консультация для родителей "Экология в жизни ребенка"
консультация на тему

Суворова Галина Николаевна

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx472.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме

«Экология в жизни ребенка»

    Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

   Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

 

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).

  Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

    Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

   Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

  Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.

   Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

- Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

- Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

C:\Users\Technic\Desktop\Photo manipulation of 03_Human and Green World 176_City_in_Future.jpg

Стихи об экологии

Чтобы цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика –

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

C:\Users\Technic\Desktop\depositphotos_4478053-stock-illustration-ecology-green-planet-vector-concept.jpg

Экология в упадке

Слой озонный слишком шаткий

Ну, когда же мы поймем?

Это дом, мы в нем живем

Землю мы считаем раем

Сами же и отравляем

Мусора завалы, груды

Впрочем, урны есть повсюду

На лицо, накинув тень

В урну бросить мусор лень

«лучше использованный товар

Бросить здесь на тротуар

В парках, скверах, и аллеях

Кучи мусора белеют

И признаться, стыдно даже

Словно свалка наши пляжи

В космос сорок лет летаем

И его мы засоряем

Ну, когда придет сознанье

В уважении мироздания?

Двадцать первый ныне век

Будь умнее, ЧЕЛОВЕК!

C:\Users\Technic\Desktop\14234886-Ecological-background-with-kids-and-globe--Stock-Vector-planet-kids-ecology.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...

Консультация "Математика в повседневной жизни ребенка"

Консультация для родителей "Математика в повседневной жизни ребенка". Старший дошкольный возраст....