Игры в экологическом воспитании дошкольников.
статья по окружающему миру

Татьяна Александровна Багинская

Игры в экологическом воспитании дошкольников.Составила воспитатель Багинская Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в экологическом воспитании дошкольников

   Багинская Т.А.

   В наше  время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для  того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружаюую среду, чтобы не делать   экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья  и жизни, современный  человек должен  обладать  хотя  бы  элементарными экологическими знаниями.   Опыт показывает, что взрослого человека, с уже сформировавшимися  взглядами, трудно переубедить  и перевоспитать.       Поколение, воспитанное на лозунгах «победить  природу, взять у нее все богатства» с трудом перестраивается на новый  тип  взаимоотношений «человек-природа», осознает самоценность природы, как таковой.  До сих пор у нас природа часто оценивается с точки зрения  пользы или вреда для человека. Сформировать  человека с новым экологическим типом мышления можно,   только закладывая, основы знаний с раннего детства. Поэтому  крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с дошкольниками.  Именно в  этот период у человека формируется представления об  окружающем мире,   и очень  важно,   чтобы  эти представления  включали и понимание  существующих в природе  взаимосвязей,  т.е.   экологические знания.

    Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с  окружающей средой  и друг  с другом.  Следовательно,   задачей  экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе и дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например: животными и растениями, животными и животными),   их связи с  окружающей средой  (например, приспособленность  живых организмов к   определенным условиям, зависимость от  экологических факторов) и представление о том, что  в природе живые  организмы не  существуют отдельно друг от друга, а образуют  разнообразные  экосистемы (лес,   озеро,   болото).  Дети должны также знакомиться с  развитием живых организмов,  с сезонными изменениями в их жизни.  Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней  взаимосвязей  - позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на  окружающую среду.

    В дошкольном  возрасте усвоение  основ экологических знаний наиболее перспективно,  так как  имению  в этом  возрасте ребенок  воспринимает природу очень  эмоционально,  обращает  внимание на такие особенности природы,  которые   взрослый человек  и не замечает.  Ребенок способен, удивляться тому,   что его  окружает,  задавать массу  вопросов о растениях, животных.   Он  воспринимает животных как  равных,   сочувствует им,  сопереживает. Именно эта  особенность младшего возраста должна быть использована, как можно полнее  в целях экологического  воспитания.

    Дошкольное детство - начальный  этап становления человеческой личности.   В этот период закладываются основы личностной  культуры.

    Главная цель экологического  воспитания  - формирование начал  экологической культуры;   правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы,  к  вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

   Экологические знания – это сведения  о взаимосвязи конкретных растений  и животных со средой   обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить,  что рядом с ним находятся живые существа,   к которым относится  и человек,  т.е.   он  сам. Человеку также нужны хорошие  условия,   чтобы   он себя нормально чувствовал,   был здоров. К знаниям экологического характера  относятся  и элементарные сведения  об использовании людьми природных богатств,   об   охране природы.

   Знания не самоцель  в экологическом воспитании, но они необходимое условие  выработки такого отношения и  окружающему миру,  которое носит эмоционально-действенный  характер и выражается в форме познавательного интереса,  гуманистических и эстетических переживаний, практической  готовности созидать  вокруг  себя,  бережно обращаться с, вещами не только    потому,   что это чей-то труд,  но еще и    потому,   что затрачены  материалы,   взятые  из  природы.

   Форма и методы работы с детьми разнообразны:  это циклы наблюдений  за растениями и животными в уголке природы  и на участке,   ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии,   игровые обучающие ситуации с  использованием игрушек и литературных персонажей.

   Игра  - это  очень  важный метод  экологического воспитания.   В жизни детей дошкольного  возраста  игра является  ведущей  деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность:   играющий  ребенок находится  в хорошем расположении духа,  активен и доброжелателен.   Эффективность ознакомления детей с природой  в большой степени зависит  от  их эмоционального  отношения      к  педагогу,  который  обучает,  дает   знания, организует наблюдения  и практическое  взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент,   который  объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с  природой), заключается  в том,   чтобы «погрузить» детей  в любимую деятельность  и создать  благоприятный  эмоциональный фон  для  «природного»  содержания.

   Второй  значимый момент  связан с   выработкой  отношения детей к природе,   которое   в рамках экологического воспитания является конечным результатом,   все,   что нравится детям,   все,  что  их впечатлило, преобразуется в практику какой-либо  игры.  Поэтому,   если дошкольники играют   в зоопарк, ферму,   цирк   и др.,   это означает,   что полученные  представления оказались  яркими, запомнились,   вызвали эмоциональный отклик.

   В свою очередь усвоение  знаний  о природе при помощи игры не может не оказать  влияния на формирование  у детей  бережного и  внимательного отношения к  объектам животного и растительного мира. А экологические  знания,   вызывающие эмоциональную реакцию у  детей, войдут в их самостоятельную игру,  станут ее содержанием.

   Игра  и    экологическое  воспитание   в некотором отношении противоположны:   во  время игры  ребенок раскован,   он  может проявлять инициативу,   совершать любые действия,   от которых игра может  стать лучше или хуже,  но при этом никто не пострадает,  т.е. физически  и морально не  ограничен  в этой деятельности. Познание природы,   взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма  и поэтому накладывают много  запретов,   ограничивают практическую деятельность  ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

   Основу классификации    детских игр заложил  П.Ф.Лесгафт.   Он   раскрыл  воспитательное значение  игры,   с издал систему подвижных игр,   разработал  их методику,   показал  психологические  отличие  игр с правилами от  имитационных.

   Творческие  игры    различаются  по содержанию (отражение быта, событий); по организации и количеству участников (индивидуальные,   групповые); по  виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок,   рассказов; строительные).

   Игру с правилами  имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.  К таким играм можно  отнести,  например,   «Гуси-лебеди», «У медведя  во бору», «Краски» и т.д.  Отличие между этими видами  игр заключается  в следующем:   в творческой  игре активность детей, направлена на выполнение замысла,  развитие сюжета,   в играх с правилами главное - решение задачи,   выполнение правил.

   Система дополнительного образования предполагает  использование нетрадиционных методов подачи информации.   Особенно актуально это для дошкольников.   Возрастные особенности детей таковы,   что традиционный урок для них пока еще неприемлем. Дети этого   возраста не могут  и не должны сидеть неподвижно 40-45 минут,  они не  могут концентрировать внимание надолго,   быстро утомляются  от однообразной деятельности. Даже  самые интересные рассказы педагога дети не  в состоянии слушать более  10-15 минут.  Поэтому игра,   основной   вид деятельности для  детей дошкольного   возраста,   как нельзя лучше подходит для  системы дополнительного образования.

   Игрушка –  обязательный спутник детских игр.  А.С.Макаренко делил игрушки на три типа:   готовые,   полуготовые,   игрушки-материал.

   Готовые игрушки (куклы, животные) используются на  занятиях кружка «Мир  вокруг нас».  При изучении различных тем применяются персонажи: Незнайка,   Буратино,  медвежонок  и др., персонажи произведений,   хорошо  знакомых детям.   Герои полюбившихся сказок,   рассказов,  диафильмов, мультфильмов  воспринимаются детьми эмоционально,   будоражат   воображение, становятся  объектами подражания,  сказочные персонажи «выходят»   за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают  характерною для них линию поведения. Например,   Чипполино много знает  об овощах  и фруктах, та как  живет  во фруктово-огородной  стране.   Он  сообщает новые сведения  о плодах,  дает советы по их выращиванию,   уходу за   огородными растениями.  Карлсон, большой  хвастунишка,   баловник  и любитель  поесть,   он может  сообщать много  интересного  о  воздухе   в округе,   изменениях в природе  и в сезонах года, незнайка  часто попадает  в пропан,   делает неверные предположения,   дает неправильные советы.  Этот персонаж очень часто используется на  занятиях.

   Полуготовые  игрушки – кубики,   мозаика,   конструкторы применяются для моделирования объектов.  Например,   при изучение темы «Растения» мы используем разрезной картонный макет:  корень,   стебель,   лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение,  объясняют название частей.  Контролируют друг друга,   замечая ошибки соседа. Особенно   ценной  можно считать  игрушку  - материал (глина,   песок,   картон, бумага,   природный   материал), которая дает простор детской фантазии. Например,  наблюдая осенние   изменения в природе,   в частности - листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на лист бумаги и получили коллективную работу - панно.  Изучая тему «Песок»,  педагог с детьми на прогулке  играли в песок  и еще раз закрепили его свойства - сыпучесть, водопроницаемость  и т.д.

Возможность использования игрушек-материалов очень   велика: поделки из шишек,   желудей,   веток;  аппликация из бумаги, листьев; по итогам изучения каждой  темы делают   выставки творческих работ детей: рисунки, оригами я т.д.

   При изучении темы «Домашние питомцы»  используют  игру-практикум. Каждый   ребенок приносит  игрушку-кошку  или собаку.  Разыгрываются сценки-ситуации:  животное хочет  есть, дети кормят  его,  комментируя, чем питомец  испачкался. Купаем его,  гуляем и играем с домашним любимцем. В процессе такой   игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными,   ответственность,   заботливость  и любовь к  «братьям нашим меньшим».

   При изучении темы «Обитатели воды» педагог составит цель – закрепить  у детей  представление  о рыбах,   которые живут  в аквариуме и за которыми они наблюдали.  Показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам:  живые рыбы живут   в воде,   из которой  их нельзя  вынимать;   игрушечные рыбки – это предметы,   с которыми можно играть,   брать в руки,   они похожи на живых,  но не двигаются,   не едят  и др.

   Игры-иллюстрации используют,   чтобы показать свойства  веществ. Например,  при изучении темы «Воздух».  Показать детям воздух наглядно можно,   используя мыльные пузыри. Для  этого требуются трубочки для коктейля  и мыльный  раствор.  Дети пускают пузыри,   наблюдая  свойства - летучие,   легкие,   наполнены  воздухом,   который  выдыхаем.  Играем:  у кого, самый  большой пузырь? Чей  самый яркий? Свойства  воды,  песка,   глины тоже можно показать   в процессе  игровой  деятельности.

   В конце почти каждого  занятия,   для закрепления изученного материала,   можно использовать  игру «Правильно-неправильно».   Когда педагог дает правильное утверждение  - дети должны хлопать в ладоши,  неправильное – не хлопать.  Например,    при изучении темы «Летающие семена» - «одуванчик» - хлопок,   «клен» -  хлопок,   «желудь» - тишина.  Дети учатся концентрировать внимание.   Ошибки сразу становятся  видны.   Вариантом такой   игры является игра с  мячом.   Вместо  хлопка ребенок должен поймать  или отбросить брошенный мяч.  В  данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение.  Дети    развивают ловкость  и  скорость  реакции.

   Для детей  дошкольного  возраста хорошие  способом закрепления  материала   является инсценирование. Для  этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее  часто встречающихся персонажей  (Заяц, Белка, Волк,  Лиса и т.д.) Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты.  Например,   изучая поведение животных весной,   мы читали сказку В.Бианки «Заяц, медведь, Косач и  Весна».  Сначала дети обсуждают услышанное,   выясняют значение незнакомых слов «Косач-это тетерев»,  отмечают  особенности поведения   этих животных весной. Потом,  распределяют роли  и проигрывают сказку, не заучивая дословно текст,   а говоря  «словами своими».   Важно обратить  внимание на то,   что активность обычно проявляют одни и те же дети с  артистическими способностями, нужно роли давать по очереди разным детям. Качество постановки от этого, возможно и страдает,   но «тихие»   и «закомплексованные» дети, выступая   в качестве главных героев,  повышают свою самооценку, становится увереннее в себе, улучшают речь: приобретают новый статус  в детском коллективе.

   Большую роль  в закреплении знаний о природе играют  разнообразные дидактические  игры. Четкое разъяснение правил игры,   выработка  у детей навыка соблюдать  их делают  игру интересной  и не сводят  ее к упражнению. Дошкольники с  удовольствием играют   в различные настольно-печатные игры:    «Зоологическое лото», «Ботаническое лото» «Кто где живет?»  и т.д.

   Разнообразными  могут  быть словесно-дидактические  игры.  Они не требуют дополнительного оборудования  и специальных условий.   Старшие дошкольники уже  имеют достаточно широкий» круг представлений  о природе, а такие  игры интенсивно развивают мышление,   гибкость  и динамичность представлений,   умение сравнивать и объединять  имеющиеся  знания.   В практике  используются различные  игры. Например,   «Закончи предложение» - педагог говорит начало фразы,   а дети должны придумать конец: «Белка осенью делает запасы потому, что...», «летом бывает дождь, а зимой...» Интересными являются  игры  в загадки-описания – они упражняют детей   в умении  выделять  характернее признаки предмета,  называть их словами, воспитывают  внимание. «Отгадаете загадку, - говорит педагог.  Я  загадала плод: круглый,  оранжевый,  растет на дереве   в теплой стране». А потом педагог предлагает детям придумать  загадки на определенную тему, «Что  бывает желтое», «Что бывает круглое?», «Что бывает  зимой?», «Что бывает  летом?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое» и др. Игры  может придумать  сам педагог на темы,   изучаемые на  занятиях.

   Игровой  момент занятия    вносит широкое использование  загадок. Существует несколько определений   загадки.   В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный  вопрос,   заданный  в форме  замысловатого, краткого, как правильно ритмически организованного  описания какого-либо предмета  или явления».  Подержание загадок отражает жизнь и деятельность человека,   животных,  явления  окружающей  среды.  Загадки можно использовать на занятиях, на экскурсиях,   в играх,  сама форма  загадки    привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в умении доказывать, по содержанию и структура загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, нормировать у них навыки восприятия и использования речи - доказательства и речи - описания. Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития.

   Подвижные  игры, помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках,   в конце  экскурсии можно  проиграть с детьми в подвижные игры,   используя основы  экологических знаний.  Народные  игры можно усложнить,  например, «У медведя  во бору»,  дети должны собрать разбросанные  по площадке картинки с  изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять,  успевая при  этом убегать от «медведя». Любят дети играть  в «Лесные пятнашки», когда нельзя «посалить» пару игроков,   успевших взяться за руки вокруг определенного дерева – береза, клен, липа и т.д. «Без промаха» - собираем по 5 еловых шишек  и бросаем в цель-мишень, кто попал 5 из 5, становится победителем.  «Следопыты» - педагог просит детей найти на определенном участке «несообразности»,   подготовленные им заранее: на березе - желудь,   под яблоней - шишка, на каштане - гроздь рябины и др. Кто быстрее и внимательнее,  тот и победил.  Играя   в подвижные игры, дети получают  вместе со знаниями,  заряд бодрости и здоровья.

   Игры-путешествия (или их фрагменты) присутствуют на занятиях,   в наблюдениях,  труде. Например,  «Поездка на  выставку», «Экспедиция  в Африку», «Экскурсия  в зоосад», «Путешествие к морю»  и др.   По существу  всевозможные путешествия – это единственный  вид игры,   сюжет  и роли которой допускают прямое обучение детей,   передачу новых знаний.

   В каждое конкретном случае  сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места,   знакомятся  с новыми явлениями объектами в качестве путешественников, экскурсантов,  туристов, посетителей и т.д. Дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают.   Воспитатель,   взяв на себя  роль  экскурсовода,  руководителя туристическое  группы,  опытного путешественника  и т.д.,   рассказывает  и показывает дошкольникам все интересное,  ради чего отправились в путь. Большую помощь сможет оказать атрибутика   в  виде самодельных фотоаппаратов,   подзорных труб  и биноклей. Дети активнее входят в роль, больше совершают игровых действий. «Оптические приборы»,  ограничивая объективом пространство обзора,   создают хорошие  визуальные условия для наблюдения.  Кроме того,  фотографирование  предполагает  изготовление  «фотографий»  - создание детьми рисунков на основе  впечатлений.

   При использования  игр   в системе дополнительного образования  следует  помнить несколько правил:

  • Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
  • Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации,  дидактический  материал.
  •  Добровольность - основа   всего. Если ребенок не хочет участвовать   в игре  - не заставлять  его,  наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним - пусть  и не на первой   игре.
  • Не  затягивать  игру во времени.
  • Помнить, что игра - благоприятная почва для  решения  воспитательных задач:   от активизации отдельной личности до  решения проблем целого коллектива.
  • Игра должна помогать реализовывать цели и задачи экологического воспитания и обучения детей дошкольного  возраста.
  • После  игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться  впечатлениями.

   Игра - путь  детей к познанию мира.  Использование  игровых обучающих ситуаций на  занятиях помогает  выработать у детей основы экологических навыков,  закрепить  элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней,   воспитать эмоциональное  и нравственное отношение  ко всему живому.   Экологическое   обучение   и воспитание через игру является  самым  результативным и естественным.  Дети получают  экологические знания, формируют целостный  взгляд на природу  и место человека в ней  с самых первых лет жизни через творческую игру  в системе дополнительного образования.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бондаренко Т.М.   Экологические  занятия с детьми 6-7 лет.

-Воронеж:  ТЦ Учитель,   2012

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания  дошкольников.

-М.; АКАДЕМИЯ,    2013

3. Николаева  С.Н. Место игры в экологическом  воспитании дошкольников.

       -М.; Новая школа,   2010

4. Рыжова Н.А.  Программа  экологического воспитания дошкольников «Наш дом-природа». -Тамбов, ИПКРО,  2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры в экологическом воспитании дошкольников"

Эта статья о роли игры в экологическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...

« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...

игры в экологическом воспитании дошкольников,как часть духовной куьтуры.

Игры в экологическом воспитании дошкольников, как часть духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является эколо...

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....