Проект по экологии "Деревья -друзья"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект практико-ориентированный,краткосрочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Счастливое детство»
города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61 e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Проект по экологическому воспитанию:
«Деревья-наши друзья»
(младшая группа)
Тип проекта :практико-ориентированный,
краткосрочный.
Выполнила: Сергеева Лариса Ивановна
Рубцовск. 2019год.
Актуальность.
Красота земная рядом
Присмотрись пытливым взглядом
Речка, поле, луг и лес
Дарят нам страну чудес
В ней живут волшебной сказкой
Мир любви, тепла и ласки
Мир невидимый и зримый
Нежный, хрупкий и ранимый.
Предлагаем вашему вниманию проект по экологическому воспитанию для детей младшей группы. Проект разработан в соответствии с ФГОС ДОУ. Надеемся наш опыт кому -то будет интересен
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить её. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в младшем возрасте. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.
Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.
Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения) .
С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.
Проект краткосрочный, длительностью месяц.
Участники проекта: все дети младшей группы ,родители, воспитатели.
Проблема:
Низкий уровень знаний о деревьях(куда деваются листья) у детей дошкольного возраста, недостаточно сформированы умения и навыки работы с природными и бросовыми материалом.
В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию и годовых задач ДОУ.
Цель:
Развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний о деревьях.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к природе родного края.
2. Приобщить к процессу познания.
3. Формировать представления о жизни деревьев.
4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
5. Способствовать поддержанию семейных традиций
Содержание проекта:
1 этап-Организационный.
• Беседа с детьми о деревьях с целью выяснения знаний детей по теме проекта
• Подготовка развивающей среды .
• Составление плана проекта .
• Изучение методической литературы.
• оформление предметно-развивающей среды.
• Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы
2 этап-Основной.
• Работа с детьми
• Взаимодействие с родителями
• Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта
-«Первый тонкий лед»
-«Береза», «Осень-художница» А.Плещеев
-«Листопад» Е.Благинина
-Стихи И.Токмаковой «Ели», «Сосны», «Ива», «Рябина», «Пихты», «Береза», «Осинка»
• Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
• НОД: Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила"
• Составление описательных рассказов о деревьях
• Рисование «Осенний ковёр
• Совместная аппликация из листьев
• Беседы: «Что нужно для роста деревьев?»
«Куда пропадают листья?»
• Дидактические игры:
«Узнай по описанию»;
«Четвёртый лишний»;
«Собери дерево»
«Бывает – не бывает»;
«Найди листок»;
«Времена года», «Один-много»
• Подвижные игры: «Беги к дереву» «Мы осенние листочки»
«Листопад» , «Птички и дождик»
• Работа с природным материалом:
Сбор листьев для гербариев
Изготовление макета «Одеяло из листьев»
Памятка для родителей «Прогулки в природу»
• Пешеходные прогулки ,наблюдения за деревьями:
Прогулка «Деревья»
Наблюдение «Осенние листочки»
Наблюдение «Береза
3 этап – Итоговый
• создания мини-музея «Опавшие листья
• выставка рисунков « Мое дерево»
• Выставка поделок из природного материала.(совместная работа детей и родителей)
Результат :
1. Научились чувствовать ответственность за свое дерево.
2. Узнали для чего нужны деревья, листья.
3. Научились передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках.
Беседа с детьми младшей группы о деревьях.
(Рябина обыкновенная)
Цель проведения беседы:
- расширить знания детей о птицах, их способ питания зимой;
- о целебных свойствах плодов рябины;
- поощрять малышей к самостоятельным высказываниям и рассуждениям.
- развивать творческое воображение, память, мышление, познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать, делать добро.
Предыдущая работа: Наблюдение за рябиной в разные времена года, попробовать ягоды рябины на вкус, чтение и заучивание стихов, примет, загадок о рябине.
Материал: гроздь рябины, рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая», иллюстрации рябины в разные времена года.
Проведение беседы с детьми о деревьях: рябина
Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы провести беседу о дереве, которое имеет необычайный дар - делать добро. Что это за дерево, угадайте.
Загадка о рябине
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)
- Что это за красные бусы? (Показ грозди рябины)
- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)
- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)
- Какие они на вкус? (Горьковатые).
Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже в нашем парке. Ведь мы не раз ходили к ней в гости. Она имеет полезные лекарственные свойства, поэтому каждая пора года дарит ей красивый наряд.
Дидактическая игра: «Одень рябину»
- Что дарит весна рябине? (Белые, душистые цветочки, зеленые листочки)
- Что дарит лето рябине? (Красные «бусы» - ягоды)
- Во что одевает рябину осень? (В красные и оранжевые листья)
- Что делает зима для рябины? (Накрывает белым снегом и приглашает птиц, есть ягоды)
- Давайте поближе познакомимся с рябиной. Уже рано осенью тяжелые гроздья круглых оранжево - красных ягод привлекают к себе птиц. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Теневыносливое, морозостойкое растение. Плоды рябины округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне съедобны и даже вкусные.
- В народе говорят «Рябина является украшением нашей природы». Давайте спросим у рябины, почему ее так называют.
Рябина: Потому что я наделена волшебной силой. Ветка с ярко-красными ягодами способна защитить человека от всякого бедствия. А еще мое дерево помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты, делают квас, настойки.
Воспитатель: Да, рябина обладает многими свойствами, в частности предсказывать погоду с помощью примет. Какие вы знаете приметы?
Дидактическая игра «Продолжи примету»
- Поздно цветет рябина -. (будут морозы зимой)
- Если много ягод рябины,. (то осень будет дождливая)
- Цветение рябины -. (признак устойчивого тепла)
- Поздно расцвела рябина -. (будет поздняя осень)
Воспитатель: Но зимой в отличие от некоторых деревьев у рябины много работы. Ей нужно накормить всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы, дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки, кабаны, куницы.
Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая»
Ранней осенью в степи не утихал птичий щебет. Птички слетались на поле, клевали зерно. На опушке стояла Рябина. Ягоды на ней висели красными гроздьями. Стоит она и удивляется, почему к ней птички не летят. Летел Дрозд, Рябина и спрашивает его:
- Дрозд, почему ты не хочешь отведать моих ягод?
- Подожди, Рябина, ягоды твои пригодятся в трудную пору. На твоих ветвях птичья кладовая.
Выпал снег. Белым ковром покрыл поля. Днем и ночью поет свою печальную песню холодный ветер. Рано проснулась Рябина от птичьего щебета. Видит - прилетели к ней дрозды и дятлы.
- Вот теперь и птичья кладовая нам понадобилась, - защебетал Дрозд.
- Угощай нас, Рябина, своими ягодами.
(вопросы по тексту)
- Почему удивлялась Рябина?
- Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом?
- Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?
- Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей)
О рябине сложено немало песен. Народ любил рябину с глубокой древности. Люди издавна сажали ее у своих домов.
Памятка для родителей "Прогулка в природу"
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Любая прогулка может быть полезной для формирования основ экологической культуры у детей.
Подготовка к прогулке:
- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
-- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес:
- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);
- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лесу:
- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.
Отдых на полянке:
- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
- организовать сбор коллекций;
- организовать игры,
Путь из леса
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.
Беседа о прогулке
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?)
Занятия дома:
• обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет) Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе.
«Заучивание стихотворения А.Плещеева
«Осень наступила»
ЗАДАЧИ:
помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и неуютно в осеннюю пору. Уточнять и расширять словарный запас
Развивать интонационную выразительность речи, силу голоса, память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки. Продолжать развивать мелкую моторику.
Воспитывать интерес к стихам, музыке; аккуратность и трудолюбие при выполнении задания.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение за осенними изменениями в природе, за цветами на клумбе, за кустами с облетевшей листвой.
ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 часть.
- Ребята, хотите послушать мелодию? Садитесь на стульчики. (звучит мелодия музыки С.Майк-апара «Осенью». Дети слушают.)
- Это музыка грустная или веселая? – Грустная. Грустная мелодия, потому что
Осень наступила ,высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Это стихотворение называется «Осень наступила» и написал его А.Плещеев.
А музыка, которую мы слушали, тоже была про осень.
-Что же происходит осенью? (показ презентации)
- Осень наступила...Какие приметы осени изображены на картинке?
-Высохли цветы и глядят уныло голые кусты. Уныло, значит грустно. (Дети за мной повторяют строчку и вместе и индивидуально.)
- Туча небо кроет, солнце не блестит. (Эту строчку дети тоже проговаривают и вместе и индивидуально)
- Ветер в поле воет. Как ветер воет? -У –У-У. А теперь ветер завыл еще сильнее, еще сильнее. (строчку также повторяют)
-Дождик моросит. Что значит моросит?
Далее читаю стихотворение еще раз, дети вместе со мной.
-Давайте поиграем: я начинаю строчку, а вы заканчиваете.
- Кто хочет сам рассказать стихотворение? Не забывайте, что сначала надо сказать название стихотворения.(2-3 человека)
Физкультминутка:
Игра «Мы - осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
2 часть.
- Осенью, когда «тучи небо кроют , моросит дождик, на улице сыро, грязно, холодно, плохо не только людям, но и животным.
-Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
А.Блок «Зайчик»
-Ребята, вам жалко маленького зайчика? Зайчика надо пожалеть, ведь ему так холодно и голодно в эту осеннюю пору.
- Давайте мы угостим зайчика морковкой.
Дети приделывают ботву морковке из прищепок.
- Что мы скажем зайчику? (угощайся и отнеси морковку своим друзьям)
Итог.
-Какое стихотворение мы заучивали?
Что еще мы сегодня делали на занятии?
Конспект НОД для детей младшей группы на тему: Осенний ковёр
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — ватными палочками.
Задачи:
- знакомить детей с деревьями: дуб, рябина, берёза, липа, клён, учить различать их по листьям, расширять знания детей об осени, о сезонных изменениях в природе (познание);
- закреплять знание цветов: красный, жёлтый, зелёный, знакомить с оранжевым и коричневым цветом:
- развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук, творческое воображение;
- обогащать словарный запас, расширять кругозор, способствовать развитию внимания, памяти;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к деревьям.
Словарная работа: оранжевый, коричневый, дуб, клён, берёза, липа, рябина.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, наблюдения за деревьями на прогулке.
Оборудование:
- раздаточный материал (силуэты листьев, гуашь, ватные палочки, салфетки);
- демонстрационный материал (образец выполнения работы, иллюстрации с изображением осенних деревьев).
Организационный момент.
Все скорей ко мне идите,
И друзей с собой берите.
Будем мы сейчас играть,
Да листочки рисовать.
Игровая мотивация.
Ребятки, у меня есть волшебный зонтик с ленточками. Берите их в руку, отправимся в путешествие.
Подвижная игра «Карусели».
Еле — еле, еле — еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите!
Карусель остановите.
Вот мы и оказались с вами в лесу. Какой здесь свежий и чистый воздух! Как легко дышится! Давайте вдохнём глубоко эти лесные запахи, выдохнем. Ещё разок.
А сколько здесь разных, красивых деревьев! Какие деревья вы знаете?
Рассматривание деревьев.
Физминутка «Собираем листочки».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дидактическая игра «От какого дерева листок».
Цель: учить различать листья деревьев, находить правильное соответствие: листок — дерево.
Пальчиковая гимнастика.
Вот деревья: ( Ребенок показывает ладони обеих рук с разжатыми пальцами).
Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз,
(Загибает пальцы на обеих руках).
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас.
Показ и объяснение последовательности выполнения работы.
Сегодня мы с вами будем осенними волшебниками. Ветерок к нам принёс вот такие белые листочки. Мы сделаем их яркими, красивыми. Возьмём волшебные палочки, обмакнём их в краску и начнём покрывать листочек точками.
Художественное творчество, индивидуальная помощь.
Анализ и оценка детских работ.
Посмотрите,сколько красивых листочков мы раскрасили. Вы такие талантливые волшебники! Мне очень понравилось с вами рисовать. А сейчас мы полетим на нашем зонтике обратно в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация недельного проекта "В мире друзей"
Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и само...
Недельный проект "В мире друзей"
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, о...
проект "Птицы наши друзья"
Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Наши проекты. Проект по здоровьесбережению "Друзья Айболита".
Наш детский сад "Сказка" один из первых начал применять в работе проектную деятельность. Проект по здоровьесбережению "Друзья Айболита"- был мой дебютный проект....
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...
Краткосрочный проект "В гостях у сказки"; Долгосрочный проект "Витамины - наши друзья" в группе раннего возраста
Краткосрочный проект«В гостях у сказки» в группе раннего возраста.Авторы проекта:Воспитатели группы раннего возраста «Звездочки»Подготовила: Фай А.А.Тип: информационн...