Сценарий НОД на тему: « Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Оболдина   Алина Алексеевна

Цель:углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx75.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий НОД на тему:  « Путешествие в осенний лес »

с воспитанниками подготовительной логопедической группы.

                                                                    Воспитатель высшей

                                                                         квалификационной категории                                                                                               Оболдина Алина Алексеевна.

Цель: углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.

Задачи:

Познавательное развитие:  уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период уточнение представлений о сезонных изменениях, приспособлении животных и растений к ним; развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий.

Речевое развитие: активизировать словарь детей по теме; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; совершенствование умения образовывать однокоренные слова;  развитие координации речи с движением;

 формирование умения вести координированный диалог между воспитателем и ребенком; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Физическое развитие: предотвращать утомляемость воспитанников во время НОД (смена видов деятельности, осанка, физ.минутка, пальчиковая игра.),                            Социально – коммуникативное развитие: развить  игровую деятельность,  такие социально – психологические черты как – умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой, работать сообща; развивать у детей умственные операции (умение анализировать,  делать вывод, обобщение); воспитывать бережное отношение к природе; доброжелательность, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.                                                                  Художественно – эстетическое развитие: используя музыкальный фон, создавать эмоциональный настрой у детей.                                                                                                            Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.                                                                                                                               Формы организации: групповая.      

      Оборудование: интерактивный комплекс, музыкальный центр, презентация «Осень в лесу», аудиозапись «Звуки осеннего леса», разноцветны листья для «Осеннего ковра» и сюрпризного момента «Листопад»,   карточки – знаки, корзинки, шишки, орехи ,желуди, веточка ели  и сосны, мед.        

                      Ход НОД:

  1. Организационный момент. 

 Воспитатель:  Придумано кем-то   просто и мудро.                                                                                          При встрече здороваться: — Доброе утро!

- Здравствуйте! – скажем, и Солнцу, и птицам.

- Здравствуйте! - милым улыбчивым лицам.                                                                                           Ребята, посмотрите, сколько у нас   гостей!  Давайте,   улыбнемся и поздороваемся с ними.

  Проблемная ситуация.                                                                                                            Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет удивительное путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете,   если    отгадаете мою загадку:

    Встал стеною до небес

    Перед нами чудо ….. - Лес

Слайд №1.Лес

 

А какой лес осенью? - Золотой, красивый, необычный…..

А вы хотите сейчас оказаться в осеннем лесу? -  Да

Решение проблемной ситуации.                                                                                                    - А теперь представим на миг, что мы переносимся в осенний лес.

Воспитатель побрасывает листья вверх дети кружатся и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять - путешествие начать!  

- Вот мы и в лесу. Давайте, присядем   и полюбуемся красотой леса. А как ласково можно его назвать? - лесочек, лесок.  Как называется растение, растущее в лесу? - (лесное) Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? - лесник, лесничий, сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик, лесовичок) .

Обобщение воспитателя: Как много лесных слов вы знаете, молодцы.

       А сейчас давайте послушаем, какими звуками наполнен осенний лес.  Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

- Открываем глаза.

Ребята, кто, что услышал? - Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя ...                                                                                                                         А кто же это так шумит в лесу, листья срывает ? –   Ветер.                                                            – Сколько ветер листьев разбросал, пальчики помогут нам их сосчитать.                                                                                                                                  Пальчиковая игра:                                                                                                                          Ветер по лесу летал,                            плавные движения ладонями
Ветер листики считал:                        указательный палец вверх
Вот дубовый,                                      
загибают    поочередно пальцы                                                                                              Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки  
           сжать кулачки, поднять вверх, разжать 
Ветер бросил на тропинку                
положить   ладони на  колени

Многие из вас были в лесу. А знаете ли вы как нужно вести себя в лесу?                                         А это мы сейчас и у знаем.

 

Решение проблемной ситуации «Как вы поступите?»

1. Воспитатель читает вопросы: Нашёл Лёша гнездо с яичками птички в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? - Ему нельзя брать яйца домой, ведь мама будет искать своих детенышей. Нельзя разорять гнезда.

2. Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель? - Что цветы ненужно рвать на них нужно любоваться.

3. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав? - Тот, который сказал, что лягушка сама найдет себе дорогу.

Слайд №2. Что обозначают эти знаки?

Не разорять муравейники.

Не оставлять мусор.

Не разводить костры.

Не уносить животных домой

Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

 

Слайд №3 Дикие животные. 

Осенью лесные жители готовятся к зиме.                                                                                                                  Ребята, а скажите какие животные готовятся к зиме? - Заяц, медведь, белка, ежик…..

Слайд №4 Заяц

А как готовится к зиме заяц? - Он меняет серую шубку на белую, что бы хищники его не заметили на снегу.

Слайд №4 Белка

А как готовится к зиме белка? - Она запасает шишки, орехи и уносит все это в дупло.

Да, белка меняет окраску, на ее ушах особенно заметными становятся кисточки, дополнительно обогревающие животное. Ведь ей приходится постоянно быть в движении, искать для себя пропитание. В основном, в зимнее время грызуны кормятся шишками, но не отказывают себе в удовольствии и погрызть кору деревьев и их почки. Удивительно, что белки еще с лета делают себе запасы, прячут орешки, грибы и даже желуди. Когда наступают холода и выпадает снег, зверьки легко отыскивают пищу.

Давайте и мы побудем белками, разделитесь на две команды,  в одну корзину собираете орехи, в другую шишки.

Игра «Кто быстрее соберет угощения  для белочки»

 - А почему желуди не собрали? - А желуди белка не ест - их ест кабан.                                    

Верно!

Слайд №5 Медведь и Ёж.

А как готовится к зиме медведь?- Он накапливает все лето жир, а зимой ложится спать в берлогу.

А ежик? - Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, иначе при холодной зиме с сильными морозами ежи могут просто замерзнуть (не выжить). Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

А еще ежик, как и медведь наедает жир летом, чтобы не замёрзнуть.

Слайд №6 Волк и Лиса

А волк с лисой? - Волк зимой не спит, он ловит мышек, которые не нашли себе нор для укрытия.

Слайд №7 Птицы перелетные.

Воспитатель: Ребята, скажите, почему в осеннем лесу так тихо? Не слышно звонкого пения птиц? А птицы тоже готовятся к зиме? - Не все, какие - то улетают в теплые края, а те кто не боится морозов остаются.

А как называют птиц, которые улетают?- Перелетные.                                                                           А почему они улетают? -Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из  птиц теплолюбивые, а осенью холодает.

Каких перелётных птиц Вы знаете? - Журавли, гуси, лебеди, соловьи, скворцы, ласточки.

Слайд №8.Зимующие птицы.

Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?- Зимующие

Чем питаются зимующие птицы? - Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)                                                                                                                   

Как нужно заботиться о зимующих птицах? - Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.

Какую пользу приносят птицы? Почему их называют санитарами леса? Если бы не было птиц, насекомые   бы   уничтожили всю растительность.

Молодцы!

Слайд №9 Деревья.                                                                                                                 Воспитатель: А скажите ребята, только звери готовятся к зиме? – нет, еще деревья.    

А как они готовятся к зиме? - они сбрасывают листву, чтобы отдыхать и засыпают.

 Правильно!

А вы знаете, ребята, что деревья - самые главные жители леса. Какие деревья растут   в лесу? - береза, клен, дуб, осина, ольха, рябина, ель, сосна.

 Деревья – это основа леса.  Почему?  - Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц.

    Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок. Какие виды леса вы знаете?

Слайд №10 Смешанный лес.  Какие виды леса вы знаете? - Лиственный (березняк или берёзовая роща, дубрава, хвойный (ельник, сосновый бор), смешанный.

     А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами? - Смешанный, здесь растут дуб, сосна, осина, ель, берёза.

      Какое дерево самое высокое в смешанном лесу? - Сосна, старый дуб.

Чем деревья похожи между собой? - у всех деревьев есть ствол, корень, ветки. А чем отличаются друг от друга?  -У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза), по листьям, плодам)   

    Воспитатель достает из корзинки две веточки еловую и сосновую.

С какого дерева эта веточка? (показывает еловую) – дети отвечают.

С какого дерева эта веточка (показывает сосновую ветку).                                                      Давайте сравним эти веточки. Чем они похожи? Чем отличаются?

Сходство этих веточек в том, что вместо листочков у них иголочки-хвоинки. Отличия – разная длина хвоинок. У сосны хвоинки длинные и парные. У ели – короткие и одинарные.

Слайд №11 Кустарники Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники.  назовите их -  шиповник, малина, смородина.                                                                           Чем отличаются кустарники от деревьев? - У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже.  

- Ребята, есть такая пословица: «Возле леса жить - голодным не быть».                                    Что люди собирают   в осеннем лесу?(грибы).

Физ.минутка.

Утром дети в лес пошли,        Энергичный шаг на месте.

По дороге гриб нашли.           Наклоны вперед. Руки на поясе. Ноги в коленях не сгибать.

А за ними — посмотри…       Руки на поясе. Наклоны вправо-влево.

Показались еще три.

Дети очень поспешили           Бег на месте.

И грибы все уронили.             Всплеснуть руками, опустить голову.

 А знаете ли вы грибы, сейчас проверим.

слайд №10. Грибы

Загадывает загадки.

1.Под березкой я живу,

Крепко с деревом дружу  - Подберезовик.

  2.Ну а я дружу с осинкой.

Положи меня в корзинку.  - Подосиновик.

  3.Я — рыжий маленький

Залезу быстро в кузовок.

Есть у меня сестричка -Хитрая…Лисичка..

 4.«Я красивый, в красной шляпе.

В горошек белый вся она.

Нарядней нет грибка на свете.

Меня берите, детвора!

Удивлю я вас узором,

А зовусь я…» - Мухомором.

Почему грибы   так называются? (рассуждения детей)

Д/и «Четвертый лишний»

(дети называют и выделяют  лишний гриб, обясняют свое решение)

Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились.                                                                                 А пословицы и поговорки о лесе вы знаете?

- Много леса – не руби, мало леса - береги, нет леса – посади. - Дерево живо корнями, а человек друзьями

- Лесные дары для каждой поры.                                                                                                   - Рощи да леса, — всему краю краса!                                                                                                         - Молодцы!

Вот и заканчивается наше путешествие, и нам пора возвращаться в детский сад.             Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили вам гостинцы – осенние дары: орешки, мед.  

  - Скажем лесу спасибо и до свидания! Пусть он отдыхает зимнею порой, а мы весной вернемся вновь! А   на прощание давайте подарим лесу нашу любимую осеннюю песню.                                                                                                                                                                                 Исполняется хороводная песня «Осенняя»

- Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.                                                                                    (Дети повторяют слова, кружатся)

III.Рефлексия.

 - Понравилось вам наше путешествие? Что вы интересное увидели, узнали?                                      А скажите, для чего нужен лес?  

- Молодцы, как много вы знаете о лесе - настоящие знатоки леса!

Лес –друг человека, поэтому, как друга, его надо любить, беречь и охранять!                   А сейчас пойдем угощаться дарами осеннего леса

                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...

Интегрированная Непосредственная Образовательная деятельность: физкультура + математика во 2 мл. группе На тему: Путешествие на осеннюю поляну. Тематическая неделя: "Осень"

Цель: Воспитывать любовь к физкультуре и математике. Упражнять в ходбе и беге. Учить детей в движении сохранять правильную осанку. Развивать физические качества: выносливость, ловкость. Учить сравнива...

Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».

Конспект Интегрированной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы»....

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «Путешествие в осенний лес» (игра – путешествие)

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности  воспитателя и логопеда с детьми  по развитию речи и развитию коммуникативных навыков.  старшая логопедическая группа Тема: «...

Игра – путешествие по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Путешествие в осенний лес». ОО «Познавательное развитие».

Игра – путешествие по ФЭМП  во второй младшей группе на тему:«Путешествие в осенний лес». ОО «Познавательное развитие»....