Проект "В стране насекомии"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Щербакова Галина Геннадьевна

Проект "В стране насекомии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomii.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «В СТРАНЕ НАСЕКОМИИ»

Вид проекта: краткосрочный (с 2 июня по 15 июля) групповой исследовательский проект с заданным результатом и  элементами творчества для детей 5-7 лет.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель.  

Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Проблема проекта: во время прогулки в лес родителей с детьми  был замечен муравейник. Часть детей заинтересовала постройка из иголок, а другие остались равнодушны. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Так возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит в игровой форме раскрыть некоторые тайны о насекомых, об их пользе или вреде, проявить свои творческие способности и навыки
поисковой деятельности.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:  1.Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

  • Подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», А.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», «Муравейник зашевелился», К.Ушинский «Капустная белянка», С.Михалков «Академия-наук», В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых: Ф.Грубин «Божья коровка», М.Моравская «Два жука», Т.Собакин «Дом для Муравьёв», А.Барто «Комары», Б.Заходер «Муха-чистюха», И.Мордовина «Кузнечик», загадывание загадок;
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
  • просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик» «Пчёлка Майя», «Под грибом»;
  • консультации для родителей «Как провести выходной день с ребенком», «Первая помощь при укусах насекомых»;
  • родители с детьми составляют и записывают рассказ о насекомых, помогают оформить рисунками, фотографиями.

Продукт проекта: рассказ о каком-либо насекомом, история по теме проекта, записанная родителями с детскими иллюстрациями и фотографиями, коллективная творческая работа (оригами) «На лесной полянке», выставка поделок из природного материала «Страна насекомии», выставка рисунков «Наши букашечки».

Приложение
Игра " Куда спрятались насекомые"

Воспитатель: Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети ищут насекомых, спрятавшихся в группе. Младшие дети могут просто узнать и назвать насекомое, показать части тела (крылья, голова, лапки и т.д.)

Старшим детям можно поручить сформулировать словосочетания или несложные предложения о том, где спряталось насекомое:

  • Гусеница под яблоком.
  • Бабочка укрылась под ромашкой.
  • Усатый жук заполз под куст и т.д.

Игра «Угадай, о ком загадка» Дети продолжают держать найденных бумажных насекомых в руках, воспитатель поочерёдно загадывает загадки, дети дружно отгадывают. Дети, у которых соответствующие насекомые, «пролетают» круг по группе и т.д.

Загадки о насекомых      

Муравей

Он работник настоящий, Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом.

Пчела

Сок цветов душистый пьет, Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила. А зовут ее пчела.

Бабочка

Она легка, красива, Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок.

Жук

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.
Божья коровка
Всех жучков она милей, Спинка алая на ней.
А на ней кружочки, Черненькие точки.

Комар

Не зверь,- не птица, Нос как спица;
Летит — кричит, Сядет — молчит.
Кто его убьет, Свою кровь прольет.

Подвижная игра «Превращения»

Воспитатель: Теперь дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два - вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Воспитатель называет насекомых, а дети летают, прыгают, порхают, издавая характерные звуки.

Воспитатель: комар Дети: з-з-з-з-з-... Воспитатель:пчела Дети: ж-ж-ж-ж-ж... Воспитатель: муха Дети: з-з-з-з-з... Воспитатель: шмель Дети: ж-ж-ж

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с птицами и животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четырех насекомых, птиц и животных, а детям предлагается угадать лишнего и объяснить свой выбор:
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, енот, паук;
кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
лягушка, комар, жук, бабочка.

Данную игру можно проводить и с опорой на картинки.

Копилка вопросов для беседы

Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?
Для чего нужны цветам насекомые?

По каким признакам можно определить, что это насекомое?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по б лапок.)

А паук - это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых (Муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Насекомые появились на свете очень давно и за такое долгое время
разделились на множество видов. Насекомые — существа мелкие и очень
хорошо приспосабливаются к любой среде. Ученые энтомологи установили
для определения насекомых несколько признаков:

тело насекомого состоит из 3 отделов: голова, грудь, брюшко,
на голове имееются пара усиков и фасеточные глаза,
на грудной части часто имеются 3 пары ног и 2 пары крыльев.
Однако есть насекомые, которые имеют всего
 7 пару крыльев, как мухи
и москиты.
 У некоторых, как у вшей и блох, крылья постепенно отмерли за
ненадобностью.

Слово "насекомое" произошло от слова "насечка", т.е. оно указывает на
то, что насекомые разделены насечками на части.

Игра «Подбери слово»

Воспитатель: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю... пчеле...таракану).

СЛОВАРЬ: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красненькая спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пёстрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Игра «Закончи предложение»

пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой

большие глаза, поэтому её называют ....

длинные усы, поэтому его называют ...

Наблюдение за насекомыми на прогулке

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Отмечает и сообщает детям, что бабочка умеет складывать свои крылышки и если потрогать крылья бабочки пальцами, то она может уже больше не полететь,  потому что на ее крылышках сотрется тоненькая пыльца и они будут болеть. Воспитатель призывает детей не ловить бабочек, а любоваться ими. Предупреждает: трогать её нельзя, бабочка крохотная, хрупкая, можно
нечаянно поломать крылышки.

Можно встретить мотылька и прочитать стихотворение Л.Модзалевского «Мотылёк»:
Расскажи, мотылёк, Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать День-деньской всё порхать?
- Я живу средь лугов В блеске летнего дня;
Ароматы цветов - Вот вся пища моя!
Но короток мой век - Он не долее дня;
Будь же добр, человек, И не трогай меня!

Затем можно предложить детям понаблюдать за насекомыми в траве, рассмотреть их внешний вид, как передвигаются.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что под ногами в густой траве муравьи спешат, бегут, каждый чем-то занят, что-то несут. Осторожно разводя руками траву, педагог комментирует: «Все уважают Муравьёв за то, что они всё время трудятся, никого не обижают. Мы тоже отойдём, не
будем им мешать. Только посмотрим, куда они спешат, что делают».

Понаблюдав за муравьями, дети могут послушать как поют птицы - они тоже рады тёплому лету!

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

Игра «Поймай комара»

Количество игроков любое.

Атрибуты: веревка длиной 0,5 метра, платочек

К верёвочке привязывают платочек - «комар». Взрослый держит веревочку так, чтобы «комар» находился на 5-10 см выше поднятой руки ребёнка. Дети, подпрыгивая, стараются прихлопнуть комара ладонями.

Игра «На что похоже»

Воспитатель обращает внимание детей на то, как ярко светит солнышко, веет тёплый ласковый ветерок: «Это лето красное к нам пришло. Кругом красиво: зелёная травка, цветы. Птицы щебечут. Все лету рады. Небо синее-синее, белые облачка плывут, а солнце улыбается, греет всех, любуется. Посмотрите, какие вы нарядные (обращает внимание детей на яркую одежду, ботинки, туфельки, сандалии) - лето красное пришло».

Воспитатель ведёт детей по полянке (участку), отмечает, какая красивая она стала, вся в цветах, кусты и деревья покрыты зелеными листочками, кругом насекомые, птички, ярко светит солнышко и т.д. Лето красное пришло, всё разукрасило.

Предлагает детям пройтись по полянке и решить, на что или на кого каждый из ребят похож (по элементам одежды и обуви, цвету волос и т.п.) Дети решают, кто похож на одуванчик (жёлтое  платье, рубашка), кто на ромашку (белое платье), кто на ласточку, кто на бабочку и т.д.

КВН «ЗНАТОКИ НАСЕКОМЫХ»

 Цель: закреплять знания детей о насекомых, их внешнем виде, повадках, местах обитания. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Желание наблюдать за ними, оберегать. Любоваться и т.д. В игре развивать память, логическое мышление, речь, внимание, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам. Воспитывать любовь к природе и родному краю.

Материал: «Пазлы»,

 Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада Вас видеть на нашем занятии. Сегодня мы с Вами проведём КВН «Знатоки насекомых». А вот знаете ли Вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Играть будут две команды. Одна команда будет называться «Бабочки», а другая «Кузнечики». У каждой команды есть капитан. Когда я буду задавать вопрос одной команде, игроки другой должны не подсказывать. У нас есть жюри и за каждый правильный ответ будет выдаваться команде флажок. Чья команда наберет больше флажков, та и победила.

Воспитатель: А сейчас предлагаю команд поприветствовать друг друга .

Приветствие капитанов команд:

«Бабочки»

Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

Впереди нас ждёт успех,

«Кузнечики» умнее всех.

Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.

«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:

а) Пришли мужики в лес без топоров,

   Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:

а) Целый день летает,

   Всем надоедает. (Муха)

б) Не моторы, а шумят, 
   Не пилоты, а летят, 
   Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Воспитатель:

А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Задания для команды «Кузнечики»

а) Пошла…на базар и купила самовар.

Б) Приходите…я вас чаем угощу!

В) Приходили к мухе….       Приносили ей сапожки.

Г) Приходила к Мухе  Бабушка -…

Задания для команды «Бабочки»

а) Вдруг какой-то старичок…

б) Вдруг откуда-то летит Маленький….

В) Прибегали…     Зажигали огоньки.

Г) Эй….       Бегите по дорожке.

Воспитатель:

Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.

«Бабочки»

  Суетня, беготня. Народ рабочий

Весь день хлопочет, Себе город строит. (Муравьи)

 

Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (Пчела)

 

Одежды не шьёт, Но ткань всегда ткёт. (Паук)

 

«Кузнечики»

  Он зелёный, попрыгучий, Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет, Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)

 

Не зверь, не птица, Носок как спица.

Летит - пищит, Сядет - молчит. (Комар)

 

Над цветком порхает, пляшет Веерком узорным машет. (Бабочка)

Физкультминутка

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

Воспитатель:

Сейчас нужно ответить на мои вопросы:

1) Как вы думаете, есть у насекомых враги? И кто они?

2) Почему кузнечик зелёного цвета?

3) А почему муравейник коричневый?

4) Зачем нужна насекомым такая окраска?

Воспитатель:

А сейчас следующее задание. Вам нужно нарисовать запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться и расскажите о нём.

Воспитатель:

Выходите по 2 человека из каждой команды. Игра называется «Пазлы».

(Дети собирают из частей насекомых).

Воспитатель:

Следующая игра называется «Насекомые-животные». Перед вами картинки с животными и насекомыми. Одна команда собирает животных, другая насекомых.

Воспитатель:

Последнее задание. Вам необходимо как можно больше рассказать пословиц и поговорок о природе. В конце КВН жюри подводит итоги. Затем награждение всех участников КВН.

После награждения дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Страна насекомых"

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром Воспитатель: Гупалова Стелла Анатольевна Тема: «Страна насекомых»  Цели: Воспитывать бережное отношение к окружающему мир...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ"

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ" Власова Наталья Васильевна, воспитатель       Цели: 1. Дать знания о правилах поведения при встрече с р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...