Методическая тема "Малыш в мире природы
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskih_predstavleniy_u_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 41 КБ |
plan_malysh_v_mire_prirody.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Методическая тема:
Формирование экологических представлений
у детей раннего дошкольного возраста
«Малыш в мире природы»
Первая младшая группа
Бледнюк Светлана Владимировна
2019
«Мир, окружающий ребёнка,
это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский.
Цель: Формирование экологической культуры у детей раннего возраста.
Задачи:
- Поддерживать познавательную активность, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой, воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
- Воспитывать у детей гуманное отношение к живому, вместе с чувством удивления и восхищения, развивать у детей первые эстетические представления.
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе деятельности детей;
- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, интерес к художественному слову.
- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, воспитывать отзывчивость.
Краткое содержание:
- консультации для родителей;
- мини-экскурсии, наблюдения;
- совместные с родителями мероприятия;
- выставки, конкурсы.
Место проведения: МКДОУ Детский сад «Сказка»
Сроки проведения: 2019 – 2020 учебный год.
Возраст детей: 1 – 3 лет
Ожидаемые результаты:
- Дети смогут иметь первоначальные представления о живой и не живой природе.
- Отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
- Появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Появится желание наблюдать и экспериментировать, анализировать, делать выводы (с водой, песком, снегом)
По дорожке, по тропинке
Я в зеленый лес бегу
Я не трону паутинку
И ромашку не сорву…
Актуальность:
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.
Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.
Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.
Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Но, если, родители, будут продолжать работу с ребенком по экологическому воспитанию в семье, то у детей сформируются экологическое сознание, ориентированное поведение и деятельность в природной среде, гуманное отношение к живым существам; повысится экологическая культура дошкольника.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Реализация данной темы будет проходить в три этапа.
Подготовительный этап включает в себя:
- изучение литературы по экологическому воспитанию детей раннего возраста;
- подготовка материала для проведения мини-экскурсий и наблюдений;
- подбор методических материалов в соответствии с задачами.
Во время основного этапа работы запланированы следующие мероприятия:
- консультации для родителей;
- выставки и конкурсы;
- мини-экскурсии и наблюдения;
- информационно - ознакомительные мероприятия;
На заключительном этапе планируется анализ результатов по данной теме и ее презентация.
Предварительный просмотр:
План работы на 2018-2019 год
Сентябрь | Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Работа с детьми | Игры с песком: «Мы лепили калачи» Чтение: «Водичка, водичка…». | Мини-экскурсия: «Мы на клумбу с лопаткой пришли» | Чтение: «Петушок, петушок…», «Курочка ряба» Рисование ватными палочками «Осенний лес» | Наблюдения: «Листопад», «Облака бегут по небу», «Это что за птица» Осенний праздник | |
Работа с родителями, сотрудниками | Домашнее задание: Составление семейной газеты на тему «Летний отдых на природе» | Конкурс на тему: «Дары Осени» | |||
Октябрь | Работа с детьми | Дидактическая игра: «Кто где живет?» | Наблюдения: «Золотой ковер» Рисование пальчиками «Зернышки для петушка» | Чтение: «Заболел наш петушок», «Птичка» | Наблюдения: «Дождик, дождик, кап да кап», «Стало холоднее» |
Работа с родителями, сотрудниками | Благоустройство участка детского сада. Уборка клумб, огорода. | Информация для родителей: «Подвижные познавательные игры на природе» | |||
Ноябрь | Работа с детьми | Наблюдения: «Кто в листочках живет?» Загадки о природе. | Чтение: «Солнышко катилось», «Козленок» | Наблюдения: «Синий, синий иней» | Мини-экскурсия: «Храбрая елочка» Чтение: «Волк и семеро козлят» |
Работа с родителями, сотрудниками | Рекомендации для воспитателей: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» | Привлечь родителей в изготовлении игр по экологии своими руками. | |||
Декабрь | Работа с детьми | Наблюдения: «Где же листочки? Экспериментирование: «Холодный снег» | Подвижная игра: « Зайка беленький сидит» Чтение: «Кот на печку пошел», «Где чей дом?» | Наблюдения: «Белый снег пушистый» Дидактическая игра: «Найди детеныша?» | Мини-экскурсия: «Белая береза под моим окном» Чтение: «Жгуч мороз…», «Зима» |
Работа с родителями, сотрудниками | Привлечение родителей в оформлении «Снежного городка» | Конкурс: «Волшебная снежинка» | |||
Январь | Работа с детьми | Чтение: «Заюшкина избушка» Развлечение: «Раз снежок, два снежок» | Мини-экскурсия: «Птичья столовая» Подвижная игра: «У медведя во бору» | Чтение: «Уж ты зимушка…» Наблюдения: «Снег на крыше на крылечке» | Наблюдения: «Каждый поднял воротник» Дидактическая игра: «Кто где живет?» |
Работа с родителями, сотрудниками | Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега» | Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега» | |||
Февраль | Работа с детьми | Наблюдения: «Падают снежинки» Чтение: «Выпал снег, упал мороз…», «Белый снег пушистый…» | Рисование пальчиками: «Вот какой снежок» | Чтение: «Снигирек» Проблемная ситуация: «Почему снег грязный?» | Беседа: «Морозов в шубке не боюсь» |
Работа с родителями, сотрудниками | Консультация для родителей: «Игры с детьми зимой» | Составление семейной газеты на тему «Зимние забавы» | |||
Март | Работа с детьми | Экспериментальная деятельность: «Веселый огород» Наблюдения: «Снег теперь уже не тот» | Дидактическая игра: «Найди детеныша?» Наблюдения: «Птичий щебет» | Развлечение: «Масленица пришла – прощай зима, здравствуй весна!». | Мини-экскурсия: «Растет она вниз головой» Беседа на тему: «Весна-красна» |
Работа с родителями, сотрудниками | Привлечение родителей в подготовке развлечения: « Масленица» | Информация для родителей: «Осторожно сосульки» | |||
Апрель | Работа с детьми | Чтение: «Солнышко – колоколнышко…», «Солнышко катилось…», «Солнце светит всем зверушкам…» | Подвижная игра: «У медведя во бору» Беседа: «Во саду, ли в огороде» | Рисование пальчиками коллективная работа: «Дождик, дождик – кап, кап, кап» | Наблюдения: «Красный сарафанчик. Черные горошки» Развлечение: «Весна пришла» |
Работа с родителями, сотрудниками | Изготовление скворечников: «Построим птичкам дом» | Участие в развлечении: «Непослушный колобок» | |||
Май | Работа с детьми | Наблюдения: «Озорной ветерок» | Экспериментирование: «Водичка-водичка…» | Наблюдения: «Солнышко – колоколнышко» | Наблюдения: «Дождик-дождик, пуще…» |
Работа с родителями, сотрудниками | Информация для родителей: «Игры с песком и водой» | Участие в акции: «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Реабилитация детей посредством ознакомления с миром природы"
В центре моей работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. Большое внимание я уделяю воспитанию любви к родн...
Компьютерная презентация методической разработки на тему «Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального...
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
Методическая разработка конспекта ООД по ознакомлению с миром природы "Весна в жизни лесных зверей"
Конспект ООД расчитан для детей старшего возраста...
Методическая разработка занятия по ознакомлению с миром природы_Воспитатель России 2018г._Линдеберг С.В.
Конспект игры-занятия по ознакомлению с миром природы для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Заметка в газету". Занятие направлено на обогащение знаний детей о природе через ис...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...
Методическая разработка по организации образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы по теме: «В мире стекла» для детей средней группы.
Методическая разработка по организации образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы по теме: «В мире стекла» для детей средней группы....