Сценарий НОД на тему: « Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx | 75.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий НОД на тему: « Путешествие в осенний лес »
с воспитанниками подготовительной логопедической группы.
Воспитатель высшей
квалификационной категории Оболдина Алина Алексеевна.
Цель: углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.
Задачи:
Познавательное развитие: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период уточнение представлений о сезонных изменениях, приспособлении животных и растений к ним; развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий.
Речевое развитие: активизировать словарь детей по теме; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; совершенствование умения образовывать однокоренные слова; развитие координации речи с движением;
формирование умения вести координированный диалог между воспитателем и ребенком; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Физическое развитие: предотвращать утомляемость воспитанников во время НОД (смена видов деятельности, осанка, физ.минутка, пальчиковая игра.), Социально – коммуникативное развитие: развить игровую деятельность, такие социально – психологические черты как – умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой, работать сообща; развивать у детей умственные операции (умение анализировать, делать вывод, обобщение); воспитывать бережное отношение к природе; доброжелательность, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. Художественно – эстетическое развитие: используя музыкальный фон, создавать эмоциональный настрой у детей. Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная. Формы организации: групповая.
Оборудование: интерактивный комплекс, музыкальный центр, презентация «Осень в лесу», аудиозапись «Звуки осеннего леса», разноцветны листья для «Осеннего ковра» и сюрпризного момента «Листопад», карточки – знаки, корзинки, шишки, орехи ,желуди, веточка ели и сосны, мед.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Здравствуйте! – скажем, и Солнцу, и птицам.
- Здравствуйте! - милым улыбчивым лицам. Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте, улыбнемся и поздороваемся с ними.
Проблемная ситуация. Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет удивительное путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Встал стеною до небес
Перед нами чудо ….. - Лес
Слайд №1.Лес
А какой лес осенью? - Золотой, красивый, необычный…..
А вы хотите сейчас оказаться в осеннем лесу? - Да
Решение проблемной ситуации. - А теперь представим на миг, что мы переносимся в осенний лес.
Воспитатель побрасывает листья вверх дети кружатся и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять - путешествие начать!
- Вот мы и в лесу. Давайте, присядем и полюбуемся красотой леса. А как ласково можно его назвать? - лесочек, лесок. Как называется растение, растущее в лесу? - (лесное) Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? - лесник, лесничий, сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик, лесовичок) .
Обобщение воспитателя: Как много лесных слов вы знаете, молодцы.
А сейчас давайте послушаем, какими звуками наполнен осенний лес. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)
- Открываем глаза.
Ребята, кто, что услышал? - Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя ... А кто же это так шумит в лесу, листья срывает ? – Ветер. – Сколько ветер листьев разбросал, пальчики помогут нам их сосчитать. Пальчиковая игра: Ветер по лесу летал, плавные движения ладонями
Ветер листики считал: указательный палец вверх
Вот дубовый, загибают поочередно пальцы Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки сжать кулачки, поднять вверх, разжать
Ветер бросил на тропинку положить ладони на колени
Многие из вас были в лесу. А знаете ли вы как нужно вести себя в лесу? А это мы сейчас и у знаем.
Решение проблемной ситуации «Как вы поступите?»
1. Воспитатель читает вопросы: Нашёл Лёша гнездо с яичками птички в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? - Ему нельзя брать яйца домой, ведь мама будет искать своих детенышей. Нельзя разорять гнезда.
2. Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель? - Что цветы ненужно рвать на них нужно любоваться.
3. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав? - Тот, который сказал, что лягушка сама найдет себе дорогу.
Слайд №2. Что обозначают эти знаки?
Не разорять муравейники.
Не оставлять мусор.
Не разводить костры.
Не уносить животных домой
Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Слайд №3 Дикие животные.
Осенью лесные жители готовятся к зиме. Ребята, а скажите какие животные готовятся к зиме? - Заяц, медведь, белка, ежик…..
Слайд №4 Заяц
А как готовится к зиме заяц? - Он меняет серую шубку на белую, что бы хищники его не заметили на снегу.
Слайд №4 Белка
А как готовится к зиме белка? - Она запасает шишки, орехи и уносит все это в дупло.
Да, белка меняет окраску, на ее ушах особенно заметными становятся кисточки, дополнительно обогревающие животное. Ведь ей приходится постоянно быть в движении, искать для себя пропитание. В основном, в зимнее время грызуны кормятся шишками, но не отказывают себе в удовольствии и погрызть кору деревьев и их почки. Удивительно, что белки еще с лета делают себе запасы, прячут орешки, грибы и даже желуди. Когда наступают холода и выпадает снег, зверьки легко отыскивают пищу.
Давайте и мы побудем белками, разделитесь на две команды, в одну корзину собираете орехи, в другую шишки.
Игра «Кто быстрее соберет угощения для белочки»
- А почему желуди не собрали? - А желуди белка не ест - их ест кабан.
Верно!
Слайд №5 Медведь и Ёж.
А как готовится к зиме медведь?- Он накапливает все лето жир, а зимой ложится спать в берлогу.
А ежик? - Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, иначе при холодной зиме с сильными морозами ежи могут просто замерзнуть (не выжить). Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.
А еще ежик, как и медведь наедает жир летом, чтобы не замёрзнуть.
Слайд №6 Волк и Лиса
А волк с лисой? - Волк зимой не спит, он ловит мышек, которые не нашли себе нор для укрытия.
Слайд №7 Птицы перелетные.
Воспитатель: Ребята, скажите, почему в осеннем лесу так тихо? Не слышно звонкого пения птиц? А птицы тоже готовятся к зиме? - Не все, какие - то улетают в теплые края, а те кто не боится морозов остаются.
А как называют птиц, которые улетают?- Перелетные. А почему они улетают? -Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.
Каких перелётных птиц Вы знаете? - Журавли, гуси, лебеди, соловьи, скворцы, ласточки.
Слайд №8.Зимующие птицы.
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?- Зимующие
Чем питаются зимующие птицы? - Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
Как нужно заботиться о зимующих птицах? - Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.
Какую пользу приносят птицы? Почему их называют санитарами леса? Если бы не было птиц, насекомые бы уничтожили всю растительность.
Молодцы!
Слайд №9 Деревья. Воспитатель: А скажите ребята, только звери готовятся к зиме? – нет, еще деревья.
А как они готовятся к зиме? - они сбрасывают листву, чтобы отдыхать и засыпают.
Правильно!
А вы знаете, ребята, что деревья - самые главные жители леса. Какие деревья растут в лесу? - береза, клен, дуб, осина, ольха, рябина, ель, сосна.
Деревья – это основа леса. Почему? - Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц.
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок. Какие виды леса вы знаете?
Слайд №10 Смешанный лес. Какие виды леса вы знаете? - Лиственный (березняк или берёзовая роща, дубрава, хвойный (ельник, сосновый бор), смешанный.
А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами? - Смешанный, здесь растут дуб, сосна, осина, ель, берёза.
Какое дерево самое высокое в смешанном лесу? - Сосна, старый дуб.
Чем деревья похожи между собой? - у всех деревьев есть ствол, корень, ветки. А чем отличаются друг от друга? -У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза), по листьям, плодам)
Воспитатель достает из корзинки две веточки еловую и сосновую.
С какого дерева эта веточка? (показывает еловую) – дети отвечают.
С какого дерева эта веточка (показывает сосновую ветку). Давайте сравним эти веточки. Чем они похожи? Чем отличаются?
Сходство этих веточек в том, что вместо листочков у них иголочки-хвоинки. Отличия – разная длина хвоинок. У сосны хвоинки длинные и парные. У ели – короткие и одинарные.
Слайд №11 Кустарники Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. назовите их - шиповник, малина, смородина. Чем отличаются кустарники от деревьев? - У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже.
- Ребята, есть такая пословица: «Возле леса жить - голодным не быть». Что люди собирают в осеннем лесу?(грибы).
Физ.минутка.
Утром дети в лес пошли, Энергичный шаг на месте.
По дороге гриб нашли. Наклоны вперед. Руки на поясе. Ноги в коленях не сгибать.
А за ними — посмотри… Руки на поясе. Наклоны вправо-влево.
Показались еще три.
Дети очень поспешили Бег на месте.
И грибы все уронили. Всплеснуть руками, опустить голову.
А знаете ли вы грибы, сейчас проверим.
слайд №10. Грибы
Загадывает загадки.
1.Под березкой я живу,
Крепко с деревом дружу - Подберезовик.
2.Ну а я дружу с осинкой.
Положи меня в корзинку. - Подосиновик.
3.Я — рыжий маленький
Залезу быстро в кузовок.
Есть у меня сестричка -Хитрая…Лисичка..
4.«Я красивый, в красной шляпе.
В горошек белый вся она.
Нарядней нет грибка на свете.
Меня берите, детвора!
Удивлю я вас узором,
А зовусь я…» - Мухомором.
Почему грибы так называются? (рассуждения детей)
Д/и «Четвертый лишний»
(дети называют и выделяют лишний гриб, обясняют свое решение)
Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились. А пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
- Много леса – не руби, мало леса - береги, нет леса – посади. - Дерево живо корнями, а человек друзьями
- Лесные дары для каждой поры. - Рощи да леса, — всему краю краса! - Молодцы!
Вот и заканчивается наше путешествие, и нам пора возвращаться в детский сад. Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили вам гостинцы – осенние дары: орешки, мед.
- Скажем лесу спасибо и до свидания! Пусть он отдыхает зимнею порой, а мы весной вернемся вновь! А на прощание давайте подарим лесу нашу любимую осеннюю песню. Исполняется хороводная песня «Осенняя»
- Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся)
III.Рефлексия.
- Понравилось вам наше путешествие? Что вы интересное увидели, узнали? А скажите, для чего нужен лес?
- Молодцы, как много вы знаете о лесе - настоящие знатоки леса!
Лес –друг человека, поэтому, как друга, его надо любить, беречь и охранять! А сейчас пойдем угощаться дарами осеннего леса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"
Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...
Интегрированная Непосредственная Образовательная деятельность: физкультура + математика во 2 мл. группе На тему: Путешествие на осеннюю поляну. Тематическая неделя: "Осень"
Цель: Воспитывать любовь к физкультуре и математике. Упражнять в ходбе и беге. Учить детей в движении сохранять правильную осанку. Развивать физические качества: выносливость, ловкость. Учить сравнива...
Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».
Конспект Интегрированной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы»....
Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «Путешествие в осенний лес» (игра – путешествие)
Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «...
Игра – путешествие по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Путешествие в осенний лес». ОО «Познавательное развитие».
Игра – путешествие по ФЭМП во второй младшей группе на тему:«Путешествие в осенний лес». ОО «Познавательное развитие»....