Проект по самообразованию в подготовительной группе №7 «Путешествие в прошлое предметов».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…) мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях? И если так, то, в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми. Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольный возраст понятие о человеке, его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_proshloe_predmetov.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида»
Проект по самообразованию
в подготовительной группе №7
«Путешествие в прошлое предметов».
Воспитатели: Гмызина Н.В.
Тимушева Е.А.
Сыктывкар, 2019г
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: 2019 – 2020 учебный год.
Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
- воспитатели группы: Гмызина Н.В.; Тимушева Е.А.
- дети подготовительной группы №7 «Улыбка»
- родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность:
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов». И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.
Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…) мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях? И если так, то, в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми. Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольный возраст понятие о человеке, его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.
Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, нами была определена
Цель работы: сформировать представления детей об истории создания предметного мира.
Задачи для детей:
- Учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета).
- Расширять кругозор детей.
- Развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»).
- Воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.
- Развивать фантазию, творчество, интерес к предметам.
Задачи для родителей:
- Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
- Пополнить знания родителей о прошлом предметного мира.
- Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: 2-30 сентября 2019 г.
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Формулирование цели и задач проекта.
- Знакомство родителей с проектом на 2019-2020 год, с целями и задачами проекта.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
II этап – основной: октябрь 2019 г. – май 2020 г.
Перспективное планирование проекта «Путешествие в прошлое предметов»
- ОКТЯБРЬ
Тема: Путешествие в прошлое счетных устройств.
Задачи:
- Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
- Развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
- Активизировать познавательную деятельность.
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций разных видов счетных устройств (по возможности и самих счетных устройств).
- Отгадывание загадок на данную тему, решение задачек.
- Разучивание считалки: Маршак «Веселый счет»
- «Игра – путешествие в прошлое счетных устройств»
- Выставка рисунков счетных устройств «Счетная машинка будущего»
- Организовать мини-музей: «Выставка счетных устройств».
Работа с родителями:
- Консультация для родителей на родительском собрании на тему: «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»
- Участие родителей в сборе информации по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
- Помощь родителей в организации выставки мини-музея: «Выставка счётных устройств».
- НОЯБРЬ
Тема: Путешествие в прошлое ручки и карандаша.
Задачи:
- Проследить вместе с детьми историю возникновения ручки и карандаша.
- Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления ручки и карандаша.
- Развивать интерес и желание узнавать прошлое предмета.
Работа с детьми:
- Рассматривание разных ручек и карандашей.
- Просмотр презентации «История появления ручки»
- Просмотр презентации «История появления карандаша»
- «Игра – путешествие в прошлое ручки».
- «Игра – путешествие в прошлое карандаша».
- Рисование: «Ручка будущего».
Работа с родителями:
- Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира».
- Участие родителей в поиске информации по теме: «Путешествие в прошлое ручки и карандаша».
- ДЕКАБРЬ
Тема: Путешествие в прошлое книги.
Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека;
- Пробудить интерес к творческой деятельности человека;
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Как к нам книга пришла».
- Игра – путешествие в прошлое книги.
- Рисование обложки для книги.
- Выставка: «Моя любимая книга».
- Выход в музей (библиотеку) по данной теме.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей в поиске информации по теме: «Путешествие в прошлое книги»
- Составление рассказов совместно с родителями: «О моей любимой книжке».
- Совместный выход в музей (библиотеку) по данной теме.
- ЯНВАРЬ
Тема: Путешествие в прошлое электрической лампочки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей лампочки.
- Вызвать интерес к прошлому этого предмета.
Работа с детьми:
- Игра – путешествие в прошлое электрической лампочки.
- Чтение: «Сказка про спички» С.Я. Маршак.
- Рисование: «Лампа будущего».
- Лепка: «Дизайнерский торшер».
Работа с родителями:
- Консультация: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Участие родителей в сборе информации по теме: Путешествие в прошлое электрической лампочки.
- выход в музей по теме: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
- ФЕВРАЛЬ
Тема: Путешествие в прошлое дома.
Задачи:
- Пополнить знания детей о конструкциях домов.
- Продолжить знакомить с различными строительными материалами.
- Воспитывать уважение к человеку труда.
Работа с детьми:
- Игра- путешествие: для чего нужны дома.
- Викторина по сказкам: «Кто, где живёт».
- Аппликация: «Дом моей мечты».
Работа с родителями:
- Участие родителей в поиске информации по теме: Путешествие в прошлое дома.
- Выход музей по теме: «Дом на Коми земле, обычаи и традиции строительства дома».
- Создание альбома: «Дома».
- МАРТ
Тема: «Путешествие в прошлое швейной машины»
Задачи:
- Научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. - Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования.
- Развивать фантазию и творчество.
Работа с детьми:
- Просмотр презентации «История создания швейной машины»
- Игра – путешествие в прошлое швейной машины.
- Беседа с детьми «Бытовые приборы – наши помощники»
- Д/игра: «Родственные предметы»
- Рисование: «Какими предметами ты украсишь комнату»
Работа с родителями:
- Консультация для родителей: «Бытовая техника и дети».
- Участие родителей в сборе информации по теме: «История создания швейной машины».
- Выход в музей по данной теме.
- АПРЕЛЬ
Тема: «Путешествие в прошлое одежды»
Задачи:
- Познакомить с одеждой прошлого.
- Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Работа с детьми:
- Беседа: «Почему я так одеваюсь»
- Игра-путешествие в прошлое одежды.
- Рисование: «Моя любимая одежда»
- Аппликация: «Одежда будущего».
Работа с родителями:
- Участие родителей в поиске информации по теме: путешествие в прошлое одежды.
- Создание д/игры: «Бумажные куклы».
- Создание альбома: «Мода – вчера и сегодня».
- МАЙ:
Тема: «Путешествие в прошлое транспорта»
Задачи:
- Развить ретроспективный взгляд на предметы.
- Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.
- Развитие фантазии и творчества.
Работа с детьми:
- Беседа: «Летательные аппараты вчера и сегодня», «Как раньше передвигались по дорогам, и как сейчас», «Водные средства передвижения».
- Игра – путешествие в прошлое транспорта.
- Чтение: С. Михалков «От кареты до ракеты»
- Д/игра: «Транспорт», «Что было - что будет»
- Аппликация: «Транспорт будущего».
Работа с родителями:
- Составление ребусов совместно с родителями на тему: «Транспорт».
- Составление альбома: «Транспорт вчера и сегодня».
- Отчет на итоговом родительском собрании о проделанной работе по теме: «Путешествие в прошлое предметов».
III этап – заключительный.
Используемая литература:
- Дыбина О.В. «Ребёнок и окружающий мир».
- Дыбина О.В. «Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников»
- Дыбина О.В. «Что было до … (игры-путешествия в прошлое предметов)».
- Зубков Б. «Книжка про книжку».
- Ильин М. «100 тысяч почему».
- Смирницкий Е.В. «Происхождение вещей».
- Житков Б. «Что я видел ».
- Комиссарова Е.В. «Большая энциклопедия почемучек».
- Золотов А. В. «Большая энциклопедия техники».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона»в рамках недели "Наука и экспериментирование" Цел...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...
Занятие по ФЭМП для детей старшей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в прошлое часов».
Какие вы знаете часы?(Ответы детей)А хотите, я расскажу вам о солнечных часах?Далее следует рассказ воспитателя о солнечных часах. Показ разных видов солнечных часов в различных странах с ...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Цель. Познакомить детей с историей создания книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
познакомить детей с историей счетных устройств...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Путешествие в прошлое или 7 чудес света»
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема «Путешествие в прошлое или 7 чудес света» Цель: Выявить уровень знаний детей, их...