"Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1  г. Вязьмы Смоленской области

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условие повышения эффективности их социально-нравственного  развития и воспитания в семье и ДОУ

                         ( Выступление на  семинаре  для педагогов)

Леонова Елена Александровна

                                                               2018г.

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условие повышения эффективности их социально-нравственного  развития и воспитания в семье и ДОУ

Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственное развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрасте и осуществлять целенаправленно и систематически. В связи с этим мною разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условию повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ.

 На первом этапе у детей важно сформировать ощущение того, что детский сад - это единая дружная семья взрослых и детей. Теплоту во взаимоотношения вносят традиции группы и детского сада, например, традиция радостного приема детей утром, коллективное приветствие членов группы, организации вечеров весёлых развлечений, празднования в детском саду утренников. При этом культура педагога, характер его общения с детьми имеет главное значение в формировании добрых отношений у ребят. Однако формирование дружеских отношений на данном этапе работы - это длительный и сложный процесс: вначале они складываются в небольших по численности объединениях детей (по 3-6 человек), возникающих в связи с общей деятельностью, чаще всего, игрой. Поэтому на первых порах организатором объединения становлюсь я: читаю небольшой группе воспитанников сказки, пою песенки, показываю игрушки, поощряю первые объединения детей: "Как интересно и весело играть вместе", – говорю им. Однако эти объединения очень неустойчивые по составу, недлительные по времени, легко распадаются. В связи с этим отдельной педагогической задачей становится сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность по времени. В этом отношении можно сказать, что игры – драматизации являются превосходным средством сближения детей. Тяга к играм-драматизациям возникает чаще всего под влиянием показа настольного театра. Воспитатель вносит в группу такой материал, который помогает детям самостоятельно развернуть эту игру. Представление сказок требует участие персонажей, что ведёт к естественному объединению детей.

 На этом этапе работы растёт число играющих вместе детей, некоторые из них начинают проявлять больше самостоятельности и организаторских способностей. Поэтому уже на данном этапе начинаю воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем должна проявиться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему можно, а что нельзя, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижает. В умении считаться с желаниями и интересами товарищей. Поэтому обращаю особое внимание детей на обогащение их речи такими словами, как "добрый", "чуткий", "отзывчивый", "дружный". Показываю, как это важно – быть такими партнерами. Беседую с ними о добрых поступках людей, детей и взрослых, читаю им художественную литературу, вместе с ними разучиваю пословицы и поговорки о дружбе, провожу дидактические игры. Постепенно дети усваивают правила совместной игры, начинает понимать, что дружно играть - это значит, бережно относиться к постройке товарища, заступаться за тех, кого обижают, помогать сверстнику, если у него возникло затруднение. Правила дружеских взаимоотношений особенно хорошо усваиваются в подвижных и бытовых строительных играх.

 На втором этапе работы, когда произошло налаживание дружеских взаимоотношений в группе, необходимо усилить внимание к созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка в группе. Для этого в совместных играх необходимо стараться предупреждать трудности, которые возникают у детей, не умеющих вступать в контакт и игру со сверстниками, поддерживать его или заканчивать. Так, ребёнка, вступающего в игру, надо познакомить со следующими правилами:

 • прежде, чем начать игру, подумай, во что будешь играть, и что понадобится для игры,

 • уважай тех, кто играет рядом: уважай общий замысел, честно соблюдай правила игры,

 • в ходе игры при необходимости умей задавать вопросы, уточнить, что непонятно, договориться, спросить мнение товарища, разговаривай вежливо,

 • не забывай после игры вместе с другими ребятами убирать игрушки.

 В связи с этим хочется вспомнить мысль М. Горького: "Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". При этом игра позволяет детям изменяться и самим. Например, объединение в игре робких детей с доброжелательными, справедливыми ребятами помогает застенчивым воспитанникам быстрее войти в коллектив, вызывает желание играть вместе с другими детьми. Оно рождает уверенность в добром отношении к нему со стороны товарищей и, в свою очередь, вызывает стремление хорошо относиться к сверстникам. Воспитатель на данном этапе работы обращает внимание детей на то, как дружно и весело они играют, на то, что они поступают, как настоящие друзья. И хотя их представления о дружбе находятся на уровне оценки только внешних проявлений (помогать друг другу, не ссориться) без проникновения в саму суть её, это новое явление в развитии детей имеет огромное значение. Приведу ответы на вопросы о дружбе, заданные детям: «Дружить – значит, помогать другу», «Когда играешь, всё давать друг другу и никогда не обижать», «любить друг друга». Если же у детей потом спросить, умеют ли они дружить и в чем это проявляется, или попросить закончить предложение: «Я добрая (добрый), потому что …», - то результаты все-таки могут быть неожиданными. Например, результаты обследования моих воспитанников, проведенные в 2010 году, таковы: половина  группы детей представление о доброте и дружбе связывают с понятием вообще что-то делать. Например: "Я добрая, потому что умею кататься на велосипеде и убирать игрушки». Другие путают это качество с иными качествами и считают добрыми тех детей, которые не дерутся, не отнимают игрушки, всем уступают. На предложение сказать о своих плохих поступках реакция детей чаще всего неоднозначная. Некоторые утверждают, что никогда не вели себя плохо. Другие пытаются перевести разговор на другую тему или же рассказывает о плохих поступках других товарищей.

Таким образом, на данном этапе работы можно выявить множество нерешенных проблем социально-нравственного развития детей и осознать, как много еще предстоит сделать.

         Уточнить и дифференцировать представления детей о дружбе помогает обсуждение содержания диафильмов и сюжетных картинок с проблемными ситуациями. Предлагаемые ситуации должны обладать определённым драматизмом событий. Драматическая напряженность способствует более активному восприятию нравственного смысла ситуации. Например, обычно я предлагаю детям следующие сюжетные картинки:

 • Мальчик бежал по тротуару и упал в лужу. Сидит и плачет. Около него стоит девочка.

 • У девочки упал мяч в лужу. Рядом с ней стоит мальчик. Задаются следующие вопросы: "Что произошло с девочкой? Как, по-твоему, поступит мальчик?»

 • 3а столом сидят две девочки. Они собрались рисовать. У Кати есть карандаш, у Маши нет, Маша смотрит, как рисует Катя. Вопросы к детям: «Что делает девочки? Почему одна из них не рисует? Как, по-твоему, поступит Катя? Почему она так поступит?»  Главной целью использования данного приема является уточнение представлений детей о дружбе, взаимопомощи, доброте и неоказания помощи в том, чтобы не путать эти понятия. Так, в коллективной беседе с детьми, организованной после совместной игры, можно обсудить те моменты, когда детям было легко (потому что они - друзья) или трудно играть вместе, несмотря на то, что они – друзья. При этом помогает приведение аналогичных примеров из литературных произведений ("Вместе тесно, а врозь - скучно" К.Ушинского, "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского, "Синие листья" В. Осеевой, "Как друзья познаются" С. Михалкова и др.), пословиц и поговорок, серии юмористических частушек "Про знакомые дела". Например: «Петя ловко ловит рыбу, / Может плотик смастерить. / Только "здравствуй" и "спасибо" / Не умеет говорить».

Говоря об использовании произведений художественной литературы, как средстве воспитания, следует отметить, что недостаточно только прочесть то или иное произведение, надо к нему обращаться неоднократно, вспоминая героев, с их поступками, сравнивать их поступки со своими.

         На третьем этапе работы очень важно добиться, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Я считаю своей задачей воспитывать у детей эту готовность, желание заботиться о других.

 Для этого проводятся игры с нравственным содержанием. По мере того, как дети подрастают, оно усложняется. В игровых замыслах воспитанников все более отражаются важные общественные явления. Играющие спасает тонущие корабли, заблудившихся людей в тайге, собирают урожаи и тушат пожары, отстаивает честь страны на спортивных состязаниях. При этом для меня важно проследить за окончанием игры, добиться того, что дети чувствуют себя спасателями и созидателями, бережно сохраняют результаты совместной игровой и конструктивной деятельности, хотят продолжить игровой сюжет в следующий раз. При этом особое значение придается соблюдению в сюжетно-ролевой, режиссерской и строительных играх правил нравственного поведения. Сформулировать их помогает проведение специальных игр-драматизаций. Ведь формировать гуманные представления и нравственные чувства невозможно только с помощью замечаний, указаний, наставлений и правил. По итогам обсуждении сценок с нравственным содержанием, создающим условия для морального выбора детей (поступить хорошо, морально, но ущемляя какие-то свои интересы и др.), мы создаем с детьми иллюстрированную Азбуку нравственности.

 Оценить результаты данной работы помогают специальные игры. Например, «Цветик-семицветик». Для нее понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, но главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем можно другим только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными: «Лети, лети, лепесток, / Через запад на восток, / Через север, через юг, / Возвращайся, сделав круг. / Лишь коснешься ты земли, / Будь по-моему вели!»  Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, то он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, педагог может определить уровень социально-нравственного развития группы (но не стоит говорить об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых). В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему. Такая игра может выступать в качестве средства для проведения мониторинга социально-нравственного развития всех воспитанников детского сада.

         Отдельным вопросом, необходимым для изучения в рамках мониторинга, контроля результатов социально-нравственного развития и формирования дружеских отношений у детей, выступает оценка уровня организации сотрудничества педагогов с родителями. Это связано с тем, что немаловажную роль в закреплении данных представлений, формировании нравственных чувств и воспитании добрых и дружеских отношений со сверстниками, конечно, играет семья. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребёнка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоению личности ребёнка, поскольку он пытается, приспосабливаться к нередко противоположным требованиям. Поэтому в работе с родителями ставлю перед собой и пытаюсь решать следующие задачи: выяснить, подготовлены ли родители теоретически к воспитанию у детей доброжелательных, дружеских отношений к сверстникам; помочь родителям в приобретении необходимых знаний и оказать методическую помочь; выявить положительный опыт семьи и распространить его; познакомить с содержанием работы по социально-нравственному развитию детей в саду. Во время подведения итогов работы по данным направлениям оценивается эффективность взаимодействия семьи и ДОУ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».

  В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып...

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности...

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"...

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

      Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Материал содержит описание по данной теме, методы и приемы. раскрывается актуальность данной проблемы. Рекомендуемые источники для достижения результата....

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературуЗиярат КойчуеваРазвитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного в...