки? (Из дерева) Верно, мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. Ребята, но дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось? (Их раскрасили художники) Ребята, а во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки) А в чем главный секрет матрешек? (это кукла с сюрпризом). А чем отличаются матрешки друг от друга? (рисунком, размером) Русская матрешка – русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. Давайте и мы поиграем.
Предлагает поднос, на нем изображения матрешек.
Барыня: Растерялись, ребята, наряды матрешек. Все матрешки загрустили. Помогите, подберите каждой матрешке свой наряд.
Игра «Собери матрешку по наряду».
Бабушка Арина: Матрешки всюду славятся,
Они всем нравятся.
Любят они на каруселях кататься!
Барыня: А у меня есть веселая карусель.
За ленточки беритесь,
На карусели прокатитесь.
Народная игра «Карусель».
В центре становится Барыня, она держит обруч, на котором привязаны ленточки (обруч с ленточками поднять вверх) Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели". Идут по кругу и произносят слова песенки:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается.
Бабушка Арина: Молодцы, хорошо повеселились.
Пока мы играли, игрушки тоже закружились в танце и все перемешались.
Посмотрите, дети, сможете ли вы теперь различить игрушки и проводить их в свой дом? Ну-ка, скажите, это чей домик? А этот? (ответы детей)
Дети по узорам на домах определяют, какая, игрушка, где живет. Игрушки поочередно уходят за дом, ставни закрываются.
Бабушка Арина: Ребята, а вы сами хотите побывать мастерами? (ответы детей)
Мастера, скорей за дело!
Украшай игрушки смело!
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор!
Посмотрите, у каждого своя игрушка, попробуйте ее украсить узором.
Дети рассаживаются за столы для росписи игрушки.
Бабушка Арина: А мастера никогда не лепили и не раскрашивали молча, они разговаривали, пели песни. Давайте послушаем русскую народную песню.
Звучит народная музыка, дети работают.
Посмотрите, как красивы игрушки,
И нарядны и просты.
А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров? (Бережно, аккуратно).
Славно мы время провели. Пришло время прощаться. Понравилось вам у меня в гостях? (ответы детей) Спасибо, что ко мне пришли, с собой веселье принесли. А вот и самовар вскипел, всех к столу собрать велел. Всех к столу я приглашаю, чем богата – угощаю!
Воспитатель: Бабушка, спасибо тебе за гостеприимство, да за гостинцы твои, но пора нам с ребятами обратно в детский сад возвращаться.
Бабушка Арина: Ну что ж, пора так пора. Я вам в дорогу гостинцы дам. Да не забывайте меня, вспоминайте добрым словом. Счастливого вам пути!
Подает блюдо с угощением. Бабушка и Барыня машут рукой детям в след.
Дети садятся на лошадку и возвращаются под музыку обратно в сад.
Лады, лады, лады, лады, ладушки.
Съездили мы в гости к бабушке.
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в детский сад. А где вы сегодня были, кого видели, что делали? (ответы детей)
Наше путешествие заканчивается
Чаепитие начинается!
Дети и гости угощаются пряниками, баранками.
Информационное обеспечение:
1.О. Я. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство - Пресс».
2. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
3. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
6. Инет -ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» "Путешествие в сказку"
Программное содержание: развивать умение логически мыслить; закреплять порядковый счёт до 5; познакомить детей с цифрой 6; учить сравнивать полоски по длине, пользуясь словами самый длинный, пок...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – будем в Африке гулять»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических пр...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Теремок» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач...
Конспект НОД Для детей средней группы (4-5лет) Образовательная область: познавательное развитие с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии Тема: «Колобок»
Конспект НОД развитие речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеИнтеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»Тема: «Путешествие в заколдованный лес»Цель: способствовать раз...
Конспект Совместной образовательной деятельности в средней группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Зима»
Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями природы; закрепить названия зимней одежды и обуви; познакомить детей со значением снега в природе. Развивающие: ...