"Экология - это жизнь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал будет полезен воспитателям в экологическом воспитании дошкольников. Конспект НОД по познавательному развитию (мир природы) для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytaya_nod_po_ekologii_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Золотой ключик» г. Зернограда
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:
« Экология – это жизнь» для детей подготовительной к школе группы
Подготовила:
Воспитатель
Остапенко А. А.
г. Зерноград
2019 год
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие:
• продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (вода, почва, воздух);
• учить рассуждать, аргументировать суждения;
• совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.
Развивающие:
• развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;
• развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе;
• воспитывать экологическую культуру.
Методы и приемы
• Игровой
Игра «Собери мусор»;
Перемещение в лабораторию;
Дидактическая игра «Можно-нельзя»;
Дидактическая игра «Если бы я был волшебником».
• Словесный
Художественное слово;
Рассказ воспитателя.
• Наглядный
Слайды природа, профессия «эколог», экобаки, экомобили.
• Практические
Эксперимент по очищению воды;
Словарная работа: эколог, экобаки.
Оборудование:
Слайды, с изображением экологических катастроф, природы, экологов, экобаков и т.д., компьютер, наборы для экспериментирования с водой (одноразовые стаканчики, воронки, ватные диски, халаты, салфетки), урны плоскостные (красный, желтый, зеленый), мусор (целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, стаканчики, деревянные палочки, газеты, яблоко, картофель, морковь),плоская модель планеты серого цвета, картинки на двустороннем скотче, мольберт, музыкальное сопровождение, свеча, спички, тарелка, ватные палочки.
Предварительная работа:
• проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха
• беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля»
• труд в природе »
• просмотр документальных фильмов.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, что принято говорить при встрече? Давайте поздороваемся с нашими гостями. И встанем в круг.
Что за чудо - чудеса!
Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки)
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки)
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях)
Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки)
Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки)
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить».
Дети проходят и присаживаются на стульчики перед экраном
Недавно в новостях рассказывали, что где-то на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами, а в море после аварии на танкере, пролилась нефть. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда?
Дети: Это среда обитания и деятельности человека, весь окружающий человека мир. Это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Воспитатель: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют.
Кто нам помогает содержать дом в чистоте?
Воспитатель: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме?
Воспитатель: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
Воспитатель: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ.
Существует несколько способов очистки воды:
Промышленные (механические и химические) и бытовые (фильтрование, отстаивание, вымораживание).
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним один из способов очистки воды. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию.
Воспитатель: Скажите, какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов.
Дети: необходимо надеть халат; не шуметь и не вертеться.
Быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами.
Эксперимент «Очистка воды»:
Опыт проводится за «круглым столом».
Воспитатель: Верно. Приглашаю всех подойти к столу. Сейчас мы попробуем очистить вот эту воду.
Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание! Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?
Дети: фильтр стал грязный,
на нем остались большие и маленькие кусочки грязи).
Воспитатель: А вода стала чище?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.
Воспитатель: Кому нужна вода? А где ее можно встретить в природе?
Дети: в водоемах.
Воспитатель: Мы с вами сейчас отправимся к речке.
Физминутка:
«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
И отправились домой.
За ширмой на полянке разбросан мусор.
Воспитатель: Как еще человек загрязняет природу? Что еще, кроме воды, загрязняет человек?
Ответы детей
Хлам на тропинке, отбросы в реке,
Сор под деревьями, отходы везде,
Давайте исправим, чтоб видели все
Чистота в природе - должна быть везде.
Игра «Собери мусор».
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).
В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор).
(Делают выводы)
Воспитатель: В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте друзья учится у природы.
Воспитатель: А куда мы выбрасываем бытовой мусор?
Дети присаживаются перед экраном на стульчики.
Воспитатель: В крупных городах есть экологические баки - контейнер углубленного типа, пластиковый мешок находится глубоко в земле, благодаря этому процесс гниения проходит медленнее и не сопровождается специфическим запахом. Бак плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него. Существуют ядовитые отходы - старые батарейки питания, градусники, энергосберегающие лампочки, лампы дневного света, их необходимо сдавать в специальные места.
В больших городах, есть экологические боксы — для приема батареек, ламп и градусников, а для ламп дневного света - экобокс другого типа, экомобили разъезжают по городу и собирают испорченные, опасные, ядовитые предметы. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде.
(Делают выводы)
Воспитатель: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор?
Воспитатель: Вы всегда так поступаете?
Игра «Если можно хлопни, если нет –топни».
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Молодцы, знаете правила поведения в природе.
Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?
Дети: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.
Воспитатель: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
Дети: Горит свеча.
Воспитатель: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Дети: Копоть.
Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?
Дети: Черного.
Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Дети: пожаров, заводских труб.
Воспитатель: Как защитить воздух от дыма?
Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.
Воспитатель: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: На какой планете вы хотели бы жить?
Дети: красивой, цветной.
Воспитатель: Давайте представим, что мы превратились в волшебников, и каждый из вас должен подарить нашей планете подарок.
7. Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят подарки, объясняя их значение).
- Планета, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
- Планета, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
- Планета, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
- Планета, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
- Планета, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
- Планета, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
- Планета, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
- Планета, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
- Планета, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
- Планета, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные и очень любят собирать люди.
Воспитатель: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету! »
(Я. Аким)
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали?
О чем мы говорили?
Кто такие экологи?
Чем они занимаются?
Что нужно делать с мусором?
Что мы делали?
На какой планете вы хотели бы жить?
Что для этого нужно делать?
Дети:
• человек загрязняет почву, воздух;
• природе надо помогать;
• экологи — защитники природы;
• мусор нужно выбрасывать в экологические баки;
• вспомнили один из способов очистки воды;
- На яркой, красивой чистой;
- Не загрязнять нашу планету.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении воды, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы. И за это я хочу вручить вам эмблемы «Юные Защитники природы»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "экология в жизни детей"
консультация "экология в жизни детей"...
Конспект занятия по ознакомлению с экологией "Тайна жизни животных" подготовительная группа
Занятие проводила после предварительной работы - семейные проекты "Животный мир"....
экология в жизни ребенка
Экологическому воспитанию отводится огромная роль в современном образовательном процессе. Кроме того экологическое образование детей - это огромный потенциал их всесторонеего развити...
Консультация для родителей "Экология в жизни ребёнка"
Эта консультация поможет родителям понять , что такое экология и для чего она нужна. Что это такое экологическое воспитание дошкольников....
Проект о взаимосвязи музыки и экологии в жизни и работе ДОУ "Звуки вокруг нас"
Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее... ...
консультация для родителей "Экология в жизни ребенка"
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экол...
Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»
Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»...