проект на тему: "Водичка, водичка"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Актуальность проекта.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического образования. Поэтому формирование у детей культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Цель: Развивать у детей представления о природном объекте воде, ее свойствах, состоянии; ее влияние на все живое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodichka_vodichka.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Проект на тему:
«Водичка, водичка»
Подготовил: Воспитатель Галиуллина А. Р.
Педагогический стаж: 10 лет
2017 год
Тема: «Водичка, водичка»
Проект: Экологический проект.
Проект реализуется с детьми 3-4 лет.
Направленность: познание окружающего мира.
Вид проекта: краткосрочный, исследовательский, познавательный.
Актуальность проекта.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического образования. Поэтому формирование у детей культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Цель: Развивать у детей представления о природном объекте воде, ее свойствах, состоянии; ее влияние на все живое.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять желание наблюдать за свойствами воды;
- способствовать расширению знаний о состоянии воды;
- подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком и твердом состоянии; при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду); летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду); в воде растворяются соль, сахар, гуашь; песок – не растворяется; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роль воды в жизни человека, растений, животных;
- обогащать и активировать словарный запас детей.
Развивающие:
- формировать умение детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
- развивать умение детей коллективно производить трудовые действия.
Воспитательные:
- формировать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- закреплять правила поведения в природе.
Активизация словаря:
- вода: журчит, течет;
- трудовые действия: наливать, переливать, разливать;
-качество труда: последовательно, аккуратно, бережно.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстрации с изображением купания в водоемах, в бассейне, в ванне, под душем;
- прослушивание аудиозаписи «Журчание воды»;
- беседы: «Вода и ее превращение», «Есть ли у воды цвет? А запах?», «Смогли бы люди жить без воды?».
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Описание предметно-развивающего пространства: месторасположение – территория детского сада, группа.
Атрибуты:
- стаканчики, емкости разных форм, акварельные краски, предметы из разных материалов.
Работа с детьми:
- познавательно-исследовательская деятельность (НОД, экскурсии, наблюдение, рассматривание);
- коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);
- игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации);
- продуктивная деятельность (рисования, аппликация).
Работа с родителями:
- консультация «Берегите воду», «В жизни самое главное вода»;
- консультация «Опыты с водой дома»;
- «Праздник мыльных пузырей».
Ожидаемые результаты.
Образовательные:
- формирование представлений детей о природном объекте воде;
- формирование познавательного интереса;
- обогащение словарного запаса;
- сформированность некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к воде;
- привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Этапы проекта.
1 этап – подготовительный:
- составление перспективного плана мероприятий;
- изучение методических пособий и литературы по данной теме;
- создание условий для экспериментальной деятельности;
- подбор художественной литературы, пословиц, стихов, рассказов, загадок, игр;
- обследование детей в начале проекта.
2 этап – основной:
- организованная образовательная деятельность;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
- беседы;
- дидактические игры, подвижные игры;
- художественное творчество (аппликация, рисование);
- наблюдение детей за свойствами воды.
3 этап – заключительный:
- проведение «Праздника мыльных пузырей».
Реализация проекта:
На подготовительном этапе проекта нами была проведена следующая работа: была изучена методическая литература, определена тема, цель и задачи проекта, составлен перспективный план работы над проектом (Таблица 1); определено время в режиме дня для реализации проекта, оформлен альбом художественного слова для детей и родителей по теме, пополнен уголок демонстрационным материалом, создана картотека опытов, подготовлено необходимое оборудование.
Подготовлены материалы и оборудование: ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки (заяц, белочка, медведь); угощение для животных (капуста, морковь, шишки); цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики. Подготовлен центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей. Оформлен книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с экспериментами через книги, журналы.
Проведены беседы «Вода и ее превращение», «Есть ли у воды цвет?», «Есть ли у воды запах?», «Смогли бы люди жить без воды?». Проведены наблюдения за дождем из окна, за трудом воспитателя и выполнения трудовых поручений: мытьем игрушек, по уходу за комнатными растениями, за работой помощника воспитателя (как она моет посуду), наблюдения на прогулке за льдом, снегом, за водой.
Знакомство с художественными произведениями: потешкой «Дождик», стихотворениями А. Барто «Девочка чумазая», Л. Воронкова «Снег идет», К. Александровской «Купание», К. И. Чуковского «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
Проведена НОД «Теплая капелька или поможем Колобку умыться», «Про маленькую капельку». В утренний и вечерний отрезок времени проведены дидактические и подвижные игры по теме проекта, занимались с детьми исследовательской деятельностью, согласно перспективному плану, подготовлены консультации для родителей.
На втором (деятельном) этапе образовательная деятельность детей проведена в игровой форме с использованием исследований. Так были проведены исследовательские опыты: «Прозрачная вода», «У воды нет запаха», «У воды нет вкуса», «Холодная, теплая, горячая вода», «Что растворяется в воде», «Окрашивание воды», «Тонет - не тонет», «Буря в стакане», «Снег-это вода».
Большую роль в пополнении экологических знаний детей о воде играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы осуществлены с детьми игры «Купание куклы», «Капитаны», «Стираем кукле платье», «Без чего не может жить цветок?».
Проведенный цикл наблюдений за водой расширил знания детей о воде, обогатил их сенсорный опыт. В период наблюдения за водой дети знакомились со свойствами воды, за ее состоянием, ее влияния на все живое.
Наблюдения дополняли просмотром картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира и животного мира эстетическое наслаждение красотой природы.
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы проводим исследования. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием участвовали в экспериментальной деятельности со взрослыми. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты воды в различных ее состояниях.
Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, а также к непосредственной образовательной деятельности «Дождик», «Снежинка», беседы «Как выглядят снежинки», «Вода и ее превращения», «Смогли бы люди жить без воды», «Что случится со снегом, если пригреет солнышко». Оформлен альбом «Опыт с водой». Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.
Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности.
На 3 этапе (заключительном) был проведен «Праздник мыльных пузырей», где дети совместно с родителями участвовали в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о воде, ее свойствах и состоянии.
Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о воде, ее свойствах, состоянии, формированию представлений о взаимосвязях не живой природы к растительному и животному миру. Развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к воде. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту и бережное отношение к воде.
Результат
За время реализации проекта «Водичка, водичка» у воспитанников значительно повысился уровень развития познавательно – исследовательской деятельности, сформировались начальные предпосылки поисковой деятельности, расширились знания о воде, ее признаках и свойствах через опыты и эксперименты, обогатился словарный запас. Воспитанники овладели умениями поисковой деятельности (опыты со льдом и водой), стали бережнее относиться к воде. Они привнесли результаты работы в группе в домашние условия.
Таблица 1
Образовательные области | Совместная деятельность взрослых и детей | Взаимодействие с родителями | Сроки проведения |
Подготовительный этап. | |||
- Познание - Социализация - Коммуникация - Безопасность - Чтение художественной литературы | 1. Составление проекта. 2. Подготовка к реализации проекта. | Предварительная работа с родителями | Август |
Основной этап. | |||
- Познание - Социализация - Коммуникация - Безопасность - Художественное творчество - Чтение художественной литературы
|
- Беседа №1 «Вода и ее превращения»; беседа №2 «Есть ли у воды цвет? А запах?» - Наблюдение за дождем из окна. - Подвижная игра «Солнышко дождик» - Рисование красками с элементами аппликации «Дождик». - Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя 2 половина дня - Исследовательская деятельность: «Окрашивание воды» - Чтение потешки «Дождик». | Памятка «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Сентябрь 1 неделя |
- Познание - Социализация - Коммуникация - Труд - Чтение художественной литературы
|
- Беседа №3 «Смогли бы люди жить без воды?» - Во время умывания чтение потешек о воде. Вопросы: 1. Что делают дети? 2. Чем умываются? 3. Какая вода? 4. Что вода делает? (течет из крана) 5. Для чего мы умываемся? Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь. - Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек. 2 половина дня. - Исследовательская деятельность: «Ветер по морю гуляет…» - Чтение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр» | Сентябрь 2 неделя | |
- Познание - Труд - Социализация - Чтение художественной литературы - Музыка
|
- НОД «Прятки» (игры с водой) - Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя. - Отгадывание загадок о воде - Игра «Капельки» 2 половина дня. - Исследовательская деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода». - Чтение «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского. - Прослушивание аудиозаписи «Музыка дождя» | Сентябрь 3 неделя | |
- Познание - Труд - Коммуникация - Чтение художественной литературы
|
- НОД «Теплая капелька, или поможем Колобку умыться» - Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.
- Исследовательская деятельность: «Прозрачная вода», «Буря в стакане» - Заучивание стихотворения о воде. | Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. | Сентябрь 3 неделя |
- Познание - Труд - Коммуникация - Социализация |
- Прослушивание аудиозаписи «Шум моря» - Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как моет посуду. - Физкультминутка «Кораблик»
- Исследовательская деятельность: «У воды нет запаха и вкуса» | Октябрь 1 неделя | |
- Познание - Труд - Коммуникация |
- Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как она моет пол после завтрака.
- Исследовательская деятельность: «Что растворяется в воде». | Октябрь 2 неделя | |
- Познание - Социализация - Коммуникация - Чтение художественной литературы
| 1 половина дня - Чтение стихотворений: А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая». - Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов). 2 половина дня. - Исследовательская деятельность: «Тонет – не тонет». - Чтение Л. Воронкова «Снег идет». | Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | Октябрь 3 неделя |
- Познание - Социализация - Коммуникация |
- Дидактическая игра «Купание куклы». Цель: закрепить знания детей кому и для чего нужна вода, свойств воды (чистая, теплая, холодная, горячая, льётся).
- Итоговое НОД. Тема: «Про маленькую капельку» | Рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома» | Октябрь 3 неделя |
- Познание - Коммуникация |
- Наблюдения на прогулках «Лед».
- Исследовательская деятельность «Лед – это вода». - Чтение стихотворения К.Александровой «Купание» | Ноябрь 2 неделя | |
- Познание - Коммуникация | 1 половина дня - Беседа №4 «Как выглядят снежинки» - Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?» - Аппликация с элементами рисования «Снежинка».
- Исследовательская деятельность: «Снег – это вода». | Ноябрь 3 неделя | |
- Познание - Коммуникация |
- Беседа №5 «Что случиться со снегом, если пригреет солнышко?» - Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем 2 половина дня. - Исследовательская деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке». | Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»». | Ноябрь 4 неделя |
Заключительный этап. | |||
- Презентация проекта для воспитателей раннего и дошкольного возраста. - Развлечение «Праздник мыльных пузырей». | Декабря 1 неделя |
Литература:
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.: Сфера, 2001.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2004.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2005.
- Журнал «Ребенок в детском саду» № 3, 2006.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.- М.: Карапуз – дидактика, 2008.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Просвещение, 2005.
- Прохорова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации. - М.: Аркти, 2003.
- Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2004. - №2 . - С. 22-56.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме «Водичка…водичка»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровнев сравнении с теми, кто такой...
Проект на тему: " Водичка, водичка".
Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Вода главный компонент жизни. Она необходима для жи...
Проект на тему "Водичка-водичка"
Проект опытно-эксперементальной деятельности для детей второй младшей, средней и старшей групп....
Краскосрочный проект по теме "Водичка, водичка" в 1 младшей группе
краскосрочный проект по теме "Водичка, водичка" в 1 младшей группе...
Краскосрочный проект по теме "Водичка, водичка" в 1 младшей группе
краскосрочный проект по теме "Водичка, водичка" в 1 младшей группе...
Краскосрочный проект по теме "Водичка, водичка" в 1 младшей группе
краскосрочный проект по теме "Водичка, водичка" в 1 младшей группе...
Познавательно - исследовательский проект на тему «Вода, вода –кругом вода»
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ....