История игрушки (проект по созданию мини - музея)
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Суборова Татьяна

Знакомство  детей  с русским народным промыслом на  примеренародной игрушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzeya_v_detskom_sadu_-_istoriya_igrushki.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                   

                                            Проект создания мини-музея                                          История игрушки                       

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                           

                         

     

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели

Продолжительность проекта

Шесть месяцев ( с ноября по апрель) 

Периодичность занятий

Занятия проводятся 2 раза в месяц.  Продолжительность не более 35 минут.

Актуальность проекта:

                                                                  Без памяти – нет традиций,

                                                                  Без традиций – нет культуры,

                                                                  Без культуры – нет воспитания,

                                                                  Без воспитания – нет духовности,

                                                                  Без духовности – нет личности,

                                                                  Без личности – нет народа как

                                                                         исторической личности.

Будущее человечества сейчас играет в игрушки, оно  еще  очень  наивно,

доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в  наших  взрослых  руках.  Какими  мы

сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И  не  только  они.  Таким

будет и общество через 30  -  40  лет,  общество,  построенное  ими  по  тем

представлениям, которые мы у них создадим.

Именно мы, взрослые,  решаем,  что  будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться,  а что презирать люди через 30 -  40  лет.  Это  теснейшим  образом  связано  с мировоззрением будущего общества. Формирование же  любого  мировоззрения  не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды.  Без эстетического  отношения  мировоззрение  не  может  быть  подлинно  цельным, способным объективно и  во  всей  полноте  охватить  действительность.  "Как невозможно  себе  представить  человеческое   общество   без   истории   его культурного и художественного развития, точно так же невозможно  представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

    В последние годы возросло  внимание  к  проблемам  теории  и  практики

эстетического воспитания как важнейшему средству  формирования  отношения  к

действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е.  как

средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и  эстетическую  культуру,  -  отмечают  многие

писатели, педагоги, деятели культуры- особенно важно в наиболее благоприятном для этого  уже в дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые   эмоционально   психические   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Из всего вышесказанного, можно предположить,  что,  приобщая  дошкольника к  богатейшему  опыту  человечества,  накопленному  в  искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне  развитого современного человека. Это предположение и определило тему нашего проекта: "История игрушки сделанная своими руками»                                                                 

Цель проекта: познакомить детей  с русским народным промыслом на  примере  народной игрушки.

Задачи:                                                                                                                                   1.Развивать духовно-познавательные потребности детей:

     - создавать условия для формирования у детей патриотических

       чувств и развития духовности, для развития представлений

       детей о роли человека в культуре,

     - расширять кругозор детей, выводя их за пределы

       непосредственного практического опыта в более широкую

        пространственную и временную перспективу (мини-музей)

     -воспитывать у детей чувство социальной значимости человека

       в мире, формирование понимания того, что человек – творец

2.Формировать общечеловеческие нравственные качества, способствовать усвоению ребёнком норм общения между людьми внутри небольшого коллектива  

     - развивать коммуникативные навыки детей

     - воспитывать любовь к родному дому, городу, краю, Родине

     - формировать чувство причастности детей к наследию

       прошлого, положительное отношение к культурному богатству

       русского народа

3. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира: прививать интерес к духовной культуре через народное творчество, искусство:

    - воспитывать свободную и творческую личность, осознающую

      свои корни, национальные истоки

    - развивать музейную культуру и визуальную грамотность

      посредством создания экспозиции мини-музея и деятельности

      воспитателя с детьми по плану «Школа экскурсовода» 

                               Тематическое планирование    

            Тема

         занятия

             

            Цели и задачи

  Совместная

        работа с родителями        

     Дата

 проведе

      ния

      «Открытие

     мини-музея»

Провести праздник открытия мини-музея в группе.

Раскрыть понятие «музей», «экспонаты»; тематику музея; рассмотреть его экспонаты; принять решение участия в работе группового музея детей и родителей.

Пополнение мини-музея экспонатами

   ноябрь

        «Игрушки

          своими

        руками»

Провести экскурсию в магазин «Народной игрушки»

Прививать интерес к духовной культуре через народное творчество; дать представление о разнообра-зии игрушек изготовленных своими руками.

Совместное посещение магазина (ВСК).

   ноябрь

«Язык народной

       игрушки»

Провести беседу о декоративно-прикладном творчестве. Рассказать о форме, цвете, содержании игрушки; Д.И «Создай сюжет»

декабрь

         «Ах, эта

  удивительная

          глина»

Дать представление о первом искусственном материале – полученным человеком.

Рассказать о свойстве глины, её добыче, подготовке, использовании, декоре, о гончарном искусстве.

Пополнение мини-музея экспонатами

декабрь

 «Керамическая

      игрушка –

   свистулька»

Познакомить с авторскими музык.  инструментами – свистульками.

Рассказать о способах лепки и декора; наглядно показать этапы изготовления свистульки «Баран»

январь

   «Дымковская

       игрушка»

Познакомить с одним из самых старинных промыслов России.

Рассказать откуда пошло название; с какими обрядами связана эта игрушка; об информации геометрических узоров; сюжета игрушки; технике изготовления.

январь

       «История

     матрешки»

Расширить представление о полой внутри, деревянной разрисованной кукле.

Познакомить с историей матрешки; рассказать о русских забавах с этой игрушкой; при помощи мультимид. оборудования посетить музей «Гигантских матрешек»

Помощь при подготовке материала

февраль

         «Виды матрешки и их изготовление»

Познакомить с видами матрешек, стилями росписей и технологии изготовления.

Предложить детям расписать матрешки по одному из видов и пополнить музей экспонатами.

Вытачать фигурки матрешек

февраль

   «Оловянные

   солдатики»

Познакомить с историей появления оловянных солдатиков, начиная с царской эпохе.

Рассказать о материале, вытачивании, раскрашивании солдатиков их коллекционировании; познакомить с военно – исторической оловянной миниатюрой

Пополнение мини-музея экспонатами

    март

 «Современные

 керамические

    игрушки»

Дать понять, что игрушка, сделанная своими руками  - бессмертна.

Рассказать о современных керамических игрушках, об игрушках разных стан, их значениям и обрядам. Предложить детям создать свою игрушку.

    март

         «Школа

    экскурсовода»

Развивать музейную культуру. Учить быть

 «экскурсоводами».

 Д.и «Мы – экскурсоводы»

  апрель

«Приглашаем в

     наш музей»

Устроить экскурсии для детей д. сада в свой мини – музей, дать возможность побыть детям «музейными работниками» и  рассказать об экспонатах. Опробовать

новую социальную роль, познать самого себя.

Побывать в роли приглашен-ных  в мини – музей группы

   апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея в детском саду

в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

История создания мини-музея ДОУ "Русская изба"

История и дислокация экспонатов мини-музея....

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...

Проект на тему: Создание мини-музея «История гужевого транспорта»

Цель проекта:         Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциалы дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие дете...

Проект по созданию мини-музея "Историю родного города мы бережно храним"

Информационно-творческий проект по организации мини-музея, как инновационной формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию...