"Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1  г. Вязьмы Смоленской области

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условие повышения эффективности их социально-нравственного  развития и воспитания в семье и ДОУ

                         ( Выступление на  семинаре  для педагогов)

Леонова Елена Александровна

                                                               2018г.

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условие повышения эффективности их социально-нравственного  развития и воспитания в семье и ДОУ

Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственное развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрасте и осуществлять целенаправленно и систематически. В связи с этим мною разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условию повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ.

 На первом этапе у детей важно сформировать ощущение того, что детский сад - это единая дружная семья взрослых и детей. Теплоту во взаимоотношения вносят традиции группы и детского сада, например, традиция радостного приема детей утром, коллективное приветствие членов группы, организации вечеров весёлых развлечений, празднования в детском саду утренников. При этом культура педагога, характер его общения с детьми имеет главное значение в формировании добрых отношений у ребят. Однако формирование дружеских отношений на данном этапе работы - это длительный и сложный процесс: вначале они складываются в небольших по численности объединениях детей (по 3-6 человек), возникающих в связи с общей деятельностью, чаще всего, игрой. Поэтому на первых порах организатором объединения становлюсь я: читаю небольшой группе воспитанников сказки, пою песенки, показываю игрушки, поощряю первые объединения детей: "Как интересно и весело играть вместе", – говорю им. Однако эти объединения очень неустойчивые по составу, недлительные по времени, легко распадаются. В связи с этим отдельной педагогической задачей становится сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность по времени. В этом отношении можно сказать, что игры – драматизации являются превосходным средством сближения детей. Тяга к играм-драматизациям возникает чаще всего под влиянием показа настольного театра. Воспитатель вносит в группу такой материал, который помогает детям самостоятельно развернуть эту игру. Представление сказок требует участие персонажей, что ведёт к естественному объединению детей.

 На этом этапе работы растёт число играющих вместе детей, некоторые из них начинают проявлять больше самостоятельности и организаторских способностей. Поэтому уже на данном этапе начинаю воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем должна проявиться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему можно, а что нельзя, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижает. В умении считаться с желаниями и интересами товарищей. Поэтому обращаю особое внимание детей на обогащение их речи такими словами, как "добрый", "чуткий", "отзывчивый", "дружный". Показываю, как это важно – быть такими партнерами. Беседую с ними о добрых поступках людей, детей и взрослых, читаю им художественную литературу, вместе с ними разучиваю пословицы и поговорки о дружбе, провожу дидактические игры. Постепенно дети усваивают правила совместной игры, начинает понимать, что дружно играть - это значит, бережно относиться к постройке товарища, заступаться за тех, кого обижают, помогать сверстнику, если у него возникло затруднение. Правила дружеских взаимоотношений особенно хорошо усваиваются в подвижных и бытовых строительных играх.

 На втором этапе работы, когда произошло налаживание дружеских взаимоотношений в группе, необходимо усилить внимание к созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка в группе. Для этого в совместных играх необходимо стараться предупреждать трудности, которые возникают у детей, не умеющих вступать в контакт и игру со сверстниками, поддерживать его или заканчивать. Так, ребёнка, вступающего в игру, надо познакомить со следующими правилами:

 • прежде, чем начать игру, подумай, во что будешь играть, и что понадобится для игры,

 • уважай тех, кто играет рядом: уважай общий замысел, честно соблюдай правила игры,

 • в ходе игры при необходимости умей задавать вопросы, уточнить, что непонятно, договориться, спросить мнение товарища, разговаривай вежливо,

 • не забывай после игры вместе с другими ребятами убирать игрушки.

 В связи с этим хочется вспомнить мысль М. Горького: "Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". При этом игра позволяет детям изменяться и самим. Например, объединение в игре робких детей с доброжелательными, справедливыми ребятами помогает застенчивым воспитанникам быстрее войти в коллектив, вызывает желание играть вместе с другими детьми. Оно рождает уверенность в добром отношении к нему со стороны товарищей и, в свою очередь, вызывает стремление хорошо относиться к сверстникам. Воспитатель на данном этапе работы обращает внимание детей на то, как дружно и весело они играют, на то, что они поступают, как настоящие друзья. И хотя их представления о дружбе находятся на уровне оценки только внешних проявлений (помогать друг другу, не ссориться) без проникновения в саму суть её, это новое явление в развитии детей имеет огромное значение. Приведу ответы на вопросы о дружбе, заданные детям: «Дружить – значит, помогать другу», «Когда играешь, всё давать друг другу и никогда не обижать», «любить друг друга». Если же у детей потом спросить, умеют ли они дружить и в чем это проявляется, или попросить закончить предложение: «Я добрая (добрый), потому что …», - то результаты все-таки могут быть неожиданными. Например, результаты обследования моих воспитанников, проведенные в 2010 году, таковы: половина  группы детей представление о доброте и дружбе связывают с понятием вообще что-то делать. Например: "Я добрая, потому что умею кататься на велосипеде и убирать игрушки». Другие путают это качество с иными качествами и считают добрыми тех детей, которые не дерутся, не отнимают игрушки, всем уступают. На предложение сказать о своих плохих поступках реакция детей чаще всего неоднозначная. Некоторые утверждают, что никогда не вели себя плохо. Другие пытаются перевести разговор на другую тему или же рассказывает о плохих поступках других товарищей.

Таким образом, на данном этапе работы можно выявить множество нерешенных проблем социально-нравственного развития детей и осознать, как много еще предстоит сделать.

         Уточнить и дифференцировать представления детей о дружбе помогает обсуждение содержания диафильмов и сюжетных картинок с проблемными ситуациями. Предлагаемые ситуации должны обладать определённым драматизмом событий. Драматическая напряженность способствует более активному восприятию нравственного смысла ситуации. Например, обычно я предлагаю детям следующие сюжетные картинки:

 • Мальчик бежал по тротуару и упал в лужу. Сидит и плачет. Около него стоит девочка.

 • У девочки упал мяч в лужу. Рядом с ней стоит мальчик. Задаются следующие вопросы: "Что произошло с девочкой? Как, по-твоему, поступит мальчик?»

 • 3а столом сидят две девочки. Они собрались рисовать. У Кати есть карандаш, у Маши нет, Маша смотрит, как рисует Катя. Вопросы к детям: «Что делает девочки? Почему одна из них не рисует? Как, по-твоему, поступит Катя? Почему она так поступит?»  Главной целью использования данного приема является уточнение представлений детей о дружбе, взаимопомощи, доброте и неоказания помощи в том, чтобы не путать эти понятия. Так, в коллективной беседе с детьми, организованной после совместной игры, можно обсудить те моменты, когда детям было легко (потому что они - друзья) или трудно играть вместе, несмотря на то, что они – друзья. При этом помогает приведение аналогичных примеров из литературных произведений ("Вместе тесно, а врозь - скучно" К.Ушинского, "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского, "Синие листья" В. Осеевой, "Как друзья познаются" С. Михалкова и др.), пословиц и поговорок, серии юмористических частушек "Про знакомые дела". Например: «Петя ловко ловит рыбу, / Может плотик смастерить. / Только "здравствуй" и "спасибо" / Не умеет говорить».

Говоря об использовании произведений художественной литературы, как средстве воспитания, следует отметить, что недостаточно только прочесть то или иное произведение, надо к нему обращаться неоднократно, вспоминая героев, с их поступками, сравнивать их поступки со своими.

         На третьем этапе работы очень важно добиться, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Я считаю своей задачей воспитывать у детей эту готовность, желание заботиться о других.

 Для этого проводятся игры с нравственным содержанием. По мере того, как дети подрастают, оно усложняется. В игровых замыслах воспитанников все более отражаются важные общественные явления. Играющие спасает тонущие корабли, заблудившихся людей в тайге, собирают урожаи и тушат пожары, отстаивает честь страны на спортивных состязаниях. При этом для меня важно проследить за окончанием игры, добиться того, что дети чувствуют себя спасателями и созидателями, бережно сохраняют результаты совместной игровой и конструктивной деятельности, хотят продолжить игровой сюжет в следующий раз. При этом особое значение придается соблюдению в сюжетно-ролевой, режиссерской и строительных играх правил нравственного поведения. Сформулировать их помогает проведение специальных игр-драматизаций. Ведь формировать гуманные представления и нравственные чувства невозможно только с помощью замечаний, указаний, наставлений и правил. По итогам обсуждении сценок с нравственным содержанием, создающим условия для морального выбора детей (поступить хорошо, морально, но ущемляя какие-то свои интересы и др.), мы создаем с детьми иллюстрированную Азбуку нравственности.

 Оценить результаты данной работы помогают специальные игры. Например, «Цветик-семицветик». Для нее понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, но главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем можно другим только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными: «Лети, лети, лепесток, / Через запад на восток, / Через север, через юг, / Возвращайся, сделав круг. / Лишь коснешься ты земли, / Будь по-моему вели!»  Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, то он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, педагог может определить уровень социально-нравственного развития группы (но не стоит говорить об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых). В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему. Такая игра может выступать в качестве средства для проведения мониторинга социально-нравственного развития всех воспитанников детского сада.

         Отдельным вопросом, необходимым для изучения в рамках мониторинга, контроля результатов социально-нравственного развития и формирования дружеских отношений у детей, выступает оценка уровня организации сотрудничества педагогов с родителями. Это связано с тем, что немаловажную роль в закреплении данных представлений, формировании нравственных чувств и воспитании добрых и дружеских отношений со сверстниками, конечно, играет семья. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребёнка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоению личности ребёнка, поскольку он пытается, приспосабливаться к нередко противоположным требованиям. Поэтому в работе с родителями ставлю перед собой и пытаюсь решать следующие задачи: выяснить, подготовлены ли родители теоретически к воспитанию у детей доброжелательных, дружеских отношений к сверстникам; помочь родителям в приобретении необходимых знаний и оказать методическую помочь; выявить положительный опыт семьи и распространить его; познакомить с содержанием работы по социально-нравственному развитию детей в саду. Во время подведения итогов работы по данным направлениям оценивается эффективность взаимодействия семьи и ДОУ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып...

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности...

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"...

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

      Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературуЗиярат КойчуеваРазвитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного в...

ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация, В статье рассматривается значение трудовой деятельности в воспитании дружеских взаимоотношений среди детей дошкольного возраста. Подчеркивается важность совместного труда как способа формир...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их эмоционального интеллекта.

Актуальность развития эмоционального интеллекта. Программа эмоционально-коммуникативного развития "В стране эмоций"....