Занятие "Невидимка воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе.
Тема «Невидимка воздух».
Воспитатель Комарова Л.А.
г. Ялуторовск, 2017г.
Цель: Совершенствовать представление о свойствах воздуха.
Задачи: 1.Развитие интереса к лабораторной деятельности.
2. Обучение разным способам определения свойства воздуха (немеет цвета, нет запаха…).
Материалы и оборудование: весы подвесные, 2 одинаковых воздушных шара, стакан с водой на каждого, трубочки для коктейля, прозрачная ёмкость с водой, 2 свечи, банка, спички, веера на каждого, целлофановые пакеты на каждого, острые палочки на каждого, мыльные пузыри, карточки – обозначающие свойства воздуха, игрушка лягушонок, воздушные шары в связке.
Предварительная работа: беседа «живая и не живая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, наблюдения на прогулке за ветром.
Ход занятия.
Воспитатель: Мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе.
Дети: люди, животные, растения…
Воспитатель: что относится к не живой природе.
Дети: камни, вода, воздух, почва, звёзды.
Воспитатель: послушайте загадку, если отгадаете, то узнаете, о чём сегодня будем говорить на занятии:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надумать,
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас (воздух).
Воспитатель: ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Дети: вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, комнате, воде, и даже в внутри нас (из – за двери доносятся звуки).
Лягушонок: ой, помогите, спасибо, лечу!!!
Воспитатель: кто это там кричит? (открывает двери).
(в комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).
Воспитатель: Здравствуй лягушонок, как ты к нам попал?
Лягушонок: здравствуйте ребята, я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понёс, понёс и принёс к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! Что вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Лягушонок: о воздухе? Что такое воздух? Что – то о нём слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Лягушонок: ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини – лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие учёные (переходят).
Опыт № 1. «Как поймать воздух».
Воспитатель: возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуете поймать воздух, закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находиться? Какой он? Вы его видите?
Лягушонок: я уверен, что там ничего нет!
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Понесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель: вы правы, воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Подставим на мольберт карточку – обозначение свойства воздуха «воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Опыт № 2. «Что в стакане?».
Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Лягушонок: это же всем понятно, что в нём ничего нет.
Воспитатель: вот мы сейчас проверим, нам понадобится ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем, посмотрите снаружи стакан мокрый, а внутри?
(воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Дети: в стакане находиться воздух, он не пускает во внутрь воду.
Воспитатель: теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но будем держать его немного наклонив.
Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Дети: появились пузырьки воздуха.
Воспитатель: откуда он взялся?
Дети: когда опускаешь стакан в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Лягушонок: ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух? Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.
Воспитатель: молодец лягушонок, ты мне подсказал ещё один интересный опыт с воздухом.
Опыт № 3 «Воздух легче воды».
Воспитатель: перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставите трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся?
Дети: воздух.
Лягушонок: почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: потому, что воздух легче воды.
Давайте, поставим на мольберт ещё одну карточку – обозначение свойства воздуха «воздух легче воды».
Воспитатель: ребята, у меня для вас есть небольшой сюрприз (достаёт мыльные пузыри).
Что это? Как вы, считаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: мыло, вода...
Воспитатель: немного поиграем, сначала одни будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Воспитатель: пройдём, в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Как вы думаете, воздух имеет вес?
Лягушонок: конечно, нет!
Воспитатель: хотите проверить?
Опыт № 4 «Имеет ли воздух вес».
(воспитатель берёт в руки воздушный шар)
Что у меня в руках? Почему он так называется?
Дети: внутри воздух.
Воспитатель: нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я, возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?
Дети: лопнул, вышел воздух.
Воспитатель: правильно, шар с воздухом, опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем без воздуха. Ставим на мольберт новую карточку – обозначение свойства воздуха «воздух имеет вес».
Лягушонок: мне интересно, имеет ли воздух запах?
Воспитатель: попробуйте втянуть воздух носом, пахнет?
Дети: нет
Воспитатель: ставим следующую карточку «воздух не имеет запаха».
Лягушонок: тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?
Воспитатель: погоди не спеши. Я попробую тебе объяснить, воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Лягушонок: он ещё и двигаться умеет?
Воспитатель: скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Лягушонок: меня ветер принёс.
Воспитатель: ребята, что такое ветер?
Дети: передвижение воздуха.
Воспитатель: ветер – это движение воздуха, мы можем почувствовать движение воздуха. Мы можем увидеть воздух?
Дети: да, на прогулке наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутиться вертушка, пар изо рта).
Воспитатель: в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт № 5 «Движение воздуха».
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что почувствовали?
Дети: воздух, прохладу.
Воспитатель: если открыть окно, что можно почувствовать?
Дети: ветер.
Воспитатель: вывод, воздух – движется, ставим новую карточку – обозначение свойства воздуха.
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закрыть рот и зажмите нос двумя пальцами, не дышите. Почему, вы убрали руку и открыли рот? Чего не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Дети: не чем дышать.
Опыт № 6 «Почему гаснет пламя?».
Возьмём 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит. Почему свеча в банке погасла?
Дети: ответы.
Воспитатель: в банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Скажите ребята, откуда берётся кислород?
Дети: от растений.
Лягушонок: значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?
Воспитатель: правильно лягушонок, нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха. Вспомним по карточкам – обозначениям всё, о чём мы говорили на занятии
- Воздух не имеет цвета.
- Воздух легче воды.
- Воздух не имеет запаха.
- Воздух имеет вес.
- Воздух движется.
- Мы дышим воздухом. Он часть природы.
Лягушонок: спасибо, вам, ребята, я так много интересного узнал. Теперь я самый умный лягушонок на свете!
Воспитатель: приходи к нам обязательно.
Лягушонок: я подарю вам свои шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Воздух" "Где прячется воздух"
Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...