Конспект по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект по  ознакомлению с природой в подготовительной группе  "Зимующие птицы"

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: расширить представления  о роли человека  в жизни птиц, закрепить  элементарные представления о  видах  питания птиц,  умение различать зимующих птиц по внешнему  виду  и  называть  их; расширить, уточнить и активизировать словарь  по  теме  «Зимующие птицы».

Развивающие: развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, развивать мышление, внимание, память и познавательную активность, формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний,

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки. Воспитывать доброе и  бережное  отношение  к  птицам, желание  помогать  им  в  зимних условиях.

Предварительная работа:  наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихотворений о птицах, заучивание загадок, рисование и  лепка зимующих птиц.

Материалы и оборудование: фотографии зимующих  птиц;  запись «Голоса птиц», декорации зимнего леса,

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие.


1. Организационный   момент

 Создание   игровой  мотивации

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня такое замечательное зимнее утро! Так и хочется прогуляться  по  зимнему лесу!  Я предлагаю вам отправиться  на прогулку  в  зимний  лес ! А что  бы  нам  не  замерзнуть, потеплее  одеваемся  и отправляемся.

(Музыкальное  сопровождение.)

Дети : идут за воспитателем.

      “Друг за другом становитесь,

     Крепко за руки беритесь

    Правой, левой, правой, левой

 Мы идем вперед, вперед.

По дорожкам, по тропинкам,

Не спешим, не отстаем.

А теперь остановись,

И вокруг вы оглянись.

С помощью больших чудес

Мы  попали в зимний лес.

        Заколдован  невидимкой,

       Дремлет лес под сказку сна,

       Словно белою косынкой

       Подвязалася сосна.”

Воспитатель: Ребята  посмотрите, куда мы попали? Лес, деревья. Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья, пушистые мягкие сугробы, тишина,

какой воздух чистый!

Дыхательная гимнастика

«Ой, ребята, замерзаем. плечи дружно обнимаем!

Зиму  радостно  встречаем, свежий  воздух мы вдыхаем.

Вот мы и в лесу!

 

Воспитатель: Ребята, вы  слышите? Кто-то щебечет… Чьи  это голоса?

Дети: голоса птиц.

 

II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

Воспитатель:  А  разве  птицы  не  улетели  на  юг?

Дети: Это зимующие птицы!

Воспитатель:  Совершенно верно ребята, это зимующие птицы. Каких зимующих  птиц вы знаете, назовите ?

Дети: Снегири, синицы, воробьи, голуби….

Воспитатель: Молодцы! Зимующие птицы не  боятся морозов, много  летают и  сами стараются добывать еду. Они отыскивают плоды и семена лиственных  растений, шишки  хвойных деревьев с семенами. Но  во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже  погибают. Поэтому они  прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами  можем  помочь  пережить  зиму  нашим  пернатым  друзьям. А что нам нужно  сделать, как  помочь, чтобы  они  выжили  в  холодное  время  года?

Как  вы  думаете?

Дети: Подкармливать, развешивать кормушки..

Воспитатель: 
Ребята, на  веточке кто-то спрятался… Отгадайте, кто?

                        “Прыгнет раз, прыгнет два,

                          Почирикает слегка,

                          Крошки подбирает,

                          Сразу улетает.”(Воробей)

Дети: Воробей!

Воспитатель: Правильно, молодцы!  (разворачивает елку – на ветке “сидит воробей “- картинка).  Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись  друг  к  другу, нахохлившись. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами.

Воспитатель: “Красногрудый, чернокрылый,

                          Любит зёрнышки клевать,

                  С первым снегом на рябине он появится опять.” (Снегирь)

Дети:  Снегирь!

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот и снегирь к нам прилетел.

Дети:  Рассатривают на ветке снегиря

Воспитатель: Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат 20 пар

И кричат - кар! Кар! Кар!

                            (Ворона)

Дети:  Ворона!

Воспитатель: Хоть поменьше воробья,

                 Не боюсь зимы и я,

                Всем известная вам птичка.

                  А зовут меня.

Дети : Синичка. (Воспитатель показывает ветку, на которой сидит синица.)

Воспитатель: Я по дереву стучу,

                 Червячка добыть хочу,

                  Хоть он скрылся под корой,

                          Все равно он будет мой!

Дети:  Дятел!

Воспитатель:  “Трещала с самого утра:

                     Пор-ра! Пор-ра!

                    А что пора? Такая всем морока,

                    Когда трещит… (сорока)

Дети : Сорока!

Воспитатель: В красненьком беретике, с рыжим хохолком.

               В оперенье праздничном вслед за ветерком

              С севера далёкого птахи прилетели,

              Лакомиться ягодами на рябину сели.

                                                                 (Свиристель)

Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а  тёмный  хвостик  заканчивается  жёлтой  полоской. Название птицы  «Свиристель»  означает  громко  кричать, «свистеть».

 

Раздается звук упавшей с дерева шишки

Воспитатель:  (поднимая шишку) «Откуда она? Кто ее сбросил?»

Дети:   Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Я кажется догадалась! Это дает о себе знать еще одна удивительная  лесная  птица». ( на ветке  вывешена  картинка с изображением птицы. Это клест. Что же в ней удивительного? А вот посмотрите на ее клюв. Он у нее  крестом. Таким клювом удобно семечки из шишек доставать. А еще эта птица удивительна тем, что птенцы у нее  появляются не летом, как у всех птиц, а зимой, когда трещат сильные  мороз

 Ребята, а чем они похожи? (У них есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями). А чем они отличаются друг от друга (расцветкой оперения и размером, по разному подают голос.)

Воспитатель: - Молодцы, вы отгадали загадки о птицах. Давайте ещё их раз назовём  (воробей, дятел, сорока, ворона, синичка, снегирь, голубь, свирель).

Воспитатель: Ребята, а как мы ласково назовем наших птиц?

Игра “Назови ласково”.

птица – птичка, синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

Дети: ответы детей

 

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

        Тень-тень-тень! (Прыжки на месте)

Воспитатель:  Ребята, мы уже с вами выяснили, как помочь птицам – мастерить  кормушки и подкармливать их. А  чем  же  мы  будем  угощать наших  пернатых  друзей?

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру “Угощение для птиц”

У  нас  есть  вот такая кормушка, на которую сейчас мы будем выкладывать угощение для синички – чем же питается эта птичка?

Дети:  Салом, семечками.

Воспитатель: Так, синице -  сало, а  воробью ?

Дети :  Зернышки.

Воспитатель: Снегирю ?

Дети: рябину.

Воспитатель: Ребята, откуда прилетели птицы на кормушку?

Дети: «Из леса – лесные, из города – городские».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать  некоторые правила? Послушайте, какие:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили? Давайте  повторим некоторые правила.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, у нас под ёлочкой лежит снежок, мы с ним сейчас и поиграем.

 

Игра  со  снежком  «Подбери  действие».

Дети  передают  “снежок “ друг другу и называют, что умеют делать птицы (при этом показывают движения): летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Воспитатель: А давайте посмотрим, что здесь лежит на пенёчке.

Игра «Разрезные картинки» (дети собирают картинки на полу (зимняя полянка). Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он собрал.

Воспитатель: Молодцы!  Все сделали правильно.

III. Заключительный этап.

Воспитатель: О каких птицах мы сегодня с вами разговаривали

Дети:  о зимующих.

Воспитатель:  я прочитаю вам стихотворение, а вы еще раз вспомните зимующих птц:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили  по- прежнему с нами

Мы  будем  кормить их, конечно же, сами.

Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им  особенно  тяжело.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пара возвращаться в детский сад из зимнего леса:  

«Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

не спешим, не отстаем,

в детский сад мы все пойдем.»

Вот  мы  и  вернулись  обратно в свой детский сад.

Где мы  побывали сегодня?  Кого видели? Что интересного узнали?

Какими впечатления вы можете поделиться, побывав в гостях у птиц в лесу?

Понравилась вам наша прогулка?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okrmir.docx150.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   по ознакомлению с природой

в  подготовительной группе.

Тема:  “Зимующие птицы”

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни.

Задачи:

Образовательные: расширить, о связи с окружающей средой, роли человека  в жизни птиц, закрепить  элементарные представления о  видах  питания птиц,  умение различать зимующих птиц по внешнему  виду  и  называть  их; расширить, уточнить и активизировать словарь  по  теме  «Зимующие птицы».

Развивающие: развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, развивать мышление, внимание, память и познавательную активность, формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний,

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки. Воспитывать доброе и  бережное  отношение  к  птицам, желание  помогать  им  в  зимних условиях.

Предварительная работа:  наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихотворений о птицах, заучивание загадок, рисование и  лепка зимующих птиц.

Материалы и оборудование: фотографии зимующих  птиц;  запись «Голоса птиц», декорации зимнего леса,

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие.

1. Организационный   момент

 Создание   игровой  мотивации

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня такое замечательное зимнее утро! Так и хочется прогуляться  по  зимнему лесу!  Я предлагаю вам отправиться  на прогулку  в  зимний  лес ! А что  бы  нам  не  замерзнуть, потеплее  одеваемся  и отправляемся.

(Музыкальное  сопровождение.)

Дети : идут за воспитателем.

      “Друг за другом становитесь,

     Крепко за руки беритесь

    Правой, левой, правой, левой

 Мы идем вперед, вперед.

По дорожкам, по тропинкам,

Не спешим, не отстаем.

А теперь остановись,

И вокруг вы оглянись.

С помощью больших чудес

Мы  попали в зимний лес.

        Заколдован  невидимкой,

       Дремлет лес под сказку сна,

       Словно белою косынкой

       Подвязалася сосна.”

Воспитатель: Ребята  посмотрите, куда мы попали? Лес, деревья. Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья, пушистые мягкие сугробы, тишина,

какой воздух чистый!

Дыхательная гимнастика 

«Ой, ребята, замерзаем. плечи дружно обнимаем!

Зиму  радостно  встречаем, свежий  воздух мы вдыхаем.

Вот мы и в лесу!

Воспитатель: Ребята, вы  слышите? Кто-то щебечет… Чьи  это голоса?

Дети: голоса птиц.

II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

Воспитатель:  А  разве  птицы  не  улетели  на  юг?

Дети: Это зимующие птицы!

Воспитатель:  Совершенно верно ребята, это зимующие птицы. Каких зимующих  птиц вы знаете, назовите ?

Дети: Снегири, синицы, воробьи, голуби….

Воспитатель: Молодцы! Зимующие птицы не  боятся морозов, много  летают и  сами стараются добывать еду. Они отыскивают плоды и семена лиственных  растений, шишки  хвойных деревьев с семенами. Но  во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже  погибают. Поэтому они  прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами  можем  помочь  пережить  зиму  нашим  пернатым  друзьям. А что нам нужно  сделать, как  помочь, чтобы  они  выжили  в  холодное  время  года?

Как  вы  думаете?

Дети: Подкармливать, развешивать кормушки..

Воспитатель:  Ребята, на  веточке кто-то спрятался… Отгадайте, кто?

                        “Прыгнет раз, прыгнет два,

                          Почирикает слегка,

                          Крошки подбирает,

                          Сразу улетает.”(Воробей)

Дети: Воробей!

Воспитатель: Правильно, молодцы!  (разворачивает елку – на ветке “сидит воробей “- картинка).  Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись  друг  к  другу, нахохлившись. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами.

Воспитатель: “Красногрудый, чернокрылый,

                          Любит зёрнышки клевать,

                  С первым снегом на рябине он появится опять.” (Снегирь)

Дети:  Снегирь!

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот и снегирь к нам прилетел.

Дети:  Рассатривают на ветке снегиря

Воспитатель: Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат 20 пар

И кричат - кар! Кар! Кар!

                            (Ворона)

Дети:  Ворона!

Воспитатель: Хоть поменьше воробья,

                 Не боюсь зимы и я,

                Всем известная вам птичка.

                  А зовут меня.

Дети : Синичка. (Воспитатель показывает ветку, на которой сидит синица.)

Воспитатель: Я по дереву стучу,

                 Червячка добыть хочу,

                  Хоть он скрылся под корой,

                          Все равно он будет мой!

Дети:  Дятел!

Воспитатель:  “Трещала с самого утра:

                     Пор-ра! Пор-ра!

                    А что пора? Такая всем морока,

                    Когда трещит… (сорока)

Дети : Сорока!

Воспитатель: В красненьком беретике, с рыжим хохолком.

               В оперенье праздничном вслед за ветерком

              С севера далёкого птахи прилетели,

              Лакомиться ягодами на рябину сели.

        (Свиристель)

Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а  тёмный  хвостик  заканчивается  жёлтой  полоской. Название птицы  «Свиристель»  означает  громко  кричать, «свистеть».

Раздается звук упавшей с дерева шишки

Воспитатель:  (поднимая шишку) «Откуда она? Кто ее сбросил?»

Дети:   Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Я кажется догадалась! Это дает о себе знать еще одна удивительная  лесная  птица». ( на ветке  вывешена  картинка с изображением птицы. Это клест. Что же в ней удивительного? А вот посмотрите на ее клюв. Он у нее  крестом. Таким клювом удобно семечки из шишек доставать. А еще эта птица удивительна тем, что птенцы у нее  появляются не летом, как у всех птиц, а зимой, когда трещат сильные  мороз

 Ребята, а чем они похожи? (У них есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями). А чем они отличаются друг от друга (расцветкой оперения и размером, по разному подают голос.)

Воспитатель: - Молодцы, вы отгадали загадки о птицах. Давайте ещё их раз назовём  (воробей, дятел, сорока, ворона, синичка, снегирь, голубь, свирель).

Воспитатель: Ребята, а как мы ласково назовем наших птиц?

Игра “Назови ласково”.

птица – птичка, синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

Дети: ответы детей

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

        Тень-тень-тень! (Прыжки на месте)

Воспитатель:  Ребята, мы уже с вами выяснили, как помочь птицам – мастерить  кормушки и подкармливать их. А  чем  же  мы  будем  угощать наших  пернатых  друзей?

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру “Угощение для птиц”

У  нас  есть  вот такая кормушка, на которую сейчас мы будем выкладывать угощение для синички – чем же питается эта птичка?

Дети:  Салом, семечками.

Воспитатель: Так, синице -  сало, а  воробью ?

Дети :  Зернышки.

Воспитатель: Снегирю ?

Дети: рябину.

Воспитатель: Ребята, откуда прилетели птицы на кормушку?

Дети: «Из леса – лесные, из города – городские».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать  некоторые правила? Послушайте, какие:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили? Давайте  повторим некоторые правила.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, у нас под ёлочкой лежит снежок, мы с ним сейчас и поиграем.

Игра  со  снежком  «Подбери  действие».

Дети  передают  “снежок “ друг другу и называют, что умеют делать птицы (при этом показывают движения): летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Воспитатель: А давайте посмотрим, что здесь лежит на пенёчке.

Игра «Разрезные картинки» (дети собирают картинки на полу (зимняя полянка). Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он собрал.

Воспитатель: Молодцы!  Все сделали правильно.

III. Заключительный этап.

Воспитатель: О каких птицах мы сегодня с вами разговаривали

Дети:  о зимующих.

Воспитатель:  я прочитаю вам стихотворение, а вы еще раз вспомните зимующих птц:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили  по- прежнему с нами

Мы  будем  кормить их, конечно же, сами.

Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им  особенно  тяжело.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пара возвращаться в детский сад из зимнего леса:  

«Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

не спешим, не отстаем,

в детский сад мы все пойдем.»

Вот  мы  и  вернулись  обратно в свой детский сад.

Где мы  побывали сегодня?  Кого видели? Что интересного узнали?

Какими впечатления вы можете поделиться, побывав в гостях у птиц в лесу?

Понравилась вам наша прогулка?

Итог: Что понравилось сегодня каждому из вас на нашей прогулке?

(ответы детей)

Воспитатель: «Сегодня мы узнали только немного из жизни зимующих птиц.

Мы будем продолжать наблюдать за ними и помогать им в трудное время.

А сейчас мы немного поиграем. Кто напомнит мне, как передвигаются птицы?»

-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, у них есть крылья)

-Какие ещё части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).

-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

-Каких птиц мы называем зимующими? Почему  они  остаются  зимовать с нами?

-Чем люди могут помочь зимующим птицам?

- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой? (Да.) -Как же птицы согреваются в морозы? (Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.) - Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод? -Почему? (Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.)

-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? -

Дети: Трудно.

Воспитатель: Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают  ближе  к  людям  за  помощью.

-Давайте попробуем узнать, что за птицы прилетают на участок средней группы? И расскажем о них?

-Вот, что о них рассказали дети средней группы:

ВОРОБЕЙ

- А вот такой у неё голос. (Звучит голос воробья)

(Ответы детей)

-Воробей.  Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Домовой воробей. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся домовые воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами, в меньшей степени насекомыми.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение воробья, текст рассказа).

СИНИЦА

-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса синицы).

(Ответы детей).

-Правильно это синица. Что вы о ней знаете?

- Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами. Летом обитает в лесах разных типов, вне населённых пунктов, в больших парках. Зимой - прилетает поближе к людям. Зимой синицы держатся стайками 6-16 особей. Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Около кормушек ведет себя достаточно осторожно.  Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают зимой кормушки.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

ДЯТЕЛ

-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Если он рядом можно услышать вот такой звук. (Ответы детей).

- Дятел необыкновенно полезная и красивая птица. У него крепкий клюв и длинный язычок. Большую часть времени он проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. Дупло в стволе служит гнездом. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Обитает в различных лесопарковых зонах. Зимой кормится семенами сосны и ели, частый посетитель птичьих кормушек в парках. Он ест семена сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и стучит по ней сильным клювом, доставая семена.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

СОРОКА

-Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

Вот такой звук она издаёт.

- По-разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой. Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.С наступлением осени сороки собираются в стаи.  Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям. Небольшие группы зимующих сорок кормятся обычно на свалках и мусорных контейнерах.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

ВОРОНА

-У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

-Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Это одни из самых умных птиц. Они всеядны. В подкормке не нуждается, потому, что всегда найдет, где и чем поживиться. Их еще можно назвать городским пернатым санитаром.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

ГОЛУБЬ

-У этой птицы туловище светло- или тёмно-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Вот такой звук она издаёт.

-Это самые многочисленные городские птицы, произошли они от дикого сизого голубя. Эти птицы селятся большими стаями. Голуби очень хорошо запоминают места, где их подкармливают. Голуби обладают прекрасным зрением- различают цвета радуги. Питаются растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.

СОЙКА

-Эта птица крупная, рыжевато-коричневая, у неё ярко-голубые с чёрным ободком зеркальца на крыльях, белое надхвостье. А это её голос.

-Сойка - яркая подвижная птица. Зимой они охотно поедают семена и плоды разнообразных растений, а также личинки насекомых, зимующих на деревьях. Питаются также желудями и орехами спрятанными с осени. Из-за найденного корма всегда поднимают ссору с громким криком – «гээ-гээ-гээ». У встревоженной сойки на голове поднимается хохолок.

3. Физминутка.

-Ребята, вы очень много знаете о птицах. А давайте мы с вами ненадолго превратимся в птиц и поиграем.

-Представьте, что наши руки и пальчики превратились в крылья и мы стали птицами.

Музыкальная физминутка "Пальцы-крылья".

-А теперь давайте снова превратимся в учёных орнитологов. Мы с вами составили паспорт зимующих птиц. Но чего-то в нём не хватает. Чего? (Ответы детей)

-Правильно, ребята. Ещё необходимо указать, чем можно подкармливать этих птиц.

4. Беседа о видах корма.

-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола? (Ответы детей)

-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.

-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы.

-Чем же любит питаться воробей? Давайте выберем картинки с подходящим кормом. (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) пшено, просо, овёс, крошки белого хлеба, пшеница, семечки подсолнечника, арбуза, пшеничные отруби

-Чем предпочитает питаться синица? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц)несолёное сало и мясо, семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни, просо, овёс

-Что любит есть дятел? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц)жёлуди, шишки, орехи, несолёное сало, семена сосны и ели, сухофрукты, семена арбуза и дыни

-Чем питаются сороки и вороны? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) всеядны, любые остатки пищи, крошки, зерно, семена растений, и др

-Чем любит полакомиться сойка? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) крошки белого хлеба, жёлуди, шишки, орехи

-Что предпочитают голуби? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) крошки белого хлеба, семена подсолнечника, просо, овёс, пшеница, крупу

-А чем нельзя подкармливать птиц? (Ответы детей)

-Молодцы. Теперь наш паспорт зимующих птиц готов.

- А чем нельзя кормить птиц зимой?

Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.

III. Рефлексия.

-Кем мы с вами сегодня были? Кому мы помогали?

-Что мы сделали для младших детей? Для чего им пригодится паспорт зимующих птиц? (Ответы детей)

Чтение стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой» -Давайте передадим им "Паспорт зимующих птиц, который мы составили"

Видеописьмо:

-Ребята, спасибо. Вы нам очень помогли. Мы все услышали много интересного о птицах. Теперь мы тоже сможем помогать птицам, наблюдать за ними и подкармливать их правильно.

5. Расскажите о зимующих птицах.

Послушайте и отгадайте, чьи звуки мы слышим? Звучит запись пения птиц.

 «Кто как голос подаёт»:

- Ворона что делает? (Ворона каркает).

- Синица что делает? (Синица тенькает)

- Сорока что делает? (Сорока трещит)

- Воробей что делает? (Воробей чирикает)

- Дятел что делает? (Дятел стучит)

Ворона каркает, чье карканье? – воронье карканье

Снегирь свистит – снегириный свист

Воробей чирикает – воробьиное чириканье

Сова ухает - совиное уханье

Голубь воркует – голубиное воркованье

Посмотрите на внешний вид птиц.

Игровое упражнение «Составь слово»:

- У сороки белые бока, значит она какая? (Белобокая сорока)

- У снегиря красная грудка, значит он какой? (Снегирь красногрудый)

- У сороки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая сорока)

- У вороны длинный клюв, значит она какая? (длинноклювая ворона)

- Дятел любит трудиться, значит он какой?  (трудолюбивый дятел)

- У снегиря черные крылья, значит он какой? (чернокрылый снегирь)

У синицы хвост короткий, а у вороны…

Воробей маленький , а сорока..

Голубь тяжелый, а воробей легкий.

Для чего птице нужен клюв?

Для чего птице нужны крылья?

Для чего птице нужны когти (перья, хвост)?

Молодцы, вы рассказали о зимующих птицах, и еще одна снежинка становится вашей.

6. Развитие мелкой и общей моторики.

Следующее задание Зимушки-зимы – расскажите о птицах движениями.

Вокруг себя повернитесь и в синичек превратитесь. Покажите, как синичка летает, ищет себе корм.

Физминутка «Синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)  Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)  Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)  Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)  Вот присела на минутку, (Присели.)  Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)  И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)  Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)  Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)  (А. Барто) 

Вокруг себя повернитесь и в детей превратитесь.

Зимой мало корма для птиц, как мы можем помочь им перезимовать? Дети дают ответы.

Предлагаю сегодня повесить на дерево кормушку для птиц. (Педагог показывает детям кормушку).

Расскажите руками, как можно помочь зимой птицам.

Птичья кормушка

Вот повесим мы кормушку,

И насыпем мы  зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

«Кто как голос подаёт?»    

                             

Вот под ёлочкой зелёной                                  

Скачут весело вороны: Кар-кар-кар!

Вот в лесу раздался стук,

Дятел там стучит: Тук-тук!

Вот синицы прилетели

На кормушке засвистели: С-с-с!

Сорока говорливая, самая болтливая

Кричит, трещит, стрекоча:

Тр-тр-тр! Ча-ча-ча!

Воробей прыг-прыг

Кричит: Чик-чирик!

Белый бок и серый бок

Как воркует голубок?

Гыл-гыл-гыл!

Воспитатель : Отдохнули? Давайте продолжим.

Слайды 11-13. Дидактическая игра на внимание «Кто улетел?»

Слайды 14-16. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Слайды 17-19. Дидактическая игра «Четвертый лишний?»

Воспитатель :

Воспитатель : Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.

Физкультминутка.

Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).

 Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)  
  • Ответы детей: сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби, вороны.
  • Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?
  • Ответы детей: ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.
  • Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?
  • Ответы детей: клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.
  • Воспитатель: А как эти птицы называются?
  • Ответы детей: кочующими.
  • 2. Знакомство с зимующими птицами.
  • - Рассмотрите картинку «Птицы зимнего леса». Это бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? (Пищуха) Что вы знаете об этих птицах? Пищуху назвали так, потому что она все время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе еще осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие.
  • О каких птицах мы с вами сейчас говорили? (О птицах, которые проводят с нами зиму)
  • Как их называют? (Зимующие птицы)
  • Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса)
  • Игра «Узнай птицу по описанию»
  • Маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем короткими и округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись (Воробей).
  • Эта красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое (Синицы).
  • У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
  • У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета (Снегирь).
  • Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клест).
  • Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый (Сорока).
  • У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое (Ворона).
  • Дид. игра: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»
  • Грач — грачонок — грачата,
  • аист — аистенок — аистята,стриж — стриженок — стрижата,
  • журавль — журавленок — журавлята,кукушка — кукушонок — кукушата,
  • ласточка – ластак - ласточаталебедь — лебеденок — лебедята,скворец — скворчонок — скворчата,
  • утка — утенок — утята,гусь — гусенок — гусята.
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
  • Птенец — птенчик,перо — перышко,голова — головка, головушка,соловей — соловушка,шея — шейка,жаворонок — жаворонушек,крыло — крылышко,скворец — скворушка,гусь — гусек, гусенок,утка — уточка,лебедь — лебедушка,гнездо — гнездышко,журавль — журавушка, журка,трясогузка — трясогузонька,аист — аистенок,цапля — цапелька.Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»
  • Ласточка — щебечет,грач — кричит «гра»,соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.кукушка — кукует,журавль — курлычет,жаворонок — звенит.
  • Воробей — чирикаетВорона — каркаетКурица — квохчетУтка — крякаетСорока — трещит
  • Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались?
  • Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах.
  • Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие
  • группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

Используя алгоритмы отгадывания загадок и таблицы - опоры, можно научить  детей не только отгадывать, но сочинять собственные загадки....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цели:- закрепить знания и дать новые представление о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки,);- активизировать словарь детей (перелетные, зимующие, кочевые,)- учить согласовыва...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "Зимующие птицы"

В ходе НОД дети расширяют свои знания о зимующих и перелётных птицах, учатся связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

quot;ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"Конспектпознавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.Воспитатель Андреева Оксана АлександровнаЦель: формирование умений у детей распознавать ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида....

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы «Зимующие птицы»

Цель:Закреплять знания детей о строении птиц, их внешнем виде;Закреплять умение детей рисовать птиц поэтапно;Задачи:Формировать умение детей находить отличительные и схожие черты между синиц...